Урок по русскому языку. в 4 классе.Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сутормина Валерия Алексеевна

закрепляем знаний о склонении, падежах имен существительных, формируем знание о написании падежных окончаний имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.51 КБ
Файл chast_1.pptx954.47 КБ
Файл chast_2.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе на тему: Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». По программе «Школа России»

Цель урока: обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени

существительного;

тренировать в написании безударных окончаний;

развивать орфографическую зоркость;

продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,

развивать интерес к предмету;

воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о склонении, падежах имен существительных, формирование знаний о написании падежных окончаний имен существительных.

Воспитательные: воспитание дружеского взаимодействия обучающихся в группах, умения слушать собеседника, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умений искать и находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, быть способным к сотрудничеству.

Развивающие: развитие речи обучающихся, логического образного мышления, находчивости, сообразительности, умения анализировать и логично рассуждать.

  • Формирование универсальных учебных действий.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Экран
  3. Презентация
  4. Демонстрационные таблицы «Падежи», «Склонение существительных», «Падежные окончания имен существительных»
  5. Карточки для индивидуальной работы
  6. Карточками - закладки.
  7. Русский язык. 4 класс.  Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – 6-у изд. – М.: Просвещение, 2016.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

– Ребята, сегодня я проведу у вас урок. Зовут меня Валерия Алексеевна. Я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем.

Ребята, я хочу пожелать вам хорошего настроения, грамотного письма, чтобы у каждого всё получилось.

 Ребята, а может у кого из вас есть особые пожелания друг для друга?

ДОП ВОПРОС А может быть гости нам что-то пожелают.

– Ребята, верю в вас и знаю – у вас всё получится.

– Чтоб урок у нас прошёл замечательно, я предлагаю вам работать под девизом:

– Как вы это понимаете?

– Итак, включаемся в работу. За урок нам много надо успеть сделать, поэтому

открываем тетради:

– Запишите число, классная работа.

Слайд

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

– Ребята, поднимите руку, кто из вас любит осень? Зиму? Весну? Лето?

– Сегодня за один урок мы побываем с вами во всех временах года. Вы готовы отправиться в гости к временам года?

1 ученик - Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

2 ученик - Хочу, чтобы все были внимательны, слушали учителя и ребят-одноклассников.

3 ученик- Я желаю, чтобы все справились с заданиями.

Да

Осень

II. Актуализация знаний

  Словарная работа  

Слайд  

– Осенью созревает урожай на грядках. Давайте соберем его в корзину. А для этого выполним словарную работу.

– Овощи выращивать – это большая работа. Вот нам надо сначала разгадать загадки.

  1. На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

(Горох)

  1. Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...(Капуста)

  1. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

  1. Кто играет с нами в прятки

На осенней дачной грядке?

Спрятался под листиком Хитрец

Это пупырчатый…   (огурец)

  1. Вкусный, красный, но не сладкий.

Зреет на садовой грядке,

В сказках, помнишь, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»!

(Помидор)

Ребята записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка.           

Слайд слова.

– Какое слово лишнее и почему?

На слайде только список слов.

Проверка по слайду (склонения слов)

– Для чего нужно знать склонение слов?

– Мы выполнили все задания, собрали урожай и теперь отправляемся дальше.

Лишнее слово капуста, т.к. все слова 2 скл, капуста – 1 скл.

комментирует ученик. Оценка

Чтобы правильно записывать окончания существительных

Зима

III. Сообщение темы и задач урока.

Слайд

– В каком времени года мы оказались?

Слайд

– Чтобы в зимний мороз не замёрзли, мы поиграем в игру «Бегущая минутка».

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

1.Изменяемая часть слова … (окончание).

2.Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

3.Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

4.Постоянный признак имён существительных… (род).

5.Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (существительное).

6.К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

7.Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

8.Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

9.Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

10.Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

– Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова).

Слайд

Склонение

Падежи

Окончания

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

 Слайд

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

– Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:

 Слайд

1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.

2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.

– Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного.   Слайд с таблицей

IV. Работа по теме.

– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

– Продолжим «зимнюю» тему и составим текст «За что дети любят зиму?»

– В какие игры играет зимой детвора?

– На чём можно кататься зимой?

– Что можно лепить из снега?

– Где можно играть детям в зимние игры?

– Почему опасно играть на проезжей части дороги?

Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.

В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на детской площадке, в парке, в лесу.

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

- Запишите выделенное предложение, обозначьте орфограммы сегодняшнего урока

(ДОПОЛНИТЕЛЬНО окончания существительных разного склонения

Слайд     Работа по рядам   2 ученика у доски с каждого ряда оценить.

1 ряд самостоятельно

Задание: Над каждым словом надписать часть речи.

2 ряд Задание: К слову зима придумать однокоренные слова и одно из этих слов разобрать по составу.

3 ряд Задание: Выполнить фонетический разбор слова дети.

V. Физкультминутка. 

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)

Слайд

Весна

VI. Обобщение материала.

1.Работа в парах.

– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем. Экран картинки.

Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.

Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2), парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед (2), осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).

Слайд

– Весной принято наводить порядок. Вот и в наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.

(Слайд используется для введения в игровую ситуацию)

http://festival.1september.ru/articles/609442/2.gif

-Вставьте пропущенные окончание, определите падеж.

Проверка по карточкам (только буквы на слайде)  

Оцените свою работу по таблице Слайд

Подумайте, а куда нас могут привести эти слова (в лес, в зоопарк, в парк). А в какое время года мы любим гулять в лесу, наблюдать за животными в зоопарке или кататься на каруселях) ЛЕТО.

Лето

VII. Закрепление материала.

– Молодцы. А мы отправляемся дальше. В каком времени года мы оказались?

– Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр. А вот летний дождь смыл часть текста.

Его надо восстановить (задание выполняется устно). Дополните предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.

Слайд

Наша семья проводит лето в ______________. Мы любим гулять по-летнему___________.

На высокой___________ поет птичка. По__________бежит колючий ежик.  Хорошо летом в лесу!

Лето.

Проверка: ученик называет слово, которое надо вставить и какое окончание надо записать и определяет падеж

VIII.  Итог урока

Слайд

-Закончите фразу, вписав в стихотворение нужное окончание.

В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….(е)

И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…(е)

А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …(и)

- Это вам в подарок. Не ошибайтесь!

XIII.Домашнее задание

Упр.238

IX. Завершение урока

Слайд

– Давайте изобразим шкалу успеха. Покажите, насколько вы сегодня успешно поработали и разобрались с темой урока

Слайд (Сидя за партами – плохо, слабо;

просто стоят – хорошо;

хлопают в ладоши – отлично)

- Ребята, спасибо за урок, мне приятно было с вами поработать. Удачи вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕВИЗ Думай медленно, а работай быстро.

Слайд 2

О ди нн адцатое дек а бря. Кла сс ная р а бота .

Слайд 3

Г о рох К а пуста К а ртофель О гурец П о м и дор

Слайд 5

Склонение Падежи Окончания Тема : « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» Задача: 1 . Показать умеем ли мы … 2. Научились ли мы …

Слайд 6

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных п о опорному слову 1 скл . 2 скл . 3 скл . р ука окно грудь Определить склонение имени существительного. Поставить опорное слово в нужную форму. Определить окончание. В речк ? (1 скл .)- в рук е - в речк е В океан ? (2 скл .)-в плеч е -в океан е В ел ? ( 3 скл .) – в груд и – в ел и По таблице падежных окончаний и мен существительных. 1. Определить склонение и падеж имени существительного. 2. Найти окончание в таблице. Падеж 1 скл . 2 скл . 3 скл . Р.п . -И -И Д.п . - Е П.п . -Е -Е


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на детской площадке, в парке, в лесу. На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

Слайд 2

В зимние игры дети играют на катк е , на горк е , на детской площадк е , в парк е , в лес у . прил прил с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. г л.

Слайд 3

имя существительное 1 склонения имя существительное 2 склонения имя существительное 3 склонения

Слайд 5

Е – 1 скл ., Д.п . Е – 1 скл ., П .п . И – 1 скл ., Р.п . И – 1 скл ., Р.п . И – 1 скл ., Р.п . Е – 1 скл ., Д.п . И – 1 скл ., Р.п . Е – 1 скл ., П.п . Е – 2 скл ., Р.п . И – 3 скл ., Р.п . И – 1 скл ., Р.п . Е – 1 скл ., Д.п . И – 3 скл ., Р.п . Е – 2 скл ., П.п . Е – 1 скл ., П.п . Е – 1 скл ., Д.п . И – 1 скл ., Р.п . Е – 1 скл ., Д.п . Нет ошибок 1-2 ошибки Больше двух

Слайд 7

Наша семья проводит лето в ______________. Мы любим гулять по летнему___________. На высокой___________ поет птичка. По __________ бежит колючий ежик. Хорошо летом в лесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".

Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема:  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...

Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.

На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного  выбора безударного окончания в именах существительных....

Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....