Конспект открытого урока по русскому языку«Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Зимина Мария Юрьевна

Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном и его грамматических признаках. С учетом цели урока составлены задачи. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vremena_goda._zima._imya_sushchestvitelnoe._zakreplenie.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».

  • Цель: обобщить знания об имени существительном, как части речи и его грамматических признаках;
  • организовать и провести индивидуальную и дифференцированную работу;
  • развивать мышление, речь, расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс», карточки, сообщения учащихся.

Ход урока

I.Организационный момент.

[Какие времена года вы знаете?]                                                                          

[Какой сегодня день недели?]

[Сегодня среда.]

[Какой сейчас урок?]

[Сейчас урок русского языка.]

II. Фонетическая зарядка.

Послушайте внимательно, как говорит учитель.

Прочитайте правильно слова.

Существительное

Одушевленное

Неодушевлённое

Собственное

Единственное число

Множественное число

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас урок закрепления об имени существительном. Урок у нас будет необычный.

Послушайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром.

Это зима.

(сообщение ученика)

Зима - самое холодное время года. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу.

Ребята, а вы любите зиму? Вы знаете, приметы, пословицы о зиме?

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

Зимой бывают морозы. А мороз – самый лучший художник.

VI. Чистописание.                      

 Зима – удивительное время года. Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю. К нам в класс тоже залетели снежинки, но это необычные снежинки. На них для вас задание от зимы, которое вы будете выполнять.

1 снежинка

Зима предлагает вам красиво, правильно написать букву, а какую, вы отгадайте.

 Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

Отгадали. Какая это буква?

Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы.

З з

 К слову ЗИМА подобрать однокоренные слова и записать, выделить корень

зима, зимушка, зимний

К какой части речи они относятся эти слова?

Это имена существительные

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.

Вот «Волшебный сундучок» в нём живут вопросы. Сундучок открывается.

 

V. Актуализация знаний об имени существительном.        

Что такое имя существительное?

Что оно обозначает?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

Какие существительные отвечают на вопрос кто?

Какие существительные отвечают на вопрос что?

Какие имена существительные называются собственными?

Какого рода бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Какими членами могут являться существительные в предложении?

 Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени существительном.

VI.Словарная работа.  (за экраном)                

Запишите в тетради

Словарный диктант.

Записывать будем в строчку, через запятую, ставя ударение.

В..робей, дев..чка,  уч..ник, снегирь, мороз, север, месяц, заяц, берёза, Москва.

А теперь давайте проверим.

Какие это слова? Их можно проверить?

Это словарные слова.   Проверить слова нельзя, , так как здесь непроверяемая безударная гласная в корне.

Слова нужно запомнить.

VII. Закрепление изученного материала.            

На какие 2 группы можно разделить слова? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?

Разделите в два столбика. В первый – одушевлённые существительные, во второй– неодушевлённые.;

в..робей                        берёза

дев..чка                         мороз

уч..ник                          север

снегирь                         месяц

заяц                               Москва

Чем слово Москва отличается от других слов?

Какое знаем правило?

У зимы есть помощники. Назовите зимние месяцы.

Каждый из месяцев подготовил для вас задание.

(сообщение ученика декабрь )

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

Задание Декабря.

Мы вспомнили, что существительные бывают трёх родов. Определите род имён существительных.

Слова на слайде.

М. р.                      Ж. р.                             Ср. р.

мороз                   сосулька                      солнце

медведь                рябина                          дерево

снег                       лошадь                         пальто

Давайте проверим. Как определить род существительных?

Давайте составим с одним из этих слов предложение по схеме.

                                                                  Как?  Что делает?  Какое?   Что?        

Утром выпал пушистый снег. Ярко светит зимнее солнце.

Найдите в предложении существительные, определите род, число, каким членом предложения являются.

Запишите предложение в тетрадь и разберите его по членам предложения.

Задание Января

Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?                  

(сообщение ученика об январе)

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

Вот задание Января.

Имена существительные изменяются по числам.

Они могут употребляться в единственном числе или во множественном числе.

Январь предлагает вам, указать число имён существительных.

Ед.ч.

Пирог

Рыбак

Снежинка

Берёза

Окна

Мн. ч.

Очки

Ножницы

Брюки

Что изменяется у существительных при изменении по числам?

Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Задание Февраля.

А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд.

Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.) Что нужно сделать, для того, чтобы текст был  понятным? (вставить пропущенные слова).

Вставьте существительные и разделите текст на предложения.

Зима в лесу.

   Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

Итог урока

Домашнее задание

Записать текст в тетрадь, придумать 2 загадки о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc

Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Имя существительное"

Конспект открытого урока по  русскому языку во 2 классе....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Открытый урок по русскому языку "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые" Уточнить и расширить свои представления о категориях одушевлённости и неодушевлённости. Выяснить почему ...