Главные вкладки

    План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shiralieva_s.v._mbu_sosh_no_43.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект открытого урока по русскому языку,

    проведенного в 4 «А» классе.

    Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

    Цель:

    образовательные:

    - систематизировать, обобщать и закрепить  знания о склонениях имен существительных, о правописании  безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, 3 склонения, уметь применять знания на практике;

    - совершенствовать орфографическую зоркость.

    развивающие:

    -развивать кругозор, творческую мыслительную деятельность;

    -расширять словарный запас детей;

    -развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).

    воспитательные:

    - воспитывать любовь к природе, доброе отношение к ней;

    - воспитывать организованность;

    - воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки.

    Планируемые результаты.

    Предметные: иметь  знания о склонениях имен существительных, о правописании  безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, 3 склонения, уметь применять их на практике.

    Метапредметные: развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, коммуникативности.

    Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цели  урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

    Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

    Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания,  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Оборудование: таблица «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных», иллюстрации зимней природы, карточки для индивидуальной работы, грамзапись, рисунки детей. ПК учителя, проектор; слайдовая презентация к уроку, тесты для программы PRO Class в формате презентации Power Point (количество пультов по количеству учащихся), документ – камера «Ken-a-vision».

    Тип урока: урок применения знаний и умений.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Каждой вещи свое место.

    Работаем старательно.

    1. Проверка домашнего задания.

    Заслушаны отчеты консультантов о выполнении домашнего задания.

    Обобщение учителя.

    1. Постановка задач урока.

    1. Какую тему с вами изучаем? (Имя существительное)

    2. Какая основная задача, которая стоит перед вами? (Ответы учащихся: научиться писать безударные падежные окончания имен существительных). Обобщение учителя: основная задача нашего урока - научиться писать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения, применяя правила.

    3. Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания существительных? (Ответы учащихся: склонение и падеж)

    Вот сегодня на уроке мы будем определять склонения и падежи имен существительных и правильно писать окончания.

    1. Минутка чистописания.

    Вы любите зиму? Давайте совершим путешествие в зимний лес. (Проецируется  на доску через документ - камеру картина зимнего леса) Деревья стоят в серебристом инее. Все засыпано пушистым снегом. Читает стихотворение Богатова Мария.

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит-

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    Эти строчки из стихотворения «Чародейкою Зимою» поэта Федора Тютчева.

    Слайд 1  презентации:

    По заснеженным тропинкам мы отправимся в гости к леснику. А кто знает, кто такой лесник? В толковом словаре Ожегова лесник - лесной сторож. Напишите слово лесник. Сколько букв в этом слове? (ответы учащихся: 6) Сколько звуков? (ответы учащихся: 6) Какой первый звук? (ответы учащихся: [л']). Какой он? (ответы учащихся: согласный, звонкий, мягкий, непарный). Звук [л'], а буква? (ответы учащихся: эль).

    Обратите внимание, как пишется буква: начинаем писать букву немного выше нижней линии строки, закругляем, касаемся нижней линии, ведем наклонную линию вверх до верхней линии и, не отрывая руки, начинаем писать линию с закруглением внизу. Строчная буква л пишется аналогично. Обратите внимание на нижнее соединение буквы л с другими буквами.

    Возьмите ручки и красиво напишите буквы и сочетания букв. Прошу постараться красиво написать Даниила, Никиту, Максима, Пашу, Женю.

    1. Повторение правописания слов с безударными гласными.

    Слайд 2 презентации.

    1. Какая безударная гласная в слове лесник? (Ответы учащихся: е). Напишите проверочное слово. (Ответы учащихся: лес) Подберите и напишите однокоренное слово имя прилагательное (Ответы учащихся: лесной), имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением (Ответы учащихся: лесок).

    2. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? (Ответы учащихся: чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова нужно подобрать однокоренное проверочное слово или так изменить слово, чтобы безударная гласная стала ударной).

    3.Словарная работа. (Повторение правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением). Форма организации деятельности учащихся: тестирование с помощью системы PRO Class. (Использование системы контроля и мониторинга знаний ProClass. Дети с помощью пульта выбирают правильный вариант ответа на вопрос).

    Вставьте безударную гласную, чтобы не ошибиться, устно подбирайте проверочные слова, найдите правильный ответ.

    Слайды с 3-14.

    нар.дила              

    А а

    В е
    С я

    пл.сать    

    А а

    В е

    С я                                            

    т.нуть  

    А а

    В е

    С я                                            

                                                       

    св.ча  

     А а

    В е

    С я                                                                                                

    п.ла

     А а

    В и

    С я                                                                                                    

    пл.ды  

     А а

    В о

    С я                                                                                

    см.нили

    А а

    В е

    С я                                            

    прив.жи

    А а

    В е

    С я                                            

    пр.мой

    А а

    В е

    С я                                            

    мол.ко

    А а

    В е

    С о                                          

    сн.га

    А а

    В е

    С я                                            

    м.ряки  

    А а

    В о

    С я                                            

    По окончании тестирования учитель открывает файл с результатами, который формируется в системе «ProClass» автоматически. На основе предоставленного отчета ведется беседа о личностных достижениях учеников.

    1. Определение склонений существительных.
    1. Продолжим наше путешествие по сказочному лесу. (Проецируется  на доску через документ - камеру картина зимней полянки). Недалеко виднеется полянка, где растет чудесная красавица-ель. Зима нарядила ее в тяжелую снеговую шубу, пуховые варежки на ветки надела. Первыми до снежной красавицы дошли те, кто в работе не допустил ни одной ошибки. Поднимите руки, кто получил 5. А вот их догоняют те, кто получил 4. А вот подбежали и те, кто получил 3. А есть, кто очень отстал? Я надеюсь, что дальше никто не отстанет в нашем зимнем путешествии.

    Слайд 15 презентации.

    Вокруг елочки на скатерти снегов видны узоры. Это следы зверей и птиц. Посмотрите на ель:

    Кто по елкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы? (Ответы учащихся)

    2. Самостоятельная работа учащихся.

    Правильно, маленькая белочка прыгает с ветки на ветку. Послушайте еще раз загадку и выпишите только существительные, ставя их в начальную форму. Определите склонение.

    1. Проверка работы с помощью системы PRO Class. . (Использование системы контроля и мониторинга знаний ProClass. Дети с помощью пульта выбирают правильный вариант ответа на вопрос.).

    Слайды 16-21 презентации.

    ёлка

    А 1

    В 2

    С 3

    дуб

    А 1

    В 2

    С 3

    дупло

    А 1

    В 2

    С 3

    орех

    А 1

    В 2

    С 3

    зима

    А 1

    В 2

    С 3

    гриб

    А 1

    В 2

    С 3

    По окончании тестирования учитель открывает файл с результатами, который формируется в системе «ProClass» автоматически.

    4. Какого склонения существительных у вас нет? (Ответы детей)

    1. Физкультминутка для глаз (офтальмотренажер).
    2. Правописание падежных окончаний имен существительных.

    1. Когда у существительных 1 склонения пишется в окончании и, ы? (Ответы учащихся:  в Р.п.)

    2. А когда пишется окончание е? (Ответы учащихся: в Д.п. и П.п.)

    3. Слайд 22 презентации. Напишите словосочетания, ставя имя существительное елка 1 склонения в нужном падеже. Определите падеж и выделите окончания.

    Ст.ял (у) ..., подб.жал (к) ..., с.дел на ....

    4. Проверка работы.

    Какие вы вставили пропущенные буквы? (Ответы учащихся: о, е, и). Почему? (Подбор детьми проверочных слов). Какие окончания вы написали? (и, е, е) Почему? (Ответы учащихся, определение падежей существительного елка)

    5. Когда у существительных 2 склонения пишется в окончании е? (Ответы учащихся: в П.п.)

    6. Напишите словосочетания, ставя имя существительное дупло 2 склонения в предложном падеже. (Словосочетание написано на доске).

    Прячется (в) ....

    7. Какое написали окончание? (ответы учащихся: е) Почему? (Ответы учащихся: 2 склонение, П.п.)

    8. К какому склонению еще относятся существительные? (Ответы учащихся: к 3 скл.)

    9. Какие существительные относятся к 3 склонению? (Ответы учащихся: ж.р. с ь знаком на конце). Приведите примеры.

    Какие падежные окончания пишутся у существительных 3 склонения? (Ответы учащихся:  в Р.п., Д.п., П.п – окончание и).

    10. Напишите словосочетания, ставя имя существительное ель 3 склонения в нужном падеже. Определите падеж и выделите окончания.  Слайд презентации 23.

    Подошли (к) ..., растет (около) ..., увидел (на)....

    Вывод: что же нужно знать, чтобы определить падежные окончания имен существительных? Давайте вспомним алгоритм. Слайд 24 презентации.

    1.Ставим слово в начальную форму.

    2.Определяем склонение и падеж.

    3.Ставим в этот же падеж слова-помощники

    1склонение    2 склонение            3 склонение

    земля                    конь                     печь

    луна                     окно                        степь

    4. Самостоятельная работа. (Определение окончаний)

    а) Пользуясь этим алгоритмом, выполните упражнение № 192 страница 121.

    1 вариант составляет первые 5 словосочетаний.

    2 вариант составляет оставшиеся 5 словосочетаний.

    б) Проверка самостоятельной работы.

    Прочитайте, какие словосочетания вы написали и какие вставили пропущенные буквы. Слайды 25-34 презентации. Я буду показывать словосочетания, а вы поднимите те буквы, которые вставили в окончания существительных:

    участвовать в празднике,  поступил по совести,

    узнал из повести,  возвратился из поездки,

    приезжал к матери, живет в роскоши,

    вырезал из бумаги,  волновался до дрожи,

    увидел на картине,  вырос на пустоши.

    Молодцы, вы очень хорошо научились применять алгоритм.

    1. Домашнее задание.

    Откройте дневники и запишите домашнее задание: № 2 страница 124. Упражнение аналогично тому, что вы делали, поэтому надеюсь, что вы все выполните. Учащимся 1 группы написать с 2 любыми словосочетаниями предложения.

    1. Физкультминутка (с речевкой).

    Подул проказник-ветер, стряхнул с ветвей елочки иней, и в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Давайте представим, что мы с вами маленькие снежинки.

    Мы снежинки, мы пушинки,

    Покружиться мы не прочь.

    Мы снежинки-балеринки,

    Мы танцуем день и ночь.

    Встанем вместе все в кружок,

    Получается снежок.

    Мы деревья побелили,

    Крыши пухом замели,

    Землю бархатом укрыли

    И от стужи сберегли.

    (Дети под звуки классической музыки изображают снежинок.)

    1. Дидактическая игра.

    1. Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса, одела в снежные шубы лесные елочки. Маленькая белочка не успела сделать запасы. Давайте ей поможем.

    Учащиеся 1 ряда повесят орехи на первую елочку (слайд 35 презентации),

    2ого ряда - на вторую елочку (слайд 36 презентации),

    3ого ряда - на третью елочку (слайд 37 презентации).

    Вы определяете, какую букву надо вставить в окончание существительного и соединяете елочку и орешки (одни орешки с буквой е, а  другие с буквой и).

    2. Проверка выполнения задания.

    Давайте проверим, как вы помогли белочке. Молодцы, вы очень постарались, и нашей белочке теперь не страшны морозы: будет в дупле орешки грызть.

    1. Письмо под диктовку.

    1. Посмотрите, что - то опустилось мне на ладошку. (Проецируется  на доску через документ - камеру снежинка).

    С неба падает зимой

    И кружится над землей

    Мягкая пушинка,

    Милая .... (Ответы учащихся: снежинка)

    Эта снежинка необычная. Зимушка-зима приготовила для нас задание. Откройте свои карточки-снежинки, и мы с вами запишем предложения. (Под диктовку учителя).

    По у*кой тр*пинк* мы входим в лес. Он ст*ит в снежном убор*, словно в ска*к*.

    2. Проверка работы.

    Над какими орфограммами вы работали? (Ответы учащихся).

    Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки. Объясните, почему в существительных тропинка, убор, сказка в окончании пишется е? (Дети определяют склонение и падеж).

    1. Творческая работа (дифференцированное задание).

    1. Дифференцированная самостоятельная работа.

    Дети получили карточки с тремя заданиями:

    1 – составить словосочетания,

    2 – составить предложения,

    3 – написать сочинения.

    Каждый имеет право выбора.

    В ваших снежинках написано задание.

    2. Проверка творческой работы.

    а) Поднимите руки, кто составлял словосочетания.

    б) Как вы его выполнили? (Ответы учащихся).  (Проецируется  на доску через документ - камеру работа ребенка).

    в) Поднимите руки, кто составлял предложения.

    г) Как вы его выполнили? (Ответ Сережи) (Проецируется  на доску через документ - камеру работа ребенка).

    д) Поднимите руки, кто писал сочинения. (Чтение Даши) (Проецируется  на доску через документ - камеру работа ребенка).

    е) Что вам понравилось в сочинении Даши?

    1. Рефлексия.

    Сегодня вы все очень хорошо работали, а завтра в начале урока мы подведем итог нашего путешествия по зимнему лесу. Я проверю ваши работы и поставлю вам оценки.

    Слайд 38 презентации.

    Сейчас стоит пасмурная погода, и вдруг выглянуло солнышко. (3 солнышка с разным выражением лица). Какое солнышко вы выберете? Выбор с помощью системы PRO Class. Учитель открывает файл с результатами, который формируется в системе «ProClass» автоматически и делает вместе с детьми вывод.

    От общения с вами мое настроение выражается через веселое солнышко. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».

    Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  ...

    Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

    Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ

    Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

    Конспект урока русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

    Автор работы: Сагилян Анаид ВасильевнаПредмет:  русский языкКласс: 4Автор учебника: Т.Г. РамзаеваТема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»Тип урока: урок – игр...

    Урок по русскому языку. в 4 классе.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

    закрепляем знаний о склонении, падежах имен существительных, формируем знание о написании падежных окончаний имен существительных....

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"...