Технологическая карта урока «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Алёшина Олеся Анатольевна

Разработка сценария этапов урока  «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Алешина Олеся Анатольевна, учитель начальных классов

Класс: 4

УМК: Школа России

Учебник: Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Номинация – урок с использованием ИКТ

Тип урока – закрепление изученного материала.

Цель: формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области русский язык по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах».

Учебные задачи, направленные на достижение  личностных результатов обучения:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
  • Самостоятельно находить несколько  вариантов решения учебной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Учить правописанию падежных окончаний имен существительных.
  • Учить проверять правописание падежных окончаний.
  • Устанавливать причинно-следственные связи правописания безударного падежного окончания имени существительного со склонением.
  • Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: учебник Русский язык 4 класс автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., мультимедиапроектор, экран, компьютер, Презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                            УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок).


Я рада видеть каждого из вас

И пусть зима в окно прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс,

 Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!  Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас всё получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Кошка ловит белые снежинки.

 

Радость, счастье, красоту, ожидание праздника.

Личностный результат

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Откройте тетради, запишите дату.

 Ребята, посмотрите на эту чудесную  картину. Какое время года изображено на ней?

- Ребята, а вы любите зиму? А за что вы  её любите?

- Многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения.

Послушайте отрывок из одного стихотворения.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

- Кому принадлежат эти строки?

- С кем поэт  сравнивает  зиму? Как он ее называет?

-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

Дети записывают.

  

 -Зима.

 -Можно поиграть в снежки, покататься на лыжах и коньках…

 

 

 

-А. С. Пушкину

-Волшебницей.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения. Овладение логическими действиями  сравнения, анализа, синтеза, обобщение, классификации.

Предметный результат
Использование опыта и знаний, необходимых для получения новых знаний.

Метапредметный результат.
Развитие устной и письменной речи.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3.Чистописание.

-Зима пришла к нам во все свое красе. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Красавицы березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце. Красиво?

-Давайте ,и мы порадуем зиму. Поработаем в тетрадях.

Назовите слово из записанных на доске, в котором все согласные мягкие.

-Дате характеристику первого звука в этом слове.

Теперь запишем эту букву вначале на планшете, затем в тетрадях.

- Метель.

--Согласны, звонкий непарный, мягкий парный

4. Самоопределение к деятельности.

 На доске слова:  Без книг…, по дорог…, в тетрад…

Прочитайте слова. Какой звук  слышится в окончании  имён существительных?

- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания?

- Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? Выполните задание.

 Проверка. Один ученик выходит к доске, пишет окончание, склонение и падеж.

- Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности?

  Учитель: -  Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока. 

Учитель:  Какие задачи вы поставите перед собой?

 

 

(Нет)

Склонение и падеж имён существительных.

- Правописание безударных окончаний  имён существительных.    

- Научиться    правильно  писать  безударные падежные окончания  имён  существительных.  

Умение ставить  тему урока, цель и планировать свои действия.

5. Работа по теме урока

 

Учитель:  Что необходимо знать, чтобы  грамотно написать безударное окончание  имени существительного?

 

  1. Прочитайте слова на доске.

 Зима,  вьюга, мороз, снег,  метель,  солнце, буран,  печь,  горка.

– Найдите общие признаки,  по которым можно объединить эти слова в одну группу. (Имена существительные, нарицательные, неодушевлённые,  в единственном числе, в именительном падеже).

– Найдите признаки, по которым можно разделить слова на группы. (Род и склонение).
–  Запишите слова в 3 столбика по склонениям.

Проверим.  

 Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Проверка)


 - Склонение существительных, падеж, окончание имён существительных 1,2,3 склонения  в разных падежах.

 

 

 

 

(Один ученик  работает у   доски)

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, готовность вести диалог с товарищем.

 

Личностный результат.
Ориентация на понимание причин успешной деятельности.

Метапредметный результат.
Овладение логическими действиями анализ, синтез, формулирование вывода.

6.Физминутка.

– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.

          Я буду называть имена существительные.

          Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
       если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы поднимаете руки вверх;
         если имя существительное относится к 3-му склонению,  то приседаете.

  Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2), парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2), осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).

5. Первичное закрепление. Составление алгоритма проверки безударного окончания имени существительного.

   Открываем учебник на с.125. Находим упражнение 235.

  Учитель:  -   Почему в таблице приведены не все падежи?

 

-Прочитайте предложение.

К  высокой  ел.. на заснеженной полян…   убегает  от лисичк…   пушистый зайчик.

- В какой части слова будем решать орфографические задачи? ( В окончании)

 - Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?

 Повторение алгоритма.  

     1. Определи склонение.

2.Определи падеж.

3.Вспомни, какое окончание имеет слово  в этом падеже и склонении.

  - Что делать, если вы забыли какую  букву   надо писать в окончании?

Спишите  предложение, вставляя   пропущенные буквы. ( Проверка на доске.   Ученик  пишет окончание и устно проговаривает склонение и падеж.)

 

-- Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.

-Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже. (По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение –  конь, 3 склонение – степь)

Метапредметный результат.
Установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, формулирование вывода, составление алгоритма действий.

Предметный результат.
Определение безударного окончания имени существительного а разных падежах,  развитие устной и письменной речи.

7. Включение в систему знаний.

 – Упражнения  в правописании безударных  падежных окончаний имен существительных. 

1)Работа в парах (задание на карточках)

         

     В   наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в паре  по рядам на карточках.

Вспомним  правила работы в паре. (Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого ученика)

        

. Описание: http://festival.1september.ru/articles/609442/2.gif

2) Графический диктант. (2 мин)

Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведём графический диктант. Я читаю имена существительные с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания.

У речк.., по улиц.., в домик…,  без сладост…, на зорьк...

1

2

3

4

5

и

е

е

и

е

 Проверка со слайда 9.

 

 

   

  3) Работа  текстом. (5 мин)

Учебник  С.127 упр.241.

Прочитайте. Что вы прочитали?

 Давайте вспомним, что такое текст?

- Являются данные предложения текстом?

- Назовите тему и главную мысль текста.О чём говорится в тексте?

- Как можно озаглавить текст?

Работа в паре: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей, выполнение задания.
Презентация работ группы.  

 

 

 

 

 

Самооценка. Ситуация успеха и ее самоощущение.

-Текст.

- Текст - это высказывание, в котором  два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст имеет тему и главную мысль. Текст  можно озаглавить.)

- о ёлочке зимой

Лесная красавица

Личностный результат: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметный результат.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.
Предметный результат. Включение нового знания в систему знаний, выделение проблемы, принятие и сохранение учебной задачи.
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.

Подведение итогов.

Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. А сейчас я хочу проверить, как вы поняли тему урока.  Проведём тестирование.

8. Рефлексия. Итог деятельности.

– Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– Как не ошибиться в правописании безударного окончания имени существительного?

 

Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый.

Домашнее задание: разноуровневое.

1 уровень.

Придумать и просклонять 3 имени существительных с безударным окончанием.

2 уровень.

Придумать 9 словосочетаний с безударными падежными окончаниями имен существительных. Доказать правильность написания окончания.

3 уровень.

Придумать 3 предложения. Доказать правильность написания безударных окончаний имен существительных.

 

– У них разные склонения.

– Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах можно подобрать проверочное слово с ударным окончанием или вспомнить из таблицы окончанием имени существительного в том же падеже и склонении.

Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

Личностный результат.
Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах".

Цели деятельности учителя:1.Отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;  систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного, п...

Конспект (технологическая карта) урока с АМО. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Методическая информация, технологическая карта урока с использованием активных методов обучения...

Оценка урока с использованием активных методов обучения (АМО) «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Параметры оценки, расшифровка параметров, подробное качественное обоснование оценки, экспертное заключение к уроку.Файл открывать XL...

Конспект АМО – урока (технологическая карта) по теме:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» 4 класс Автор: Лапшина В.А.

Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информацияКоманда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)Лапшина Виктория АлександровнаПредметРусский языкКласс,  профиль класса/группа, количество ...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...