Главные вкладки

    Урок русского языка 3кл. (ПНШ)."Путешествие в страну безударных падежных окончаний сущ-ых 1 и 2 склонения"
    план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

    Урок разработан с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Прилагается презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_rus.yaz_._3_kl._bezud.padezh._okonchaniyanye.rar870.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. «Безударные  окончания существительных 1-го и 2-го склонения

    в единственном числе».

     Цели: - формировать умение правильно  писать  безударные падежные окончания существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе;            

               - повторить орфограмму «парный по глухости- звонкости согласный в середине  и на конце слова»;

                - развитие речи и словаря  учащихся;

               - воспитывать коммуникативные навыки на этапах целеполагания и анализа языкового материала.

     Учебные материалы: компьютер, мультимедийный проектор, схемы- опоры  «склонения существительных», тексты для  каждого ученика.    

    ХОД УРОКА

    I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.  

    – Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. 

    –На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения это  доброжелательная улыбка.  

     - Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!

    - Откройте тетради и запишите число.

    II. Словарная работа

    - Орфографическое чтение слов 2 столбика. Устная проверка: игра с мячом.

    - Выпишите по 1 сущ-му каждого склонения. Склонения вверху обозначьте карандашом.

    - Какие существительные относятся к 1, 2 склонению?

    (К 1- му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я в именительном падеже)

    (Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями – о, - е в именительном падеже)

    III. Постановка темы урока

    - Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (тема на слайде)

    «Безударные окочания сущ-ых 1 и 2 склонения в ед.числе)»

           - Это новый материал?   (нет)

           - Какие задачи поставим на уроке? Что  нужно будет повторить?

     - Сегодня на уроке русского языка мы закрепим знания о написании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе, повторим правописание безударных гласных, парных согласных по глухости- звонкости в корнях слов.

    IV.Актуализация знаний.

    1. 2 чел. у доски:
    2. А) Определение склонения и падежа у сущ-ых в пословицах. Объяснить смысл любой пословицы: Если в гневе пнёшь камень, то только ноге больно.  Злу не победить добра.  Живи своим умом.
    3. Б) Фонетические рубашки к словам: добро, любовь, нежность, друг.
    4. 3) 2 чел. в паре: Записать текст стихотворения, вставить пропущенные орфограммы. Над подчёркнутыми сущ-ми укажите склонение, падеж, число

    Уважай людей вокру…,

    Старш…х, младших тоже.

    И тогда тебя, мой дру…,

    Наз…вут хорош…м.

    ВЗАИМОПРОВЕРКА.

    1. 4 чел. по карточкам.
    2. Игра «Найди ошибку»

    – В этом стихотворении 4 ошибки. Найдите их.

    Нам с дабротою не бывает тесно,

    В любой семе с ней вместе жыть чюдесно

    Она нужна и маленьким, и взрослым,

    И даже тем, кто лишь с мизинец ростам. (А.Лопатина)

    -  А как вы согласны с автором стихотворения? (ответы учащихся).

    - Найдите имена существительные в предложении и определите их склонение и падеж.

    IV. Первичное восприятие и усвоение знаний.

    - Прежде, чем приступить к практическим упражнениям, вспомним теоретические знания.

    1. Игра «Веришь или веришь?»

    -Если моё высказывание верно, вы поднимаете правую руку, если неверно, то левую:

    А) Существительное – это часть речи. (верно)

    Б) У сущ-ых только 2 склонения. (неверно)

    В) В П.падеже сущ-ые 1 скл-ия имеют окончание И? (неверно)

    Г) К 3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с Ь знаком на конце (верно)

    Д) Если существительное стоит в И.п., то оно является в предложении подлежащим?(верно)

       2) – Что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных? (Алгоритм, инструкцию)

     (на слайде расставляют номера по порядку)

    1. Поставить сущ-ое в начальную форму и определить склонение.
    2. Определить его падеж.
    3. Посмотреть в таблице (с.6) окончания сущ-ых данного склонения в этом падеже или подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, то есть сущ-ое этого же склонения с ударным окончанием.

    3) . Начнем работу с учебника.    Упр. 49. Прочтите внимательно задание к упражнению.

    - По какому плану будем работать?

    У.- Спишите текст, вставляя нужные буквы. Над существительными с пропущенными окончаниями укажи склонение и падеж.  Подчеркни словарные слова.

    (ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ)

    Текст.             Это случилось однажды з…мой:

                           В автобус…  ехал мальчи(ш)ка  домой.

                           И было мальчи(ш)к…   обидно до слё(с),

                           Что ине…м окна  закрасил моро(с)

       

     ( Дети объясняют  правописание пропущенных букв.  Записывают текст в тетради).  

    V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

    1. Игра «Собери мудрость» (по классу рассыпаны слова «У чуткого сердечка ласковы словечки»

    - Соберите слова по классу.

    - Кто соберёт мудрость, шепнёт мне на ушко.

    - Вы сейчас МУДРЕЦЫ. Попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

    - Какое задание мы можем придумать, исходя из темы урока.

    - Определим склонение и падеж у имён существительных.

    1. Самостоятельная работа. Работа в тетради №2 (на печатной основе). Упр.28.

          Задание:  Запиши слова в скобках в нужной форме. Над ними  укажи склонение, число и падеж. Выдели окончания. (ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ)

           Это правда! Ну чего же тут скрывать?

           Дети очень,

           Очень любят рисовать

                                _____________________

           На (бумага) _____________________,

                                                         ________________________                

                                  на  (асфальт) ________________________,

                                                                             _________________________

                                                        на (стена)    _________________________

                                    _____________________________                   ______________________

           И в (трамвай)  _____________________________   на (окно)______________________.  

    3)* Работа с учебником. Упр. 50. ШКАЛА УСПЕХА: ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО

    Задание: Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Над существительными с пропущенными безударными окончаниями укажи склонение, число и падеж.

    (ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ)

    VI. Подведение итогов. Рефлексия.

    - Какое настроение у вас было во время путешествия на уроке?

    - Кому мы скажем за урок спасибо?

    - Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    1.Сегодня я узнал…         2.Было интересно…

    3.Было трудно…             4.Я выполнял задания…

    5.Я понял, что…             6.Теперь я могу…

    7.Я приобрел…                8.Я научился…

    9.У меня получилось…    10.Я смог…

    11.Я попробую…               12.Мне захотелось…

    VII.Домашнее задание.

    1. Рабочая тетрадь №2 (на печатной основе). Упр. 26. Выполнить по заданию.
    2. * № 48,с.48

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

    Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе . Тема: " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Учащиеся путём анализа выводят тему урока, ставят цели, создают алгоритм напис...

    Презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения"

    Данная презентация к уроку русского языка в 4 классе посвящена правописанию безударных  падежных окончаний имен существительных 3 склонения....

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему " Правописание падежных окончаний имён существительных 1 - 2 склонения"

    Презентация к уроку русского языка в 4  классе на тему  " Правописание падежных окончаний имён существительных 1 -  2 склонения"...

    Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

    Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...