Тема: " Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Талерчик Наталья Петровна

Класс:4

Программа: " Школа России", соответствует ФГОС

Тип урока: урок изучения нового материала.

Проведен в классе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Задания,представленные в уроке, ориентированы на закрепление знаний детей об алгоритме написания безударных окончаний существительных, адаптируя его к теме урока.

Различные виды упражнений позволяют применять знания на практике при письме безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Представлены различные разноуровневые упражнения, которые содействуют осознанию восприятия через исследовательскую работу.

Урок посвящен 300-летию г. Красное Село ( Россия, Санкт-Петербург).

Задания и упражнения составлены, используя исторический материал из книги для семейного чтения .

Книга для семейного чтения, А. А. Васильева, Н.О. Верещагина, И. Б. Козак;-СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014._152 с.: ил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russk._yaz.docx22.1 КБ
Файл kopiya_russkiy.pptx108.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 380 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Класс:4

Учитель: Талерчик Наталья Петровна

Программа: « Школа России», ФГОС

Тема. Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже.

Оборудование:

1.Русский язык.  4 кл. В 2ч. Ч. 1:  учебник. Т.Г. Рамзаева.—М.: Дрофа, 2014г.

2. Памятки.

3. Раздаточный материал.

4. Проектор.

Цель: научить детей писать  безударные   окончания существительных в  дательном падеже.

Задачи: закрепить знания детей об алгоритме написания безударных окончаний существительных, адаптируя его к теме урока;

- применять данные действия на практике, посредством выполнения различных упражнений; создать условия для формулирования темы и целей урока;

-содействовать осознанию восприятия через исследовательскую работу(«докажи», « верно ли» и т.д.);

-организовать рефлексорную деятельность учащихся;

-развивать речь, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки;

-формировать навык самостоятельной работы.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся:

А) познавательные ( формулируют тему, цели, проводят анализ информации, делают выводы).

Б) личностные (устанавливают значимость познавательной деятельности).

В)коммуникативные  (учатся учитывать позицию собеседника, сотрудничают в сборе и поиске информации).

Г) регулятивные (ставят учебные задачи, проводят контроль).

  1. Организационный этап.
  2. Минутка  чистописания.

СЛАЙД    № 1

- Прочитайте слова.( Красное Село, к…лендарь, Красносельский, красиво).

- Какую  букву  вставите в слове «Календарь»? (а)

             СЛАЙД     № 2

-Можем ли мы ее проверить? (нет).

-Почему? ( слово с непроверяемой безударной гласной).

- В чем отличие в написании этих слов? (нарицательные и собственные имена сущ,.)

-Обращая внимание на выделенные буквы, какую закономерность вы заметили? ( строчная чередуется с заглавной).

- Как вы думаете, какую букву мы будем писать сегодня на уроке? (К, к).

                                            ( дети пишут)

 3. Проверка домашнего задания. ( используют сигнальные карточки)

- Вернемся к слову « Календарь».

- Какое задание вы получили на дом?

( 1 гр. Составить словосочетания со словом «календарь»  в род. Падеже.

2 гр . Составить предложение со словом «календарь», которое стояло бы в род. Падеже.)

( В это время 2 ученика выполняют работу у доски).

Задание для работы у доски.

(оценивание)

   -Ребята, как вы считаете, с каким знаменательным событием, которое произошло недавно в нашем городе Красное Село и в жизни каждого из нас, связаны эти слова: Красное Село, календарь, Красносельский, красиво ?

( День рождение Красного Села, юбилейная дата- 300 лет)

- Правильно.

- С какой темой будет  связан наш урок?

- Скажите, а какую книгу о Красном Селе  вы бы посоветовали прочитать нашим гостям? ( Город Красное Село).

- Чем является для вас эта книга?

( путеводителем по Красному Селу,  книга-справочник , из которой мы , например, узнаем интересные сведения о первоначальных названиях  улиц, местечек Красного Села).

СЛАЙД    №3

- Прочитайте словосочетания ( подошел к Бумажной мельнице, прокатился по Фабричному поселку, к тетради прилагается).

- А в какой из глав книги мы встречали эти названия? (« Бумажная»)

- Что общего в этих словосочетаниях? ( сущ. Стоят в дат. Падеже).

- Как вы определили? ( по вопросам и предлогам)

- Что еще вы заметили? ( у сущ-х безударные окончания).

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока.      

 ( Безударные окончания существительных в дательном падеже).

СЛАЙД   № 4

- Какова , на ваш взгляд, основная задача урока?

(учиться писать безударные окончания существительных в дательном падеже).

СЛАЙД  №5

- Для чего нам необходимо этому учиться?

  1. Актуализация опорных знаний.

- Вспомним алгоритм, который мы использовали  для написания безударных окончаний сущ-х в род.. падеже и попытаемся правильно на писать безударные окончания сущ-х в дательном падеже.

  1. Определить падеж.
  2. Определить склонение.
  3. Подставить существительное этого же склонения в этом же падеже, но с  ударным окончанием.
  4. Написать окончание.

( у детей на столах лежат памятки).

                                                     ПАМЯТКА

1 скл

2 скл

3 скл

И. П.

Страна

Земля

Село

царь

Тетрадь

площадь

  1. Первичное усвоение новых знаний.

( обращаемся к слайду № 3)

1 словосочетание: Подошли к Бумажной мельнице ( разбирается под руководством учителя).

 СЛАЙД  №6

2 словосочетание: прокатился по Фабричному поселку ( пишет самостоятельно 1 вариант).

СЛАЙД  №7

3 словосочетание: к тетради прилагается ( пишет 2 вариант).

СЛАЙД № 8

( Учащиеся пишут самостоятельно, потом обмениваются тетрадями).

- Докажите, почему вставили такие окончания?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Я буду называть существительные с предлогами  с ударными и безударными окончаниями.  Если услышите слово с ударным окончанием- приседаете, если с безударным- делаете наклон вперед. Постарайтесь сосчитать. Сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

Письмо маме, изготовить для корабля, шел по полю,  у сестры, отдал другу (2 раза).

  1. Первичная проверка понимания.

- Из книги  о Красном Селе вы узнали кто первый из русских царей начал строительство фабрики для производства бумаги. Назовите этого императора. ( Петр 1).

- До Петра 1 кто еще пытался изготовить бумагу? ( Иван 4 Грозный).

- В каком же это было веке? ( в 16)

- Правильно, оба правителя внесли огромный вклад в развитие Руси.

- У вас в учебнике, на с. 101, в упражнении № 194, напечатаны пословицы.

-Прочитайте их.

-Скажите, какая из них наиболее ярко отражает внутреннюю сущность патриотов нашей великой страны?

( Главное в жизни- честно служить Отчизне).( Д.п., 1-е скл).

-Запишите ее самостоятельно. Изменяя падеж существительного в скобках. Укажите падеж и склонение существительного, окончание которого вы изменили.

                                  (дети пишут).

- Проверим.

СЛАЙД    №9

- Поднимите  зеленую  сигнальную карточку, если вы правильно выполнили задание.

  1. Первичное закрепление материала.

- Ребята, я сейчас раздам карточки с заданиями.  У вас есть право выбора.

Желтый цвет-задание  не сложное. Прилагается  подсказка-инструкция.

Зеленый цвет- задание среднего уровня сложности. Подсказок-инструкций нет.

Красный цвет- задание сложное.

-Предлагаю вам сделать свой выбор. На выполнение  задания отводится            минут. Приступили.

Ж.Ц.

От деревн…  к  речке… Дудергофк…. Вела извилистая тропка.

1 скл.

2скл

3 скл

Р.П.

- и

Д.П.

З.Ц.

Из  данных слов составьте и запишите словосочетания с существительными в Д.п..

С, проехать, страна, по

Прислушаться , песня, к

Плыть, по, озеро, Долгое

Кр.ц.

Образуйте от существительных 3-го склонения существительные 1 склонения и запишите с ними словосочетания в Д. п.

Печь

Тетрадь

лошадь

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж поего выполнению.
  • выучить правило на с. 101
  • 1 уровень:  упр № 195 (1-4 словосочетания). Написать словосочетания, определив падеж и склонение существительных.
  • 2 уровень:  ( тоже, но с 1-8 словосочетание)
  • 3  уровень Записать все словосочетания, определив падеж и склонение существительных. И с 3 из них составить предложения.
  1. Рефлексия.
  • Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу:

Сегодня на уроке:

  • Я научился…
  • Я смогу…
  • Мне пригодится…

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс

Слайд 2

К расное Село, к … лендарь , К расносельский, к расивое

Слайд 3

К а лендарь

Слайд 4

1)Подошли к Бумажной ме́льниц 2)Прокатился по Фабричному посёлк 3)К тетра́д прилагается

Слайд 5

Тема: « Безударные окончания существительных в Дательном падеже ».

Слайд 6

Задача урока: учиться писать безударные существительных в Дательном падеже.

Слайд 7

1) Подошли к Бумажной ме́льниц е (Д.п., 1 скл .)

Слайд 8

2) Прокатился по Фабричному посёлк у (Д.п., 2 скл .)

Слайд 9

3) К тетра́д и (Д.п., 3 скл .) прилагается

Слайд 10

Главное в жизни – честно служить Отчизн е (Д.п., 1 скл .)

Слайд 11

Спасибо за урок!!!