Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Крысина Ольга Викторовна

Урок - соревнование. Представлен в виде телевизионной игры "Счастливый случай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ                      

ТЕМА:  « ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ТВОРИТЕЛЬНОМ  ПАДЕЖЕ».

Цели: образовательные: расширять знания учащихся о творительном падеже,     вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже; закрепление знаний о Р.п. и В.п. 1,2 скл.

 воспитательные: воспитание любви к родному языку, уважения друг к другу.

развивающие: развитие памяти, мышления, воображения, умения работать в группе.

ХОД  УРОКА

I Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с необычный урок, который пройдёт в виде  телевизионной игры «Счастливый случай». Эта игра представляет собой соревнование между двумя командами. Она состоит из 5 геймов-этапов. У нас 2 команды « Угадай-ка» и «Почемучка».

II Повторение пройденного материала:

-Право начать игру первой предоставляется той команде, которая быстрее определит падеж имён существительных в словосочетаниях, записанных на карточках.

-Но сначала давайте вспомним , как отличить родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?

-(По предлогу, если , и он есть, и способом подстановки существительного 2-го склонения)

На карточках  задание:

купил щенка (…)
выстрелил в тигра ( …),                                                                                                                                  видел ястреба (…),                                                                                                            письмо от отца (…),                                                                                                                  

 -Определите падеж имён существительных, ответы запишите в скобках.

-Давайте проверим. Молодцы!

-Итак, первый гейм «Разминка».

-Во время разминки мы сможем лучше познакомиться с командами. Каждая из них должна за 2 минуты ответить на возможно большее количество вопросов. Команда-соперник молчит, следит за ответами и временем. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл.                                

-Первая команда готова? Переворачиваем песочные часы.

Вопросы первой команде

1.Часть речи, обозначающая предметы, состояние, явления природы, отвечающая на вопросы: кто? что? (существительное)

2.Слова, противоположные по значению? (Антонимы).

3.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? (Глагол)

4. Значимая, изменяемая часть слова? (Окончание)

5.Имена существительные, которые отвечают на вопрос что?? (Неодушевлённые)

6. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? (Суффикс)

7. После приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся с гласных «е, ё, ю, я» пишется …(ъ)

8. Два слова,соединённые по смыслу, грамматически и одно из них главное? (Словосочетание)

9. С какими предлогами употребляется дательный падеж? (К, по)

10. Сколько падежей в русском языке? (6)

11. Сущ-ное, прил-ное,глаг.,местоим.-это…(Части речи)

12. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие?(Прил.)

13. На какие вопросы отвечает существительное в Т. П.? (кем, чем?)

14. Часть слова без окончания? (Основа)

15. На конце существительных Ж. р. после шипящих пишется…? (ь)

16. К какому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я? (1 скл.)

17. Бывает ли слово без корня? (Нет)

18.Синонимы-это-…? (Близкие по значению слова)

19. Сущ-ные 3 склонения в Р. и Д.падежах имеют окончания…? (-и)

20. Предлоги со словами пишутся…? (Раздельно)

                                            Вопросы второй команде.

1.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка)

2.Перед какой частью речи предлоги не употребляются? (Перед глаголом)

3.Как узнать род имени сущ-го во множественном числе? (Поставить его в единственное)

4.Что такое склонение? (Изменение окончаний имён сущ-ных по падежам)

5.В каком падеже существительные употребляются без предлога? ( И.п.)

6.К 3-му склонению относятся имена сущ-ные…? (Ж.р. с мягким знаком на конце)

7.Бывает ли слово без суффикса? (Нет)

8.Имена сущ-ные, которые отвечают на вопрос: кто?...(Одушевлённые)

9.Слова близкие по значению? (Синонимы)

10.Общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение? (Корень)

11. Имена сущ-ные в Р.П. отвечают на вопросы…? (Кого? Чего?)

12. Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?(Глагол)

13. Подлежащее и сказуемое-это…? (Грамматическая основа предложения)

14.И, а, но - это…? (Союзы)

15.В каком падеже сущ-ные всегда употребляются с предлогом? (П. п.)

16.Сущ-ные 1 склонения в В.п.имеют окончания…? (-у, -ю)

17.Основа – это…? (Часть слова без окончания)

18.Дополнение отвечает на вопросы…? (Косвенных падежей)

19.Сказуемое чаще всего выражается…? (Глаголом)

20.Предлоги служат для …?(Связи слов в предложении)

III Изучение нового материала

а) Постановка проблемной ситуации

-На какие вопросы отвечают существ-ные в Т.п.?

- С какими предлогами употребляются?

-Чем являются в предложении?

-Второй гейм -«Заморочки из бочки»

-Играют все участники команд. Вытаскиваем поочерёдно бочонок с номером из мешочка. Каждому номеру соответствует сущ-ное. Я показываю  него, а вы отвечаете на вопрос :»Кем? Чем? Раньше были эти предметы? Ответы записываем в тетради, выделяем окончания, указываем склонение.

№1 цыплёнок -…(яйцом)

№2 лошадь -…(жеребёнком)

№3 корова -…(телёнком)

№5 дуб - …(жёлудем)

№6 день -…(ночью)

№7 лёд - …(водой)

№8 бабочка - …(куколкой)

№10 мужчина - …(мальчиком)

-Внимательно посмотрите на слова-ответы.

-Чем они похожи? (Все стоят в Т.п.)

-Чем отличаются? (Окончанием, склонением).

-Ваша задача в группах ответить на вопрос: «Какие окончания имеют имена существительные 1, 2, 3 склонений в Т.п.?» и заполнить таблицу, которую я вам дам.

             1 скл.

      2 скл.

         3 скл.

- …

- …

- …

- …

- …

-Команда, правильно заполнившая таблицу, получает 2 балла.

-Третий гейм «Весёлые нотки». Здесь мы соревноваться не будем а просто отдохнём. (Музыкальная физ.минутка  «Если нравится тебе…»)

IV Закрепление

-Следующий гейм «Тёмная лошадка».

-Сейчас вы получите карточки с заданием. Вы выполните его самостоятельно в тетради, всё по заданию.

            Задание: Спиши, ставя данные в скобках имена существительные в творительном падеже.

а) самостоятельная работа

    Над (изба) и (двор) летали малиновки. Заняты школьники (дело), перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка).Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Поле засеяли (рожь).

б) работа над стихотворением

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

-Прочитайте стихотворение.

-Найдите сравнения. Чем они выражены? (Существительным в Т. п.)

-Чем являются в предложении имена сущ-ные в Т.в ? (Дополнением)

-Пятый гейм «Гонка за лидером».

-Лидирует у нас команда…

-В этом гейме у другой команды есть шанс набрать большее количество баллов.

-Ваша задача: назвать как можно больше вариантов ответов на вопрос: «Над чем пролетал Карлсон?». Отвечаем поочерёдно.

V Подведение итогов урока.

-Подведём итоги: (подсчёт баллов)

-Ребята, а теперь давайте мы все вместе расскажем об особенностях творительного падежа.

-На какие вопросы отвечает?

-Какие имеет предлоги?

-Чум является в предложении?

-Какие имеет окончания в 1,2,3 склонениях?

-Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Конспект урока русского языка по теме" Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже"

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала, учебник Канакиной....

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах"

Урок русского языка тема "Правописание безударных окончаний существительных в Р. и Д. падежах....