Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Никандрова Ирина Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-ом классе

по теме

«Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Учитель: Никандрова Ирина Алексеевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Задачи: 

Образовательные задачи урока: 

        уточнить знания об особенностях творительного падежа;

        отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;

        познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

 Развивающие задачи урока: 

        развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

        развивать орфографическую зоркость.

 Воспитательные задачи урока: 

  1. воспитание познавательного интереса,  расширение кругозора учащихся.

Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические,  наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: 

  1. таблица вопросов, предлогов, и окончаний творительного падежа;
  2. алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
  3. показ слайдов на мультимедийном устройстве;
  4. карточки с заданием; контрольный вопрос.
  5. учебник «Русский язык».

Ход урока

I.  Организационный момент

Проверьте готовность.

Ручки, книжка и тетрадка

Всё у вас лежит в порядке.

Садитесь.

- Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!

II. Минутка чистописания (слайд)

- Открываем тетради, запишите число, «классная работа».

- Для минутки чистописания мы возьмём суффикс из слова работаем, безударную гласную из корня пятёрка, приставку из  слова узнаю, окончание из слова узнаю.

- Проверьте, такие буквы у вас получились?

- Составьте цепочку из строчных букв аяую, так, чтобы в каждой группе буквы менялись между собой местами.

- Запишите составленную цепочку букв.

- Какие группы получились? Проверьте?

- Почему в задании встретились слова работаем, пятёрка, узнаю(мы узнаём что- то новое и будем работать на «5»).

III. Словарно-орографическая работа.

Запишите отгадки (слайд)

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык).
  2. Тот, кто совершает поезду в транспорте. (Пассажир)
  3. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати для общего пользования. (Библиотека)
  4. Дорога (в саду, в парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам. (Аллея)
  5. Государство, в котором мы проживаем. (Россия)
  6. Расшифруйте. (Одиннадцать)

- На какие группы разбили бы? (Удвоенная согласная)

- Какие орфограммы встретились. Подчеркните.

- Определите склонение.

- Какое слово лишнее? (одиннадцать, Россия)

Проверка.(слайд)

- Сейчас мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о Родине.

Ученики читают стихотворение З.Александровой «Родина».

«Родина»

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Зоя Александрова

Учитель: Россия – наша общая Родина. У каждого человека на земле есть своя «малая Родина» – место, где он родился и вырос, где находится его дом, город, село.

- Как называется  город, в котором мы живем?
- Чем славится наш город? 

(На доске – фотографии).(слайд)
На доске написана пословица, прочитайте:
(слайд)
- Как вы понимаете смысл пословицы?

Жить – Родин….  служить.

- Чему учит пословица? 

- Вставим пропущенную букву.
(- Мы должны любить свою Родину, землю на которой родились, свой дом, своих родителей.
- Бережно относиться к своей земле;
- Быть полезными и нужными своему народу;
- Способствовать его процветанию;
- Защищать свою Родину.

- К Паустовский говорил: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».


IV. Знакомство с новым словом  (Слайд)

Загадка.          

Худеет с каждым днём толстяк

И не поправится никак.

 

Что ни день, по одёжке

Отдаёт нам Серёжка

А с последней расстался

Сам куда-то подевался.

 

Дайте характеристику слову.

Календарь – сущ., 2 скл., м.р.

- Запишите, поставьте ударении, подчеркните орфограмму.

- Какие бывают календари?

- Что такое календарь?

- Подберите однокоренные слова: календарик, календарный.

- Составьте предложение, определите основу.

V. Физминутка для глаз. (слайд) .

VI.            Изучение нового материала. (Слайд)

- Прочитайте словосочетания.

 Закрыло туч…

Тянуло ветр…

Спрятался под ель…

- В каком падеже стоят данные  существительные? (В Т.п.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные окончания Т.п.)

- Назовите вопросы существительных в Т.п. (кем? чем? где? куда?)

- Предлоги Т.п. (с, за, под, над, между)

- Каким членом предложения является? (второстепенным)

- Что ещё нужно знать?  (окончания 1,2,3скл.)

- Какую задачу мы ставим перед собой?

- Итак контрольный вопрос нашего урока

«Какие окончания имеют существительные в творительном падеже?

Послушайте сказку (Слайд со словами)

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном , потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк». 

- Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

- На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

- Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

1 скл.                                2 скл.                                3 скл.

зеброй                        слоном                        смелостью

сливой                        медведем                        елью

умницей                        ужом                                осенью  

- Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже.

         1 скл.                                 2 скл.                        3 скл.

-ой                                -ом                                -ю

-ей                                -ем      

(таблица)

- Вставим окончания в словосочетания.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания в творительном падеже?

Закрыло тучей         (Т.п. 1 скл.)

Тянуло ветром        (Т.п. 2 скл.)

Спрятался под елью  (Т.п. 3 скл.)

VII.        Физкультминутка.

- Я буду называть существительные, если существительное 1-го склонения – вы приседаете, если 2-го – прыгаете, если 3-го - хлопаете в ладоши.

Конь,         солнце      печь            сын

земля,        отец          платье         книга

сын            дача           парта          тетрадь

дочь           мышь        ручка          день

Алла          окно          тишь           печенье

 

VIII. Работа с учебником

с. 108, прочитайте самостоятельно.

- Какие  окончания имеют существительные творительного падежа в 1 скл.,  2 скл., 3 скл.?

IX. Работа у доски (На слайде)

Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж.

Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес)
Любовались (чем?) (снежинка)
Играть (с кем?) с (Таня  и  Саша)

- Как поступить, чтобы правильно определить безударные окончания существительных?

X. Игра «Где искать»

Запишите ответ, определите окончание, склонение, падеж.

Где искать школьника?

Под чем искать жёлуди,?

Под чем искать еловые шишки?

Где искать щенка?

Под чем искать дом?

Где искать клад?

Где искать добро?

В школе (1 скл. П.п.), под дубом, под елью, в конуре, под крышей, в земле, в человеке.

Назовите имена существительные в Т.п.

Остальные слова какого падежа?

Продолжим отвечать на вопросы в упр. 208.

XI. Контроль и самопроверка знаний.

         Тест №23 по теме «Безударные окончания имён существительных в един. числе»         

( 2 уровня)

1.  На какие вопросы отвечают имена суще ствительные в творительном падеже?

A)  О КОМ? О ЧЁМ?

Б)  КЕМ? ЧЕМ?

B)  КОГО? ЧТО?

 

2.  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

A)  в, на, за, под, через, про, сквозь

Б)  с, за, под, перед, над

B)  с, от, до, из, без, у, для, около

3.  Каким членом предложения являются имена существительные в творительном падеже?

А)  Главным.

Б)  Второстепенным.

4. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 2-го склонения?

A)  -ОМ, - ЕМ

Б) - Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

5. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 3-го склонения?

A)  -ОМ, -ЕМ

Б) -Ю

B) -ОМ, -ЕМ

6.  Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже?

A) -ОМ, - ЕМ

Б) -Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

7. В окончаниях каких слов пишется буква О?

A) с учител..м                                                                                                                                                                Б) над город..м

В) с друг..м          

Г) за товарищ..м

Д) над крыш..й                                                                                                              

Е) с дедушк..й

 Самопроверка(слайд)

XII. Рефлексия.

        - Какую задачу мы ставили перед собой?

        - Что же мы узнали на уроке?

        - Что вам понравилось сегодня на уроке?

XIII.  Домашнее задание, инструктаж по её выполнению.

с. 108 сведения,  упр. 213.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Урок - соревнование. Представлен в виде телевизионной игры "Счастливый случай"...

Тема: " Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже".

Класс:4Программа: " Школа России", соответствует ФГОСТип урока: урок изучения нового материала.Проведен в классе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.Задания,представленные в уроке, орие...

Конспект урока русского языка по теме" Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала, учебник Канакиной....

Конспект урока в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России")

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах"...

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже" в 4 классе...