Технологическая карта урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сысоева Галина Викторовна

Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_obobshchenie_padezhi.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Сысоева Галина Викторовна,

                                                                               учитель начальных классов,                                    

первая кв. категория

МБОУ «Школа №15 г.Феодосии Республики Крым»

Технологическая карта урока

Русский язык

 3 – А класс

Урок 102  ( 22 февраля 2017 г.)

Тема: Обобщение знаний о падежах имен существительных

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и способов действий / решение частных задач.

.

Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Планируемые результаты

Предметные: овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях  общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач  при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность , в том числе в информационной деятельности, на основе нравственной нормы.

Метапредметные:

  • познавательные- используют знаково – символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в  учебнике и учебных пособиях; осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидным признакам, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • регулятивные - умеют формировать учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание, понятия и термины: Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи. Признаки падежей. Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи. Порядок разбора имени существительного. Приставки и предлоги. Составление текста. Фразеологизмы. Потом. Вокруг.

Образовательные ресурсы: 

учебник: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», УМК «Школа России»;

таблица «Падежи»;

Этап урока.

t

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

УУД

1.

Мотивирование к  учебной деятельности.

1 мин

Проверяет готовность к уроку, дает общую установку на урок. Приветствует учащихся.

                                       - А теперь проверь, дружок,

                                       Ты готов начать урок?          

                                       Все ль на месте?

                                       Все ль в порядке?

                                       Ручка, книжка и тетрадка?

                                       Все ли правильно сидят?

                                       Все ли внимательно глядят?

                                       Все ль готовы слушать?

                                       Думать и запоминать?

. -    

Приветствуют учителя, проверяют личные принадлежности к уроку.

Л.: формируют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Р.: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

2.

Чистописание

Слайд №3

2 мин

Вв вс веву

Всякая дорога вдвоем веселей.

Выполняют задание.

П.: вырабатывают каллиграфический почерк.

3.

Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

 

2 мин

-         Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать

       учебную задачу.

             - Все что существует, оно обозначает,

              На вопросы «Кто?» и «Что?» верно отвечает.

А           чтоб не обижался весь честной народ,

              Оно всегда имеет и число и род.

              У   него, к тому же, есть падежи

              Их целых шесть.

      - Какие признаки существительного вы услышали из   загадки?    

      Подводит обучающихся к целям урока.

- Прочитайте тему урока. Определите цели, используя опорные слова:

  • Мы познакомимся…
  • Мы узнаем…
  • Мы вспомним…
  • Мы будем учиться…
  • Мы сможем поразмышлять…                                   

Слушают загадка, отвечают на вопросы учителя.

Р.: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.

4.

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

Слайд №4-9

2. Блиц- опрос.

Слайд №10

5 мин

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу по изученному на предыдущем уроке.

-Отгадайте загадки

1)Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)

2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)

3)Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)

4)Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра! Все это знают тут!

А ну скорей скажите,
Как меня зовут? (Винительный падеж)

5)Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам "перед", "под" и "над"
В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)

6)Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" – 
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять. (Предложный падеж).

Предлагает ответить на вопросы  кратко.

- Как называется изменение формы имени существительного?

- Что происходит с существительными при склонении?

-  Для чего нам нужен падеж?

-  Сколько падежей в русском языке?

- Как они называются?

- Какие падежные вопросы имеют?

- Какие вспомогательные слова помогут нам определить падеж имени существительного?

 

Рассуждают,

воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают дидактические загадки.

 

Отвечают на вопросы.

К.: учувствую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р.: осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

П.: выделяют существенную информацию из ответов одноклассников.

5.

Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Признаки падежей. Составление таблицы.

2. Работа с учебником.

1)упр. 103

Физминутка

2) работа с памяткой «Порядок разбора имени существительного» (с.144).

25 мин

Организует работу с таблицей падежей.

- На ваших партах лежат конверты с названиями падежей и вопросами к ним, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. Помогите друг другу собрать эту таблицу.  

На доске: карточки с названиями падежей, вопросы и вспомогательные слова расположены беспорядочно.

Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение. Предлагает познакомиться с правилом и схемой  (с. 58).

Предлагает прочитать памятку. Знакомит с устным и письменным разбором имени существительного. Показывает образец разбора на доске имени существительного на террасе.

Работают в мини-группах и у доски по заданию учителя,  ставят всё в нужной последовательности.

Отвечают на вопросы. Составляют и записывают предложения с одним из словосочетаний. Работают с правилом и схемой.

Работают с памяткой. Разбирают существительное из упр.104 под руководством учителя.

К.: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

П.: ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях  общения для решения учебной задачи.

П.: используют знаково – символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; понимают знаки, символы, модели, схемы.

П.: осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидным признакам, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

 6.

Закрепление знаний и способов действий.

Разбор имени существительного как части речи.

3-5 мин

Предлагает разобрать одно из имен существительных по образцу сначала устно, затем письменно.

Совместно с учителем разбирают существительное с мёдом  под руководством учителя.

К.: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; участвуют  в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

П.: используют знаково – символические средства для решения учебной задачи.

7.

Рефлексия учебной деятельности. Самооценка.

3  мин

Оценивает результаты выполнения заданий. Организует подведение итогов обучающимися. Проводит беседу по содержанию урока.  Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью схемы.

- Закончите предложения:

  • Урок помог мне…
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…

- Заполните листы самооценки.

Подводят  итог урока.

Отвечают на вопросы. Заканчивают предложения в зависимости от своих впечатлений.

Оценивают свою работу.

Р.: осмысляют материал;

К.: участвую в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Р.: анализируют и оценивают собственную деятельность.

8.

Домашнее задание.

Учебник с.59, упр.107.

1 мин

-  Я очень надеюсь, что знания, приобретенные на сегодняшнем уроке, вам пригодятся в дальнейшем и вы успешно справитесь с проверочной работой.

Выслушивают  и записывают домашнее задание.

Р.: Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

«Актуализация знаний о падежах имен существительных»

Вашему вниманию  представляю урок по теме «Актуализация  знаний о падежах имен существительных». Урок представляет собой занятие по применению знаний, умений и навыков, полученных в ходе 3 у...

Обобщение знаний о падежах имен существительных. 4 класс

Урок посвящен 300-летию города Ораниенбаум. Цели и задачи урока:  Закрепить знания о падежах. Отрабатывать умения определять падеж имен существительных. Познакомить детей с историей города Ораниенбау...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Обобщение знаний о падежах имен существительных»

Технологическая карта урока русского языкав 3 классе по теме «Обобщение знаний о падежах имен существительных»...

Технологическая карта урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Разработка сценария этапов урока  «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»...