Открытый урок по русскому языку на тему: "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами", 4 класс
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Бекбоева Татьяна Евгеньевна

Тема "Изменение имени существительного при сочетании с другими словами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

ПРИ СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ

  Ц е л и:  сформировать первоначальные представления о склонении имён сущ.

 Задачи: актуализировать  знания  учащихся об изменении имен существительных по падежам; формировать умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; распознавать падежи.

Оборудование:  карточки для индивидуальной работы, рабочие тетради учеников, учебники, опорные схемы: число существительных,  род существительных, падежи.

Х о д   у р о к а

  1. Орг. момент.

-  Проверка домашнего задания. Какие одушевлённые  и  неодушевлённые существительные использовали в своём рассказе? (выборочное чтение)

Индивидуальная работа по карточкам.  Словарные слова: карандаш, инженер, иней, багаж, экскурсия, космонавт, пассажир, горизонт, путешествие.

- Повторение правил:

     Что такое имя существительное?

      Какие бывают имена существительные?

     Как определить род имени существительного?

     Как изменяются имена сущ.?

     В каком  числе могут быть имена существительные?

  1.  Постановка учебной задачи. Тема урока: Изменение имени существительного при сочетании с другими словами.          

     ВСПОМНИТЕ!  Упр.17 устно.

Упр. 18.   (работа в тетради и на доске)

Сказка о падежах

Он ещё не родился, а уже думали какое дать ему имя, и решили

Назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.

Родился, стал- РОДИТЕЛЬНЫЙ.

Это имя ему ещё больше понравилось.

Он был малышом, ему всё давали, и он стал – ДАТЕЛЬНЫМ.

НО он был большим проказником (озорником),

за всяческие проделки его винили, и он стал – ВИНИТЕЛЬНЫМ.

Потом он подрос , стал творить добрые дела

И стал называться – ТВОРИТЕЛЬНЫМ.

Он стал всем предлагать свою помощь, о нём все заговорили

 и называли теперь – ПРЕДЛОЖНЫМ.

Даже песенку пели с припевом:

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный.

  1. Работа по теме урока.    Упр. 19.     По заданию, выделить окончания.

         Скажите, ребята, слова весна, весны, весне, весну, весною, о весне – это однокоренные слова или формы одного и того же слова?

---Физкультминутка.

4. Закрепление.

        1. Упражнение 20 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Под руководством учителя склоняют слова, данные в упражнении, выделяют окончания.

– Что изменяется у  существительных  при склонении?

        2. В ы п о л н е н и е  упражнения 21. (устно)

Р а б о т а  в парах. После обсуждения делают выводы.

        3. В ы п о л н е н и е  упражнения 22.

Н а   д о с к е  учитель записывает пары слов.

Река – реку.                        Яблоко – яблоки.

Весна – весны.                          Стена – стены.

Я уже выполнила задание. Оцените мою работу. Докажите, что задание выполнено неверно. А как вы его выполните?

     4. Упражнение 23 учащиеся выполняют по заданию учебника.

 – Найдите грамматическую основу в предложении.

– Какой частью речи выражено подлежащее? Укажите падеж.

В ы в о д. Нужно запомнить, что имя существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже.

– Выпишите из предложения все оставшиеся словосочетания. Поставьте вопрос от зависимого слова к существительным. Определите падеж.

V. Итог урока.

– Что значит просклонять слово? (Изменить окончание в зависимости от  падежа.)

– Сколько падежей в русском языке?

Домашнее задание: упражнение 24.

КАРТОЧКА №1                    ________________________________

Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения.

К…р…ндаш, инж…нер, ин…й, б…гаж, …кскурс…я, к…см…навт, па…ажир, г…р…зонт, пут…шеств…е, пр…дс…дат…ль, …вт…м…биль.

КАРТОЧКА №2               ________________________________

Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения.

К…р…ндаш, инж…нер, ин…й, б…гаж, …кскурс…я, к…см…навт, па…ажир, г…р…зонт, пут…шеств…е, пр…дс…дат…ль, …вт…м…биль.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КАРТОЧКА №3               ________________________________

Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения.

К…р…ндаш, инж…нер, ин…й, б…гаж, …кскурс…я, к…см…навт, па…ажир, г…р…зонт, пут…шеств…е, пр…дс…дат…ль, …вт…м…биль.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Разработка открытого урока по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном"

Разработка открытого урока-соревнования  по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном". Урок для 3 класса, презентация. Тема посвящена Дню Защитника Отечества....

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Открытый урок по русскому языку на тему «Род имени существительного» 3 А класс

Педагогические цели-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;Тип урокаУр...