Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Седова Елена  Сергеевна

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Седова Елена Сергеевна

Место работы, должность: СПб, Колпино, ГБОУ СОШ №401, учитель начальных классов

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Программа: «Школа России»

Тема урока: Склонение имён существительных.

Цели и задачи урока:

Предметные:

познакомить с падежами имен существительных;

 формировать  умение изменять имена существительные по падежам;

  развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

развивать умение формулировать цели своей деятельности;

развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные:

развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать

Оборудование урока: презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с падежными вопросами, тесты.

Ход урока:

Орг. момент. 

У. Посмотрите на меня, я хочу видеть ваши глазки.  Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь. С каким  настроением вы пришли на урок? Если с хорошим покажите солнышко, а плохое настроение -  тучку. Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! У. Сегодня у нас новая тема урока. Какая? Вы узнаете чуть позже.

Сегодняшний урок мы начнем с повторения пройденного. Откройте тетради, отступите две линейки, запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите: Классная работа.

Минутка чистописания.

На доске написано три слова. (Москва, Россия, корова)

Подумайте, чем отличаются эти слова? (собст. и нариц. имена сущ.)

Что общего у этих слов? (это имена сущ-е, ед. ч.,  ж.р., непроверяемый безударный гласный звук О в корне слова).

Молодцы. Давайте пропишем букву О. (пишу на доске). Напишите еще одно слово с непр. Гл. звуком О в корне слова.

Постановка проблемы.

Ребята, а что такое  Москва? (это столица России). Правильно. В Москву приезжают очень много гостей из других стран. Недавно в Москву приезжал мой друг из Италии. После поездки он отправил мне письмо. Давайте его прочитаем. (листок желтого цвета)

Здравствуй, милый друг! Я не могу забыть Москва. Я помню, как я гулял вечером по Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Италии, твой друг Густаво.

Есть ли в письме ошибки? (да, в слове Москва). Давайте исправим эти ошибки, а для этого нам необходимо выписать словосочетания со словом Москва, изменив окончания имен сущ-х.

Забыть (что?) Москву

Гуляли (по чему?) по Москве

Гордиться (чем?) Москвой

Думаю (о чем?) о Москве

Проверка.

Анализ работы.  (на листке оценивания)

_ Кто выписал все 4 словосочетания и правильно выделил окончания? На листке оценивания в задании под № 1 поставье + в графе умею.

- Кто выписал три словосочетания или допустил 1-2 ошибки? Поставьте + в графе понимаю.

У кого возникли затруднения с выполнением этого задания? Поставьте + в графе затрудняюсь.

Мы выписали словосочетания.

Какое слово изменили? (Москва)

Что изменилось в слове? (Окончание)

С помощью чего мы изменили слова? (с помощью вопросов)

(изменение сущ-х по вопросам)

Правильно. Изменение имен сущ-х по вопросам наз-ся изменение по падежам или склонение по падежам.

Попробуйте сказать, что мы будем изучать на этом уроке ?

Откройте учебники на с. 37. Рассмотрите таблицу склонения имен сущ-х. Сейчас вы будуте работать самостоятельно по инструктажу (листок оранжевого цвета), который лежит у вас на партах.

Инструктаж

Ответьте на вопросы, записываете только ответ:

  1. Сколько падежей в русском языке?
  2. В каких падежах есть одинаковый вопросы?
  3. В каком падеже есть предлог?
  4. Какие имена сущ-е изменяются по вопросам Кто? Кого? Кому? Кем? О ком?
  5. Какие имена сущ-е изменяются по вопросам Что? Чего? Чему? Чем? О чём?

Проверка.

Анализ работы.

_ Кто ответил правильно на все вопросы? На листке оценивания в задании под № 2 поставье + в графе умею.

- Кто ответил правильно на 3-4 вопроса? Поставьте + в графе понимаю.

У кого возникли затруднения с выполнением этого задания? Поставьте + в графе затрудняюсь.

Физкультминутка:

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

7. Закрепление нового материала. Итак, имена существительные изменяются по падежам, или склоняются. Найдите это правило в учебнике на с. 37, 38. Прочитайте вслух.

А теперь поучимся изменять слово по падежам. Перед вами слово ум.(пишу на доске) Какая это часть речи? На какой вопрос оно отвечает?

И.п. что? ум.

Р.п. чего? ума.

Д.п. чему? уму.

В.п. что? ум.

 Т.п. чем? умом.

П.п. о чем? об уме.

Посмотрите на упр. 66 на с. 38. Выполните его самостоятельно. 1 вариант измените слова ЛИСА, 2 вариант слово ТРАВА. Проверим, как вы выполнили задание.

Анализ работы.

_ Кто правильно выполнил склонение сущ-го ? На листке оценивания в задании под № 3 поставье + в графе умею.

- Кто допустил 1-2 ошибки? Поставьте + в графе понимаю.

У кого возникли затруднения с выполнением этого задания? Поставьте + в графе затрудняюсь.

Подведение итогов. О чем мы говорили сегодня на уроке? Как должна была звучать тема нашего сегодняшнего урока? (“Склонение имен существительных”)

Если осталось время!!!!!

13. Воспитательный момент. Дома вам надо будет выучить падежи, чтобы не получилось как в стихотворении “Ленительный падеж”.

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?

Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать 
Какой-нибудь предлог.

Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.

А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.

Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые 
Изменят имена.

- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые 
Придумать имена?

Ведь я падеж Творительный 
Нарочно не учу:
Трудиться
А тем более
Творить 
Я не хочу.

- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, просительный!

Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.

 

(Г.Граубин)

14. Домашнее задание. В тетрадях на печатной основе с. 28 упр. 59, 60, правило на стр. 37 в учебнике наизусть. (написать на доске)


Листок оценивания.

Задание

Умею

Понимаю

Затрудняюсь

Итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc

Тема: Определение рода имён существительных.Тип урока: открытие нового знания.Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительног...

Открытый урок по русскому языку на тему «Род имени существительного» 3 А класс

Педагогические цели-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;Тип урокаУр...