Открытый урок по русскому языку " Определение падежей имен существительных" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шенхорова Клавдия Валерьевна

Задачи: 1. формировать умение различать падежи;

2. способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;

3. организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельности, осуществлению самоконтроля;

4. организовать групповое взаимодействия, ведение диалога;

5. обучать поиску информации в учебнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx20.51 КБ
Файл urok_3_kl_rus.yaz_.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 3 классе

Данный  урок по предмету «Русский язык» является уроком № 11  «Падеж имен существительных».

Тема урока: Определение падежа имен существительных.

Цель урока: сформирование умения определять падежи имен существительных.

Задачи урока:

  • формировать умение различать падежи;
  • способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;
  • организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельности, осуществлению самоконтроля;
  • организовать групповое взаимодействия, ведение диалога;
  •  обучать поиску информации в учебнике

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

Личностные:

  • сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения;
  • формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:

  •  умение различать падежи по совокупности   их  признаков,
  • знание падежей и падежных вопросов
  • знать написание  словарного слова рябина

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,
  •  строить монологическое высказывание,
  • владеть диалогической формой коммуникации;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;
  • выслушивать мнение собеседника;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • договариваться, приходить к общему мнению.

Регулятивные:

  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

  • развивать умение извлекать информацию из текста;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • выявлять сущность, особенности объектов.

Тип урока: изучение нового материала.

Он включал в себя 6 этапов: 

Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 – 2 мин)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в задании

 (2 – 3 мин)

II. Постановка проблемы (3 – 4 мин)

III.  а) Решение проблемы. (4 – 5 мин)

    б)  Первичное закрепление с проговариванием (10– 11мин)

Физкультминутка(2 мин)

IV. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (3- 4 мин)

V. Включение в систему знаний и повторение (3 – 4 мин)

V. Рефлексия учебной деятельности (3 – 4 мин)

VI. Домашнее задание (1 - 2 мин)

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС:

  • ИКТ – на всех этапах урока;
  • здоровьесберегающая (смена видов деятельности интерактивная и меловая доска – на всех этапах, физкультминутка);
  • технология продуктивного чтения - на этапах: мотивация (объясни смысл пословицы), актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в задании работа со словарём; первичное закрепление с проговариванием (сравнение «своего» алгоритма и комментированное чтение способов проверки в учебнике, упр. 182, стр. 102);
  • проблемно – диалогическое обучение (развитие исследовательских навыков) на этапе - постановка проблемы;
  • деятельностный подход – этап - постановка проблемы -  формулирование темы и учебной задачи, составление плана урока; этап - решение проблемы – наблюдают, делают выводы, сравнивают; первичное закрепление с проговариванием  - выбирают рациональный способ, составляют план действий, проводят самопроверку;
  • развитие парной деятельности, дифференцированного обучения на этапах: первичное закрепление с проговариванием, самостоятельная работа с проверкой по эталону, выбор домашнего задания;
  • технология формирующего оценивания на этапах - рефлексия учебной деятельности;
  • проектирование  - проектирование выполнения домашнего задания, создающее обоснованный выбор и осознанное выполнение и коррекцию знаний на основании формирующего самооценивания.

Цель и поставленные учебные задачи соответствовали теме урока. Были направлены на сотворчество с учащимися. На достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Чтобы добиться цели урока, я подбирала задания, вопросы, соответствующие возрастным особенностям детей. Материал урока интересен для учащихся, имеет высокую степень трудности для изучения, рассмотрение темы опирается на уже сформированные умения: выделять окончания, определять безударную гласную, знание падежей и склонения.

При подготовке к уроку были учтены психологические особенности класса и уровень обученности.  В классе 26 учащихся.

Высокий уровень знаний, умеренная и стабильная работоспособность, быстрый продуктивный темп учебной деятельности, высокий и стойкий интерес к учебным заданиям характерен для 10 человек — 38%. Эти ребята легко и быстро усваивают материал.

Средний уровень знаний, стабильная работоспособность, умеренный темп учебной деятельности,  непостоянный интерес к учебным заданиям у 46 % учащихся (12 человек). Эти дети чаще всего работают по образцу, их необходимо мотивировать разными методами работы, разными формами организации учебного занятия. В этом случае они работают достаточно плодотворно, поэтому на уроке быстрый темп прохождения материала и смена деятельности.

Низкий уровень знаний, неустойчивая работоспособность, медленный темп учебной деятельности, слабый интерес к учебным заданиям — 4 человека (15%). Эти ребята не всегда в полном объеме усваивают материал, даже после длительной тренировки. Им необходима помощь, особенно  на этапах, где предусмотрена самостоятельная работа, включение в систему знаний и повторение, рефлексия учебной деятельности, выбор домашнего задания. Поэтому с ними целесообразна самостоятельная или индивидуальная  работа с помощью учителя.

В целом успеваемость класса 100%

Для учащихся привычна работа с использованием проблемно – диалогического обучения, они с удовольствием включаются в поиск проблемы, деятельностного подхода – стараются, чтобы тема и учебная задача, как можно точно, совпали с формулировкой учителя, учебника, рефлексия, формулирующее оценивание вызывает интерес сопоставить план урока и графу листа самооценки, спрогнозировать свою дальнейшую работу.

Считаю, что технологии выбраны мною верно, т.к. учитывала возраст, особенности класса и их потребности.

Использованные листы самооценки для рефлексии учащихся дали возможность каждому осмысленно оценить свои действия и провести самооценку проделанной учебной деятельности.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался парный вид работы, потому что он способствовал развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию по теме урока.

Использовала разные виды контроля: ученик-ученик (при групповой работе, работе в парах), самоконтроль, соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: были применены диалоговая форма общения, создание проблемной ситуации, осуществлена обратная связь, самостоятельная работа.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: Учебник, ч. 2, ПК (для учителя), проектор, доска, презентация, карточка.  Для повышения эффективности урока использовала мультимедийную презентацию.

Темп урока быстрый, динамичный, что исходит из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно. На уроке был создан благоприятный климат, доброжелательный тон, позитивный настрой позволили детям комфортно чувствовать себя на уроке.

Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. У учащихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания, что повышало их познавательную активность. Предложенные разнообразные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. У ребят создалась положительная мотивация к учению, уважению друг друга.

Результаты урока  совпадают с целью урока.

Большинство  учащихся  научились определять падеж имен существительных (81%).

Домашнее задание имеет оптимальный объем с предоставлением права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

Вывод самоанализа: учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, запланированной цели и поставленных задач урок достиг, планируемые результаты достигнуты.



Предварительный просмотр:

 

МБОУ « Зун – Муринская СОШ»

Открытый урок по русскому языку на школьном «Фестивале открытых уроков»

 Тема: «Определение падежей имен существительных»

 Учитель начальных классов: Шенхорова Клавдия Валерьевна

Зун – Мурино, 2019г.

Открытый урок по  русскому языку 3 класс.

Тема

Определение падежей имен существительных.  

Цели деятельности учителя

Формирование умения определять падежи имен существительных

Тип урока

Урок открытия нового знания

Задачи

1. формировать умение различать падежи;

2. способствовать запоминанию названий падежей и вопросов к ним;

3. организовать деятельность по постановке  учебной задачи, планировании деятельности, осуществлению самоконтроля;

4. организовать групповое взаимодействия, ведение диалога;

5. обучать поиску информации в учебнике

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения;
  • формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные:

  •  умение различать падежи по совокупности   их  признаков,
  • знание падежей и падежных вопросов
  • знать написание  словарного слова рябина

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,
  •  строить монологическое высказывание,
  • владеть диалогической формой коммуникации;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;
  • выслушивать мнение собеседника;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • договариваться, приходить к общему мнению.

Регулятивные:

  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

  • развивать умение извлекать информацию из текста;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • выявлять сущность, особенности объектов.

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, в парах, группах.

Образовательные ресурсы

Учебник, ч. 2, ПК (для учителя), проектор, доска, презентация, карточка

Межпредметные связи

Чтение, математика (составление алгоритма проверки), окружающий мир.

Структура урока

Этапы урока

Технологии

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы взаимодействия

УУД

Промежуточный контроль

Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1 – 2 мин)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в задании

(2 – 3 мин)

ИКТ, здоровьесберегающая (смена видов деятельности интерактивная и меловая доска),

технология продуктивного чтения (объясни смысл пословицы), работа со словарём.

1. Проверяет готовность учащихся к уроку.

2. Просит объяснить смысл пословицы (Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости).

4. Нацеливает на решение проблемной ситуации:

(Начнём наш урок с минутки чистописания, которая поможет нам определить тему урока)

Пишет на доске

И Р Д В Т П  (на доске)

- обратите внимание, мы будем писать только заглавные буквы.

-обменяйтесь тетрадями и обведите самую удачную букву.

- может кто догадался почему именно эти буквы написали?  

Пишет на доске:

Дочь подарила маме  картину.

Слушают, комментируют, объясняют,  

пишут в тетради,

обмениваются тетрадями, обводят карандашом самую удачную букву.

Фронтальная, групповая

Личностные:

сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения.

Познавательные:

развивать умение извлекать информацию из текста, выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с печатным материалом (учебника) и т.д).

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

 строить монологическое высказывание,

Устное оценивание

Самооценка

II. Постановка проблемы

(3 – 4 мин)

Проблемно – диалогическое обучение (развитие исследовательских навыков).

Создает условия для формирования у учащихся умений построения новых знаний: проблемный диалог

-Найдите  имена

 существительные.

- определите падеж сущ. маме и картину

А почему у вас возникло затруднение?

Побуждает к высказыванию своего мнения (Попробуйте определить тему нашего урока?)

-найдите существительные.

 Находят имена существительные.

Пытаются   определить падеж сущ. маме и картину

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока, учебную задачу.

.

Парная

фронтальная

индивидуальная

фронтальная

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

владеть диалогической формой коммуникации.

Познавательные:

развивать умение извлекать информацию из текста.

Устное оценивание

III. Решение проблемы.

(4 – 5 мин)

Первичное закрепление с проговариванием

(10–11мин)

ИКТ.

Технология продуктивного чтения

Деятельностный подход.

Создает условия для формирования деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания.

Организует работу по определению падежей.

Прочитайте правило с. 40

-Что ещё нового вы узнали из этого правила?

Организует учебное взаимодействие учеников в группах

-Выполните в группах задание на карточка

Напоминает правила работы в группах.

  • не ссориться ;
  • не говорить  всем сразу;
  • выслушивать каждого члена группы;
  • говорить спокойно и ясно;
  • обращаться друг к другу по имени.

-Выберите руководителя группы.

Организует проверку выполнения задания

-Каждая группа проверяет по одному предложению

-Поднимите руки те, кто испытал затруднения?

Подводит итог.

-Что вы сейчас учились делать.?

Организует работу  по учебнику

-Откройте учебник на с.39, Упр.69

-Выполните сейчас задание 1

(читая, попробуйте отыскать предложение, в котором слово змея является подлежащим)

-выполните 2 задание

(-производит разбор 2 предложения коллективно

-кому не понятно ?

Знакомит с написанием слова из словаря

Прежде чем продолжить нашу работу, познакомимся с новым словарным словом.

Отгадайте загадку

В сенокос – горька

А в мороз – сладка.

Что за ягодка? (рябина)

-найдите слово в орфографическом словаре;

-запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму

Определяют падеж имен существительных (с. 38, упр.66). Делают вывод о том, в каких падежах они имеют одинаковые окончания.

Отвечают на вопросы учителя

Один ученик зачитывает по тетради склонение слова страна, называет окончания

определяют их падеж существительных

- Делают вывод о том, чтобы определить падеж существительного. надо найти слово, с которым оно связано по смыслу и задать от него к существительному падежный вопрос

- Чтение правила с. 40

-Отвечают, что сущ. в И.п. в предложении являются подлежащим

-Подчёркивают грамматическую основу в предложении и убеждаются . что сущ. дочь  - И.п

-Делают вывод о том, что существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим

Карточка

Укажи  падеж  имен  существительных:

1. Я увидел на  скамейке ( …..)

капли( …...)воды (…..).

2.В окно(….) трамвая(….)влетел жёлтый листик.(….)

.3..Мы шли от колодца(…..)к огороду (…..) по узкойтропе.(…..)

4. Над норой (…..)лисицы (…..) жила белка. (…..)

-Командир в группе рассказывает,

как определяли падежи

 Дети контролируют ответы командиров групп.

Выполняют задание 1 к упр.69 в тетради

Выполняют задание 2 к упр.69 в тетради

-отгадывают загадку. Ищут слово в орфографическом словаре. записывают в тетрадь.    Выделяют орфограмму

Фронтальная

парная

коллективная

индивидуальная

или парная, по выбору учащихся

Личностные:

сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения.

Познавательные:

развивать умение извлекать информацию из текста;

обобщать и классифицировать по признакам;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание,

проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;

выслушивать мнение собеседника;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

договариваться, приходить к общему мнению.

Регулятивные:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Предметные:

Закрепление знания названия падежей и вопросов к ним. Закрепление понятия «просклонять  существительное».

и умения склонять

Устное оценивание, самооценка

Физкультминутка

(2 мин)

Здоровьесбережения

Наблюдает

Проводит учащийся, выполняют

IV. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(3- 4 мин)

V. Включение в систему знаний и повторение

(3 – 4 мин)

Развитие парной и коллективной деятельности, дифференцированного обучения.

Создает условия для формирования у учащихся умений реализации новых знаний.

Организует самостоятельную работу, формулирует задания, контролирует выполнение работы.

-Какой этап остался?

-Упражнение 71

Один ученик зачитывает ответы. Остальные проверяют.

Подводит итог самостоятельной работы.

Создает условия для формирования у учащихся способностей к рефлексии коррекционно – контрольного типа

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют коллективную проверку и самооценку.

  1. Ночью метель (И.п) укрыла рябинку (В.п) пушистым снегом(Т.п)
  2. Утром к рябинке(Д.п) прилетели свиристели(И.п.)
  3. Они стали лакомиться ягодами рябины (Р.п)

Выполнение теста (слайды 9 – 16), с последующей взаимопроверкой и коррекцией.

Индивидуальная

коллективная

Познавательные:

развивать умение извлекать информацию из текста;

обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

выслушивать мнение собеседника.

Личностные:

сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения.

Предметные:

Закрепление умения определять падежи имён существительных.

Совершенствовать  умения грамотно строить предложения.

Самопроверка

Взаимопроверка

Самооценка

VI. Рефлексия учебной деятельности

(3 – 4 мин)

Технология формирующего оценивания

Создаёт условия для формирующего оценивания.

Предлагает сравнить поставленную задачу и результаты деятельности на уроке: чему планировали учиться и чему научились.

Делают вывод о решении поставленной задачи или выявляют затруднения, которые не дали справиться с ней.

Оценивают свою работу на уроке: были пассивны или активны, выдвигали решения или выслушивали остальных, были внимательны к мнению одноклассников или слушали только себя. Заполнение листа самооценки (формирующие оценивание)

Приложение 1.

Фронтальная

индивидуальная

Личностные:

сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения.

Самооценка

VII. Домашнее задание

(1 - 2 мин)

Проектирование выполнения домашнего задания

Создает условия для дифференцированного домашнего задания по выбору учащихся исходя из результатов теста и анализа учащимися своей деятельности на уроке.

- Предлагает на выбор несколько вариантов домашнего задания:

1. с. 41, упр. 72

2. просклоняйте слово лиса в тетради по образцу

3. выучить правило на с.40 (всем)

Выбирают домашнее задание исходя из внутренних потребностей.

Фронтальная

индивидуальная

Регулятивные:

прогнозировать предстоящую работу.

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

на основе анализа объектов делать выводы.

Самооценка, с последующим прогнозам своей деятельности

Приложение 1

Самоанализ темы «Определение падежей имен существительных»

Не могу. Надо сделать выводи и исправиться.

Могу с посторонней помощью. Надо быть внимательнее.

Могу самостоятельно. Я могу гордиться своими успехами.

Могу различать падежи

Знаю алгоритмы определения падежей имен существительных

Умею работать по алгоритму для определения падежей имен существительных

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку "Определение падежа имен существительных"

Вставить пропущенные окончания и определенить падеж имен существительных...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Урок русского языка "Определение падежа имен существительных"

Тема: Определение падежа имён существительных 1 склонения. Цель: развивать умение определять падежи имён существительных; развивать у учащихся орфографическую зоркость; интерес к русскому языку с помо...

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Падеж имен существительных» (4 класс)

Тема: Падеж имени существительного. Цели деятельности учителя: формирование навыка по распознаванию падежей имени существительного.Планируемые результатыПредметные:- знать падежи, падежные опросы...