Главные вкладки

    План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Элекина Галина Федоровна

    Тип урока:  закрепление изученного материала.

     

    Цели урока:

    1) Обучающая:

    -закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;

    -формировать умение подбирать синонимы и антонимы к данному слову; находить их в тексте и употреблять в речи;

    - продолжать знакомство с многозначными словами.

    2) Развивающая:

      - развивать речь;  орфографическую зоркость, внимание, память и  мышление  учащихся;

     - обогащать и активизировать словарный запас; расширять кругозор учащихся;

     - способствовать формированию коммуникативных, информационных, технологических  компетентностей.   

    3) Воспитывающая:

      - воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательное   отношение друг к другу, уважение к мнению товарищей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

    Учитель: Элекина Галина Федоровна

    Класс:  4 класс Г

    Тема урока: Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

    Тип урока:  закрепление изученного материала.

    Цели урока:

    1) Обучающая:

    -закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;

    -формировать умение подбирать синонимы и антонимы к данному слову; находить их в тексте и употреблять в речи;

    - продолжать знакомство с многозначными словами.

    2) Развивающая:

      - развивать речь;  орфографическую зоркость, внимание, память и  мышление  учащихся;

     - обогащать и активизировать словарный запас; расширять кругозор учащихся;

     - способствовать формированию коммуникативных, информационных, технологических  компетентностей.    

    3) Воспитывающая:

      - воспитывать самостоятельность, аккуратность, доброжелательное   отношение друг к другу, уважение к мнению товарищей.

    Оборудование:

    • Учебник «Русский язык» 2 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина  Москва «БАЛАСС»   2003  год.
    • Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Москва. «Баласс» 2006 г.
    • Раздаточный материал – конверт с карточками.
    • Компьютер, проектор, презентация.
    •  Толковый словарь Ожегова, словари синонимов, антонимов.

    План.

    I. Орг. момент  - 1 мин.  

    II. Минутка чистописания  – 3 мин.

    III. Словарно-орфографическая работа  – 5 мин.

    IV. Проверка домашнего задания – 3 мин.

         V. Определение темы урока и постановка целей – 2мин.

         VI.Закрепление знаний  изученного материала – 19 мин.

    VII. Физкультминутки – 3 мин.

    VIII.  Итог урока – 3 мин.

          IX. Домашнее задание – 1 мин.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    Учитель:                                                                                                                                        - Посмотрим друг на друга.

    Если день мы начнем с доброго взгляда, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Вы согласны со мной? Пожелаем друг другу  и нашим гостям доброго дня взглядом и улыбкой.    

     Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие руки, сообразительная голова.  Готовы?

    - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    II.   Минутка чистописания.

     Внимательно посмотрите на данную запись: слайд 1.

    доктор - врач

    рев     -       ?

    зов     -       ?

    ураган -    ?

    Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.

    Д. К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на

    на букву ч: доктор - врач, рев - плач, зов - клич, ураган - смерч. Во всех

    словах правого столбика имеется согласная ч. 3начит, сегодня на минутке

    чистописания мы будем писать букву ч.

    У. Сегодня на уроке согласную ч мы напишем с буквами, которые являются

    непроверяемыми гласными в слове ураган.

    Д. Это буквы у а.

    У. Откройте тетради по чистописанию на стр. 47. Какие слова вам еще

    предстоит написать? Что вы интересного заметили в этих словах? Пишем

    букву ч, соединение букв и слова человечность и человеколюбие. Обратите

    внимание на наклон, высоту букв, соединения. Помните о правилах посадки. Слайд 2.

    III. Словарно-орфографическая работа.

    1. Прочитайте слова, записанные на доске. По какому признаку собраны все

    слова? Слайд 3.

    Р…бота, тру…, …тчизна, св…бода, ист…на, род…на, ра…ство, т…варищ, дру…, ло..ь.

    Выполните задание, которое зашифровано с помощью цифр. Что вам надо

    сделать?

    а) 10-4+6

    Д. Надо разделить слова на две группы. В первую группу войдут слова с

    непроверяемой гласной в корне слова во вторую - слова с парной согласной.

    У. Вставьте пропущенные буквы, запишите, выделите орфограммы. Проверьте в парах. Слайд 4.

    2. Индивидуальная словарная работа:

    1 ученик за компьютером (тренажер)

    Сер  це,  иску  тво,  лес ница,  вет  р,  ф нарь,  к ридор,  к  рн  вал,  ц тата,

    р шение.

    IV.Проверка домашнего задания.

    Дома вы должны были выполнить небольшую исследовательскую работу. Вам были даны тексты. Нужно было определить,  какие части речи преобладают в тексте и сделать вывод. Каждая группа делают выводы по своему тексту.

    - В тексте преобладают имена существительные. Их 19. Слов других частей речи – 31.

    Какой вывод можно сделать?  Слайд 8.

     Имя существительное - самая большая часть нашей речи. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное.  Имена существительные обозначают предметы, явления природы, состояния человека.

    V. Определение темы урока и постановка целей.

    Посмотрите еще раз на слова, с которыми мы сейчас работали: Работа, труд, Отчизна, свобода, истина, родина, рабство, товарищ, друг, ложь.

     По какому еще признаку я объединила их  в одну группу? (имена существительные)

    Выполните задание, которое зашифровано с помощью цифр

    б) 10=2+2+2+2+2

    У. Что надо сделать?

    Д. Слова разбить попарно.

    У. Скажите, по какому признаку их можно разделить на пары?

    Назовите пары.

    Работа, труд;  свобода, рабство;  товарищ, друг;  Отчизна, родина;  истина, ложь.

     Слайд 5.

    Сформулируйте тему и цель урока.

    Используйте опорные фразы на доске. Слайд 6.

    Расширить и углубить...

    Учиться находить, правильно подбирать и использовать...

    Сегодня мы отправимся вместе с именем существительным в чудесный мир

    лексики, поговорим о роли имен существительных в речи, вспомним, как

    называются слова, имеющие несколько значений, слова с одинаковым и

    противоположным значением и будем применять наши знания на практике.

    А девизом нашего урока будут такие слова: День, когда ты ничему не научился, прошел зря. Слайд 7.

    - Как вы понимаете эти слова?

    VI.        Закрепление изученного материала.

    1. Запись под диктовку.

    Рукав пиджака, старый аэроплан, рукав реки, горькая правда, серебро

    снегов, сладкая ложь, большой самолет, чистое серебро.

    Что вы записали? (Словосочетания)

    Расскажите о написании слов, из которых состоят словосочетания.

    А теперь, задания группам: объедините словосочетания по лексическим

    группам. Обоснуйте свои действия. Слайд 9.

    Д. Можно объединить словосочетания рукав пиджака и рукав реки. Здесь слово рукав многозначное. Оно называет сходные между собой предметы. Можно объединить словосочетания чистое серебро и серебро снегов. В первом словосочетании слово употребляется в прямом значении: серебро -драгоценный металл серовато - белого цвета. Во втором словосочетании серебро употреблено в переносном значении. Снег имеет цвет серебра, (снег блестит, как серебро).

    В словосочетаниях старый аэроплан и большой самолет есть слова, близкие по значению – синонимы.

    В словосочетаниях сладкая ложь и горькая правда есть слова, противоположные по смыслу - антонимы.

    2. Теоретическая  минутка.

    Грамотная практическая работа невозможна без знания теоретического материала, поэтому вспомним:

    - Какова роль имен существительных в речи?

    - Что обозначают имен существительные в речи? (Имена существительные обозначают предметы, явления природы, состояния человека)

    - Для обозначения одного и того же  предмета или явления в русском языке есть слова близкие по значению, но разные по звучанию.

    Как называются такие слова?  ( Синонимы).

    Приведите примеры.

    Итак, синонимы - это слова, обозначающие одно и тоже, но по-разному, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. Использование синонимов делает нашу речь точной, выразительной и яркой.

    - Слово в русском языке может иметь несколько значений. Как называются такие слова?

    Д. Такие  слова называются многозначными.

    Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

    Д. Нужны слова-помощники.

    У. Можете вы привести примеры многозначных слов? Дети приводят примеры.

    Итак, мы можем понять значение слов по контексту, как вы сказали, с помощью слов-помощников.

     А что это за слова: день –ночь, холод – жара, огонь – вода? Слайд 10.

    Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

    3. Игра «Наоборот». Дети записывают слова-антонимы.

    VII. Физминутка.

    Игра на внимание.

    Чудеса у нас на свете:

     Стали карликами дети.

    А потом все дружно встали,

     Великанами мы стали.

    Я произношу «великаны» или «карлики» и одновременно показываю движения. Мои движения не всегда соответствуют словам, поэтому дети следят за словами.

     4. Знакомство со словарями.

     Ребята! Вы подобрали много слов. И я думаю, что в вашем лексиконе, т.е. словарном запасе есть еще много замечательных и нужных слов. А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который знал их все.

    Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос».

    Как вы думаете, где «хранятся» все слова? Куда вы можете обратиться? Какую помощь могут оказать словари?

    Д. Правильно писать слова, говорят об их истории, расширяют кругозор.

    У. Сегодня в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем?

    Игра «Узнай словарь». Загадывают дети.

    1. Мое назначение - объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов.

    (Толковый словарь.)

    1. Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами.

    (Словарь синонимов.)

    1. Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению.

    (Словарь антонимов.)

    1. У меня вы можете узнать о значении иностранных слов.

    (Словарь иностранных слов.)

    -Умеете ли вы работать со словарем? Всю ли информацию вычитываете?

    • В каком словаре можно узнать о многозначности слова?

    . Слайд 11-13

    5. Письмо по памяти.  Слайд 14.

    Гроза прошла, и ветка белых роз

    В окно мне дышит ароматом.

    Еще трава полна прозрачных слез,

    И гром вдали гремит раскатом.

    А. Блок.

    Сколько сущ. в первом предложении?

    Обозначить орфограммы, найти гл. члены предложения, объяснить

    знаки препинания.

    Задание 1-2 группе:

    В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о

    слове гроза. Слайд 15.

    Что означают цифры 1и 2 в словарной статье.

    В каком значении употребляется это сущ.?

    Составьте предложение, употребив 2 значение.

    Задание 3-5 группе:

    Пользуясь словарем синонимов подберите синонимы к слову аромат. Состаьте предложение с одним из синонимов.

    Зарядка для глаз с использованием тренажера Базарного.

    7. Самостоятельная работа.

    Дети выполняют упр.113. самостоятельно (выписывают существительные -  синонимы).

           В это время 4 «сильных» ученика получают индивидуальное задание. Работают по инструкции в парах, используя словари. Проверка после выполнения.

    1.Что здесь лишнее. Найдите и расскажите. Подберите еще по

    одному синониму, если можно.

    воин, боец, горожанин

    огонь, дым, пламя

    лошадь, конница, кавалерия

    темнота, мрак, ночь

    2.Прочитайте предложения. Исключите одно из них. Почему?

    Подберите синонимы к выделенным словам, пользуясь словарем.

    1. Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло,
      истину и ложь, красоту и безобразие.
    2. Книга - учитель, книга - наставник, книга - близкий товарищ и
      друг.
    3. Книга - волшебник, умеющий небыль в быль превратить и в
      основу основ.

    8. Работа с текстом  (работа в микрогруппах)

    Отредактируйте текст. Выберите из каждой пары синонимов один, который наиболее точно отражает содержание приведенных ниже предложений, и вставьте его на месте пропусков.

    1 .У нашего щенка забавная                                         (рожица, мордочка)

    2.        В библиотеке мы взяли        (учебник, книгу)
    Марка Твена для урока внеклассного чтения.

    3.        (Любовь, влюбленность, увлечение, страсть)
    к народной сказке и песне,        (Интерес,
    заинтересованность) к русским былинам и          (сказаниям,
    преданиям) Васнецов пронес с детства до глубокой старости.

    Проверка. Слайд 16.

    VIII . Итог урока.

    - Какова была  цель нашего урока?

    - Как вы считаете, в процессе работы достигли мы цели?

     Какие группы слов мы повторили  на уроке? Что такое

    синонимы, антонимы, многозначные слова?  Приведите примеры.

    Для чего мы используем в своей речи синонимы?  Когда человек обращается к словарям? Что можно узнать из разных словарей об именах существительных?

    Где вам могут пригодиться знания?

    Кто доволен своей работой? Оцените свою работу на уроке, используя карточку «Светофор».

    Выставление оценок.

    IХ. Домашнее задание.

    Работа над развитием устной и письменной научной речи.

    Упражнение 115 ( написать небольшой текст, используя план, на тему «Роль имен существительных в речи»)

    Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль имён существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

    Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Цель урока: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начал...

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

    Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

    Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc

    Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...