Конспект открытого урока по русскому языку Тема: Определение рода имен существительных/ 3rkfcc
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сарыймова Ильвира Ханафиевна

Тема: Определение рода имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомить со способом определения рода существительного;

-активизировать и расширять словарь учащихся, развивать память и внимание, корректировать слух и произношение;

- воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_3kl_saryymovoy_i.h.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Набережночелнинская школа № 88 для детей с ОВЗ»

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: Определение рода имен существительных

                                                                   учитель начальных классов

                                                                          Сарыймова Ильвира Ханафиевна

2019 год

Предмет: русский язык

Класс: 3а

Дата: 7.02.19г.

Тема: Определение рода имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомить со способом определения рода существительного;

-активизировать и расширять словарь учащихся, развивать память и внимание, корректировать слух и произношение;

- воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

-осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

Метапредметные:

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род имён существительных.

Оборудование:

 грамматические конструкции, карта «Острова» (части речи), дополнительная карта «Острова» (существительные мужского, женского, среднего рода), тетради учащихся, слайд (отрывок стихотворения А.Блок «Ветхая избушка»), таблички со словами, таблички с записью предложений, чистые листы бумаги, таблички с названием рода существительного, модели градусника.

Ход урока:

Фонетическая ритмика (работа над плавностью речи, автоматизация звука [к])

-Ребята, будет ритмика (педагог произносит за экраном)

   Ветхая избушка
  Вся в снегу стоит.
  Бабуш
ка-старушка
  Из о
кна глядит.
      Вну
кам-шалунишкам
      По
колено снег.
      Весел ребятиш
кам
      Быстрых сано
к бег...     

1.Организационный момент

-Будет урок русского языка (педагог произносит за экраном).

2.Чистописание

 (слайд)

- Ребята, запишите число, день недели в тетрадь.

- Запишите буквы аккуратно в тетрадь.

3.Сообщение цели урока.

-Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

- Найдите в стихотворении А.Блока «Ветхая избушка» существительные ед.числа и запишите их в тетрадь.

-Проверьте свои записи.

(на доске таблички- слова)

избушка в снегу бабушка старушка из окна по колено бег

-Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают.

4.Актуализация знаний (слуховая работа)

Блиц – опрос. Продолжить предложение. Каждый учащийся вытягивает табличку с записью предложения, произносит его за экраном, остальные повторяют и заканчивают его.

  1. Имя существительное – это…                                          часть речи
  2. Имя существительное обозначает…                                предмет

3.   Имя существительное отвечает на вопросы…                кто? что?

4.   Имя существительное в предложении может быть…   подл., второст. член

5.   Имена существительные бывают …                               одушев – неодушев

6.   Имена существительные бывают …                               собст.- нариц                           

7.   Имена существительные изменяются …                        по числам

8.   Имена существительные живут на …                            Жёлтом острове

5. Подводящий диалог к формулированию новой темы

-Ребята, вы нашли в стихотворении имена существительные единственного числа. Еще раз прочитаем их. Измените слова в снегу, из окна, по колено так, чтобы они отвечали на вопрос что?

(учитель заменяет слова на другие таблички со словами)

-На какие две группы их можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – бабушка, старушка, в другую – снег, окно, колено, бег, избушка

 Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос что?
Другие варианты (например, количество слогов)

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 «Зимой» 

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи надеваем, («надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

7.Совместное «открытие» нового знания

-Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1 столбик                        2 столбик                     3 столбик

бабушка                           снег                               колено

старушка                         бег                                 окно

Учащиеся высказывают своё мнение.

- Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. Может кто-то знает, как определить род существительных?

 - Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов?

(например: свеча - она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово - подсказку МОЯ и т.д.)

- Давайте составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных.

 1. Произнесу слово.

 2. Подставлю к нему слова – помощники:

     Если подходит Он мой – это слово М. р.

     Если подходит Она моя – это слово Ж.р.

     Если подходит Оно моё – это слово С. р.

8. Творческая работа (знакомство с дополнительной картой «Острова» (существительные мужского, женского, среднего рода),

 - Ребята, на каком острове живут имена существительные?

 - Посмотрите, у меня ещё есть карта, на которой находятся только 3 острова.

Там живут слова Жёлтого острова. Как называются эти острова? Может кто догадался?

-Верно, на светло-жёлтом острове живут слова женского рода, на тёмно-жёлтом острове живут слова мужского рода, на ярко-жёлтом острове живут слова среднего рода. (учитель на карте записывает муж.род, жен.род, сред.род)

- Сейчас мы с вами запишем наши слова из Жёлтого острова на эти острова.

(каждый выбирает слово из Жёлтого острова и доказывает, слово какого рода, записывает его в карте родов).

9.Игра «Найди своё место»

3 ученика получают таблички с названием рода существительного. Остальные – таблички со словами. Задача: найти свой род.

10. Итог урока. Рефлексия

Продолжите мои предложения

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял(а), что…

Теперь я могу

-На столе есть модели градусника для измерения температуры тела.

*Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

*Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36.6.

*Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

-Измерьте температуру своего тела.

- Урок окончен.

Домашнее задание- (учащиеся получают задания на листах бумаги разного уровня)

1 уровень

Запиши названия цветов в единственном числе, определи их род.

Розы, ромашки, крокусы, ландыши, васильки, незабудки, лютики, кувшинки, лилии, фиалки, подснежники, орхидеи, тюльпаны.

2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных
.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе".

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе."...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

Карточки по русскому языку "Определение рода имен существительных"

Можно использовать на этапе закрепления рода имен существительных....

Открытый урок по русскому языку " Определение падежей имен существительных" 3 класс.

Задачи: 1. формировать умение различать падежи;2. способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;3. организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельност...

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...