Конспект урока русского языка по теме" Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чумакова Юлия Анатольевна

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала, учебник Канакиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-ом классе

по теме

«Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Задачи: 

  1. Образовательные задачи урока: 
  2. уточнить знания об особенностях творительного падежа;
  3. отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
  4. познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.
  5. Развивающие задачи урока: 
  6. развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  7. развивать орфографическую зоркость.
  8. Воспитательные задачи урока: 
  • воспитание познавательного интереса,  расширение кругозора учащихся.

Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические,  наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: 

  • показ слайдов на мультимедийном устройстве;
  • учебник «Русский язык».

Ход урока

      1. Организационный момент

Проверьте готовность.

Ручки, книжка и тетрадка

Всё у вас лежит в порядке.

Садитесь.

- Ребята, задача нашего урока открытие новых знаний. Я уверена, что они пригодятся вам в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее. Итак, в добрый путь!

2.  Минутка чистописания

- Открываем тетради, запишите число, «классная работа».

Появился во дворе

Он в холодном ноябре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...

(Ответ: Снеговик)

Напишем все соединения букв, которые встречаются в этом слове.

Сн не  ег го ов  ви  ик

- Подберите однокоренные существительные к слову «снеговик».

снег      снежок   снегурочка

-Что общего в словах?(сущ.)

-На какие группы их можно разделить?(м.р. и ж.р.,одуш.   ,неод.,1 и 2 склонение)

-Что такое склонение?

- Определите склонение имён существительных.

Игра «Верите ли вы?»   Отвечайте да или нет

         1.В русском языке 6 падежей?(да)

2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже? (Нет).

3.В русском языке три типа склонения? (Да.)

4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием? (Нет).

5.Ко 2-му склонению относясясуществительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я? (Да.)

6.Существительные женского рода с мягким знаком на конуе относятся к 3-му склонению? (Да.))

-Теперь вы задайте вопрос классу.

(Дети формулируют и задают товарищам вопросы по теме.)

3. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте ключевые слова на карточках.

Кем? Чем?

С, за, под, между

Роль в предложении: второстепенный член

1 скл.      2 скл.    3 скл.

-ой,ей     -ом.ем    -ю

-На какой карточке сведения, которые недостаточно хорошо изучены и требуют исследования?

-В чем трудность при определении пад. окончаний существительных?(ударные и безударные)

-О каком падеже будем говорить на уроке?(о творительном)

-Сформулируйте задачи(вспомнить признаки сущ. в творительном падеже, научиться правильно писать безударные окончания в тв. падеже)

Записать, выделить окончание, определить склонение, падеж.

 

Пришла (с чем?) с (метель)
Занесло (чем?) (снег)
Украсила (чем?) (серебро)
Укрыла (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (поле)
Любовались (чем?) (снежинка)

 Играть (с кем?) с (Таня  и  Саша)

-Что Вы заметили, по какому правилу составлены словосочетания?

Все существительные стоят в творительном падеже.

Рассмотрим внимательно наши существительные. Выпишем их отдельно в строчку.

С  метелью, снегом, серебром, ковром, над полем, снежинкой, с Таней,

с Сашей.

 -Определим у всех существительных склонение, выделим окончание. Результаты занесём в таблицу.

1 скл.

2скл.

3скл.

-ой, -ей

-ом, -ем

-Так, какие окончания имеют существительные в творительном падеже?

4. Работа по теме урока.

Упр.220,с.118

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Определите падеж выделенных существительных.

Почему окончания различные?(разные склонения)

-Какой частью речи являются слова сегодня, вчера?

-Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Объясните значение слов.

Вчера- в день, предшествующий текущему дню.

Сегодня- в этот, текущий день, когда идет речь.

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»

-Как образовалось наречие сегодня?

-Выбери синоним к слову сегодня(завтра, нынче, вчера, опять)

-Выбери антоним к слову вчера(сзади, впереди, хорошо, сегодня)

-Составьте и запишите предложение с любым из новых словарных слов.

-Выполните письменное задание к упражнению. Взаимопроверка.

Выполните грамматический разбор.(у доски 3 человека)

5. Физминутка

1скл. приседаете, 2 скл. хлопаете,3скл. руки вверх

Конь, земля, сын, дочь, Алла, солнце, отец, дача, мышь, окно, печь, платье, парта, ручка, тишь, сын, книга, тетрадь, день, печенье.

6. Закрепление изученного материала.

-Прочитайте текст. Что заметили?

-Как определить границы предложений?(законченная мысль, грамматическая основа-подлежащее и сказуемое)

-Назовите 1 предложение.

-Определите границы др. предложений. Работа в парах.

-Сколько получилось предложений?(5)Прочитайте

-Назовите слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание.

Выполните письменные задания к упражнению.

7. Контроль и самопроверка знаний. Тест.

Тест  по теме «Безударные окончания имён существительных в ед. числе»

       1.  На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

A)  О КОМ? О ЧЁМ?

Б)  КЕМ? ЧЕМ?

B)  КОГО? ЧТО?

 2.  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

A)  в, на, за, под, через, про, сквозь

Б)  с, за, под, перед, над, между

B)  с, от, до, из, без, у, для, около

  3. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 2-го склонения?

A)  -ОМ, - ЕМ

Б) - Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

 4. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 3-го склонения?

A)  -ОМ, -ЕМ

Б) -Ю

B) -ОМ, -ЕМ

 5.  Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже?

A) -ОМ, - ЕМ

Б) -Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

 8.Рефлексия.

                - Что же мы узнали на уроке?

                - Что вам понравилось сегодня на уроке?

9. Дом. задание

Придумать и записать 12 словосочетаний с именами существительными в творительном падеже.

Тест  по теме «Безударные окончания имён существительных в ед. числе»

       1.  На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

A)  О КОМ? О ЧЁМ?

Б)  КЕМ? ЧЕМ?

B)  КОГО? ЧТО?

 2.  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

A)  в, на, за, под, через, про, сквозь

Б)  с, за, под, перед, над, между

B)  с, от, до, из, без, у, для, около

  3. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 2-го склонения?

A)  -ОМ, - ЕМ

Б) - Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

 4. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 3-го склонения?

A)  -ОМ, -ЕМ

Б) -Ю

B) -ОМ, -ЕМ

 5.  Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже?

A) -ОМ, - ЕМ

Б) -Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

Тест  по теме «Безударные окончания имён существительных в ед. числе»

       1.  На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

A)  О КОМ? О ЧЁМ?

Б)  КЕМ? ЧЕМ?

B)  КОГО? ЧТО?

 2.  С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

A)  в, на, за, под, через, про, сквозь

Б)  с, за, под, перед, над, между

B)  с, от, до, из, без, у, для, около

  3. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 2-го склонения?

A)  -ОМ, - ЕМ

Б) - Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

 4. Какие окончания у имён существительных в творительном падеже 3-го склонения?

A)  -ОМ, -ЕМ

Б) -Ю

B) -ОМ, -ЕМ

 5.  Какие окончания у имён существительных 1 -го склонения в творительном падеже?

A) -ОМ, - ЕМ

Б) -Ю

B)  -ОЙ, - ЕЙ

                       

Урок русского языка

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже

4 класс

Составила:

учитель начальных классов

МБОУ  СОШ №24 г. Орла

Чумакова Ю.А.

Шаблон презентации "Окончание учебного года. Последний звонок. Праздник букваря" - 3