Урок русского языка 3кл. (ПНШ)."Путешествие в страну безударных падежных окончаний сущ-ых 1 и 2 склонения"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Урок разработан с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._3_kl._bezud.padezh._okonchaniyanye.rar870.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Безударные  окончания существительных 1-го и 2-го склонения

в единственном числе».

 Цели: - формировать умение правильно  писать  безударные падежные окончания существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе;            

           - повторить орфограмму «парный по глухости- звонкости согласный в середине  и на конце слова»;

            - развитие речи и словаря  учащихся;

           - воспитывать коммуникативные навыки на этапах целеполагания и анализа языкового материала.

 Учебные материалы: компьютер, мультимедийный проектор, схемы- опоры  «склонения существительных», тексты для  каждого ученика.    

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.  

– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. 

–На уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения это  доброжелательная улыбка.  

 - Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!

- Откройте тетради и запишите число.

II. Словарная работа

- Орфографическое чтение слов 2 столбика. Устная проверка: игра с мячом.

- Выпишите по 1 сущ-му каждого склонения. Склонения вверху обозначьте карандашом.

- Какие существительные относятся к 1, 2 склонению?

(К 1- му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я в именительном падеже)

(Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями – о, - е в именительном падеже)

III. Постановка темы урока

- Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (тема на слайде)

«Безударные окочания сущ-ых 1 и 2 склонения в ед.числе)»

       - Это новый материал?   (нет)

       - Какие задачи поставим на уроке? Что  нужно будет повторить?

 - Сегодня на уроке русского языка мы закрепим знания о написании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе, повторим правописание безударных гласных, парных согласных по глухости- звонкости в корнях слов.

IV.Актуализация знаний.

  1. 2 чел. у доски:
  2. А) Определение склонения и падежа у сущ-ых в пословицах. Объяснить смысл любой пословицы: Если в гневе пнёшь камень, то только ноге больно.  Злу не победить добра.  Живи своим умом.
  3. Б) Фонетические рубашки к словам: добро, любовь, нежность, друг.
  4. 3) 2 чел. в паре: Записать текст стихотворения, вставить пропущенные орфограммы. Над подчёркнутыми сущ-ми укажите склонение, падеж, число

Уважай людей вокру…,

Старш…х, младших тоже.

И тогда тебя, мой дру…,

Наз…вут хорош…м.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

  1. 4 чел. по карточкам.
  2. Игра «Найди ошибку»

– В этом стихотворении 4 ошибки. Найдите их.

Нам с дабротою не бывает тесно,

В любой семе с ней вместе жыть чюдесно

Она нужна и маленьким, и взрослым,

И даже тем, кто лишь с мизинец ростам. (А.Лопатина)

-  А как вы согласны с автором стихотворения? (ответы учащихся).

- Найдите имена существительные в предложении и определите их склонение и падеж.

IV. Первичное восприятие и усвоение знаний.

- Прежде, чем приступить к практическим упражнениям, вспомним теоретические знания.

  1. Игра «Веришь или веришь?»

-Если моё высказывание верно, вы поднимаете правую руку, если неверно, то левую:

А) Существительное – это часть речи. (верно)

Б) У сущ-ых только 2 склонения. (неверно)

В) В П.падеже сущ-ые 1 скл-ия имеют окончание И? (неверно)

Г) К 3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с Ь знаком на конце (верно)

Д) Если существительное стоит в И.п., то оно является в предложении подлежащим?(верно)

   2) – Что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных? (Алгоритм, инструкцию)

 (на слайде расставляют номера по порядку)

  1. Поставить сущ-ое в начальную форму и определить склонение.
  2. Определить его падеж.
  3. Посмотреть в таблице (с.6) окончания сущ-ых данного склонения в этом падеже или подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, то есть сущ-ое этого же склонения с ударным окончанием.

3) . Начнем работу с учебника.    Упр. 49. Прочтите внимательно задание к упражнению.

- По какому плану будем работать?

У.- Спишите текст, вставляя нужные буквы. Над существительными с пропущенными окончаниями укажи склонение и падеж.  Подчеркни словарные слова.

(ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ)

Текст.             Это случилось однажды з…мой:

                       В автобус…  ехал мальчи(ш)ка  домой.

                       И было мальчи(ш)к…   обидно до слё(с),

                       Что ине…м окна  закрасил моро(с)

   

 ( Дети объясняют  правописание пропущенных букв.  Записывают текст в тетради).  

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

  1. Игра «Собери мудрость» (по классу рассыпаны слова «У чуткого сердечка ласковы словечки»

- Соберите слова по классу.

- Кто соберёт мудрость, шепнёт мне на ушко.

- Вы сейчас МУДРЕЦЫ. Попробуйте объяснить, как вы её понимаете.

- Какое задание мы можем придумать, исходя из темы урока.

- Определим склонение и падеж у имён существительных.

  1. Самостоятельная работа. Работа в тетради №2 (на печатной основе). Упр.28.

      Задание:  Запиши слова в скобках в нужной форме. Над ними  укажи склонение, число и падеж. Выдели окончания. (ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ)

       Это правда! Ну чего же тут скрывать?

       Дети очень,

       Очень любят рисовать

                            _____________________

       На (бумага) _____________________,

                                                     ________________________                

                              на  (асфальт) ________________________,

                                                                         _________________________

                                                    на (стена)    _________________________

                                _____________________________                   ______________________

       И в (трамвай)  _____________________________   на (окно)______________________.  

3)* Работа с учебником. Упр. 50. ШКАЛА УСПЕХА: ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО

Задание: Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Над существительными с пропущенными безударными окончаниями укажи склонение, число и падеж.

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какое настроение у вас было во время путешествия на уроке?

- Кому мы скажем за урок спасибо?

- Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.Сегодня я узнал…         2.Было интересно…

3.Было трудно…             4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…             6.Теперь я могу…

7.Я приобрел…                8.Я научился…

9.У меня получилось…    10.Я смог…

11.Я попробую…               12.Мне захотелось…

VII.Домашнее задание.

  1. Рабочая тетрадь №2 (на печатной основе). Упр. 26. Выполнить по заданию.
  2. * № 48,с.48

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе . Тема: " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Учащиеся путём анализа выводят тему урока, ставят цели, создают алгоритм напис...

Презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Безударные падежные окончания имен существительных 3 склонения"

Данная презентация к уроку русского языка в 4 классе посвящена правописанию безударных  падежных окончаний имен существительных 3 склонения....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему " Правописание падежных окончаний имён существительных 1 - 2 склонения"

Презентация к уроку русского языка в 4  классе на тему  " Правописание падежных окончаний имён существительных 1 -  2 склонения"...

Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...