Технологическая карта урока по русскому языку "Предложный падеж имен существительных" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мустафина Гульнара Руслановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhnyy_padezh.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Предложный падеж имени существительного.

Цели деятельности учителя: формировать представления о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении)

Планируемые результаты:

  • предметные: понимать для чего служит предложный падеж; уметь находить слова, стоящие в предложном падеже ( по его признакам); знать признаки предложного падежа.
  • личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; научатся осознавать свои возможности в учении.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» УМК «Школа России»3 класс; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационый

14:00-14:01

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь на свои места.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Проверять свое рабочее место

Приветствовать учителя

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Практическ.:каллиграф.упр.

14:01-14:04

Минутка чистописания

-Н., выйди к доске и запиши слова через запятую, подчеркни орфограммы.

Кровать, около, трамвай, солома, рябина, однажды, комната, самолет, килограмм, пятница, праздник, шоссе.

-Молодец, садись.

 Писать каллиграфически

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: формулирование темы и цели урока

Словесный: слово учителя

14:04-14:07

14:07-14:11

- Посмотрите на доску. Что вы заметили? (не верно поставлены вопросы)

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? (Пр.п)

- Какова тема нашего урока? (Предложный падеж)

- Какая будет цель урока? (Узнать подробнее о предложном падеже)

-Сейчас я расскажу вам краткую историю о предложном падеже.

М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог)

Отвечать на вопросы

Формулировать тему и цель урока

Слушать учителя

Высказывать собственное мнение

П.:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

П.: построение

логической цепи рассуждений, доказательств

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письм.граммат.упр

Динамическая пауза

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письм.граммат.упр.

Практический: самостоятельная работа в парах

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письм.граммат.упр

14:11-14:16

14:16-14:24

14:24-14:25

14:25-14:34

14:34-14:39

- Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.

 - На какой вопрос отвечает предложный падеж? (о ком? О чем?)

-С какими предлогами употребляется?(При, о, об, на, в, во)

-Чем является в предложении?(дополнение)

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.)

Работа по учебнику. Найдите упр.97.

При солнце тепло, при матери добро

В словах ретив, а в делах ленив

На языке медок, а на сердце ледок

- Как вы понимаете смысл первого предложения?

-Найдите имена сущ. в П.п. Какие вопросы вы поставили к именам сущ в П.п?

- С какими предлогами употреблены имена существительные в П.п?

-Запишите пословицы, выделите окончания имен сущ. в П.п. и подчеркните предлоги.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

Физминутка

- А сейчас выполним упр. 99

- Н., прочитай первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе салтане)

- Н, прочитай второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани)

- Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. в П.п.

- А сейчас поработаем в парах.

Найдем упр. 100. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить предложения)

- Н., расскажи, как будешь составлять из данных слов предложения? (Задавать вопрос от главного слова)

- Приведи пример, разберем первое предложение.  (Люди живут (в чём?) в домах)

- Хорошо. А теперь объединитесь в пары, составьте предложения из всех данных слов. Запишите три предложения.

Выделите окончания им. сущ. в П.п.

Составьте и запишите свои предложения на данную тему.

- В каких предложениях вы употребили слово живет, а в каких находится? Почему? (одушевленный им.сущ – живет, неодушевленный – находится)

 Читать правило

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Читать задание

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы

Работать в парах

Составлять и записывать предложения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П.: построение логической цепи рассуждений, доказательств

П.: осознанное построение речевого высказывания

К.: аргументация своего мнения ;

учет разных мнений

Л.: смыслообразование

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Итог урока. Рефлексия.

14:39-14:40

-Какие учебные задачи стояли на уроке?

- С какими предлогами употребляются имена сущ.в П.п?

 - Оцените свои успехи в оценочных листах.

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

 Мне было трудно.

Запишите домашнее задание: упр.98 с.54

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имен существительных» УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных» Цели деятельности учителя: познакомить детей со вторым грамматическим признаком имени существительного – изменением по числам...

Технологическая карта урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать...

План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....

УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам

Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;формирование умений изменения имен существительных по падежам;Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с падежами имен с...

Технологическая карта урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и Предложный падежи. Дательный и Творительный падежи" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном, дательном и творительном падежа...