Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Рубцова Светлана Викторовна

 

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.

2. Развивать орфографическую  зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные  качества  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рубцова Светлана Викторовна, учитель начальных классов,

 МОУ Щелканская СОШ, Волгоградская область, Руднянский район, р.п.Рудня

 

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  

1, 2 и 3 склонений

Система УМК «Начальная школа XXI века»

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.

2. Развивать орфографическую  зоркость.

3. Учить исследовать практические ситуации, выдвигая предположения, и понимать необходимость их проверки на практике; применять знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

4. Воспитывать коммуникативные  качества  учащихся.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, лепестки ромашки на доске, презентация к уроку, компьютер, учебник Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. « Русский язык», 3 класс

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Начинаю я урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

 Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?

II. Постановка задач урока.

 Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.

1 слайд. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в единственном числе.

Это первый урок по данной теме? (нет)

 Попробуйте определить учебные задачи урока.

 Давайте сравним их с задачами, которые поставила я.

2 слайд. Задачи:

 1. Повторить необходимые знания для углубления навыков по названной теме.

 2. Закрепить и углубить навыки правописания падежных окончаний имён существительных.

III.  Разминка.

 Вспомним опорные знания по данной теме. На доске «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.

Вопросы:

  1. Что называется именем существительным?
  2. Как изменяется имя существительное?
  3. Что значит просклонять имя существительное?
  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?

IV.  Повторение алгоритма.

– Теперь  повторим алгоритм определения безударных падежных окончаний  имён существительных. Есть желающие ответить?

Обобщение после ответов учащихся:

3 слайд.  Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

  1. По опорным словам:

1 склонение – весна, земля

2 склонение – сон, колесо

3 склонение – рожь

  4 слайд.  2. По таблице окончаний:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

П.п.

VI. Работа в группах. 

1) - Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать, как это нередко бывает на уроках закрепления, будете в группах. Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и откройте конверт №1, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

Задания (разного уровня сложности):

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж. Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

2 группа. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя

3 группа.  Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк..,  сердце дочер,  по тропинк..,  на окошк..,  на огород..,  у черёмух.., на западе пустын...

2) Проверка (с помощью слайдов 5, 6, 7).

Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)

V. Физкультурная пауза. Я буду называть существительное. (Слайд  8) Если оно

относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему

– прыгаете на месте.

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

VI. Продолжение работы в группах.

1)  Слайд 9.    2 задание (7 минут). Дано предложение:

На верхушк… старой сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Спишите, вставив окончания, и объясните их.

2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.

3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения.

2) Проверка с помощью слайдов 10, 11, 12.

3) Определите, кто сегодня был лучшим в вашей группе.

VII. Самоконтроль. Тест.

1) – Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, насколько к нему готовы. Для этого решим тест на изученные ранее орфограммы. Материал находится в конверте №2. Работать  каждый будет индивидуально. Ваша задача – найти правильные ответы и поставить около них знак «+».

Тест.

  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р – мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из  песни

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой О.

Д – пшениц..й

Ж – зайц..м

Э – куриц..й

М – нож..м

  1. Найти слово  с пропущенной буквой И.

О – гусен..ца

Л – брат..ц

Х – пал..ц

Б – стар..ц

  1. Найти  слово с раздельным написанием.

П – (на)певать

Ц – (у)летать

Г – (на)берегу

Ю – (не)жный

  1. Найти слово, где в приставке пишется О.

Т – н..летать

У – п..бежать

Ш – з..крыть

Ф – н..дрезать

2) Проверка. 

– Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его. (СМОГУ) Значит, я думаю, вы сможете хорошо написать итоговый диктант.

Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили, и оцените свою работу по следующим критериям:

Слайд 13. 

0 ошибок – «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

больше 2 ошибок – «2».

VIII. Итог урока.

– Вспомним, какие задачи ставились на уроке. (Слайд 14 с задачами урока)

– Достиг ли наш урок желаемых результатов?    

IX. Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу. И сейчас, чтобы оценить свою работу, прошу каждого заполнить карточку, лежащую в конверте №3.

Отчёт учени___ _____ (фамилия, имя) о работе на уроке русского языка _____ (дата)

Я работал(а) с _____________________________ настроением.

Я __ доволен собой.

Я испытываю затруднения, когда (в чём) _________________________________.

Я работал (нужное подчеркнуть) активно и не допускал ошибок, не очень активно и допускал небольшие ошибки, редко и много ошибок.

(Несколько человек зачитывают свои ответы )

– Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок? (Этим детям можно поставить  «5»)

Тот, кто был не очень активным и у кого были ошибки, получает «4»,

а те, кто работал мало и допустил много ошибок - «3».

X. Домашнее задание.  

1) Дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных в рабочей печатной тетради: Урок 108, упр. 1, 2, 4 (т)

2) Задание для желающих можно взять из конверта №4 (Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. – М. : Дрофа, 2004):

Существует старая шутка — как писать: у рыбов нет зубов, у рыб нет зуб или у рыбей нет зубей? Шутка придумана не случайно, не все твёрдо знают окончания некоторых существительных в родительном падеже множественного числа. Как, например, правильно: пара чулок или чулков? Пара носок или носков? Случаются и вовсе курьёзы. Одна ученица писала: В нотной тетради каждый лист расчерчен на 5 чертей. А как вы ответите на эти вопросы?

Как правильно сказать: семь кочергей, семь кочерг, семь кочерёг? Об этом

весёлый рассказ под названием «Кочерга» написал Михаил Зощенко. Прочитайте его вместе с родителями! Посмотрите в орфографический словарь!

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  3кл. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник (в двух частях)

2.  2-4кл. Романова В.Ю. Русский язык. Оценка достижений планируемых результатов. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка 3кл. (ПНШ)."Путешествие в страну безударных падежных окончаний сущ-ых 1 и 2 склонения"

Урок разработан с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Прилагается презентация....

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов

Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....