Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества знаний обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

1.Организационный момент.(1 мин) 

Я рада видеть каждого из вас

И пусть зима в окно прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс,

 Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

-  Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.

 - Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!  Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас всё получится.

 2. Актуализация знаний.(2 мин)

Слайд 1. Откройте тетради, запишите дату.

 Слайд 2.Ребята, посмотрите на эту чудесную  картину. Какое время года изображено на ней? (Зима)

- Ребята, а вы любите зиму? А за что вы  её любите?

- Многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения.

Послушайте отрывок из одного стихотворения.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

- Кому принадлежат эти строки? (А. С. Пушкину)

- С кем поэт  сравнивает  зиму? Как он ее называет? (Волшебницей.)

-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год.

3.Чистописание.(5 мин)

-Назовите первую букву слова волшебница.

- Какие звуки обозначает буква «в»?  Что можете о них рассказать? Слайд 3.

Напишите красиво заглавную  и  строчную буквы «В в».

На второй строке напишите слоги с буквой  «в»: ви вя ву ве вы ва во  Слайд 4.

-Назовите слоги, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук.

-Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.

 

4.Самоопределение к деятельности. (5мин)

Слайд 5.  На доске слова:  Без книг…, по дорог…, в тетрад…

Прочитайте слова. Какой звук  слышится в окончании  имён существительных?

- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Нет)

- Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? (Склонение и падеж имён существительных). Выполните задание.

 Проверка. Один ученик выходит к доске, пишет окончание, склонение и падеж.

- Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности?

  Учитель: -  Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.

Ученики: - Правописание безударных окончаний  имён существительных.    Слайд 6.

Учитель:  Какие задачи вы поставите перед собой?

 Ученики:  Научиться    правильно  писать  безударные падежные окончания  имён  существительных.  

  5. Работа по теме урока.  (6 мин)

Учитель:  Что необходимо знать, чтобы  грамотно написать безударное окончание  имени существительного?

Ученики:  Склонение существительных, падеж, окончание имён существительных 1,2,3 склонения  в разных падежах.

  Слайд 7.

  1. Прочитайте слова на доске.

 Зима,  вьюга, мороз, снег,  метель,  солнце, буран,  печь,  горка.

– Найдите общие признаки,  по которым можно объединить эти слова в одну группу. (Имена существительные, нарицательные, неодушевлённые,  в единственном числе, в именительном падеже).

– Найдите признаки, по которым можно разделить слова на группы. (Род и склонение).
–  Запишите слова в 3 столбика по склонениям.

(Один ученик  работает на интерактивной  доске)

Проверим.  

 Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Проверка)

6. Физкультминутка. (1 мин)

        – Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.

          Я буду называть имена существительные.

          Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
       если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы поднимаете руки вверх;
         если имя существительное относится к 3-му склонению,  то приседаете.

  Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2), парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2), осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).

6. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний. (5мин)

   Открываем учебник на с.125. Находим упражнение 235.

  Учитель:  -   Почему в таблице приведены не все падежи?

 Ученики: - Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.

Слайд 8.  

-Прочитайте предложение.

К  высокой  ел.. на заснеженной полян…   убегает  от лисичк…   пушистый зайчик.

- В какой части слова будем решать орфографические задачи? ( В окончании)

 - Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?

 Повторение алгоритма.  

     1. Определи склонение.

2.Определи падеж.

3.Вспомни, какое окончание имеет слово  в этом падеже и склонении.

  - Что делать, если вы забыли какую  букву   надо писать в окончании?

- Проверить безударное окончание ударным окончанием имени существительного того же типа склонения и в том же падеже. (По опорным словам: 1 склонение – лиса, 2 склонение –  конь, 3 склонение – степь)

Спишите  предложение, вставляя   пропущенные буквы. ( Проверка на доске.   Ученик  пишет окончание и устно проговаривает склонение и падеж.)

6. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний.

 Упражнения  в правописании безударных  падежных окончаний имен существительных. 

1)Работа в парах (задание на карточках)

         

     В   наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в паре  по рядам на карточках.

Вспомним  правила работы в паре. (Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого ученика)

        

Описание: http://festival.1september.ru/articles/609442/2.gif

  Проверка с помощью документ - камеры.

2) Графический диктант. (2 мин)

Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведём графический диктант. Я читаю имена существительные с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания.

У речк.., по улиц.., в домик…,  без сладост…, на зорьк...

1

2

3

4

5

и

е

е

и

е

 Проверка со слайда 9.

 

 

   

  3) Работа  текстом. (5 мин)

Учебник  С.127 упр.241. 

Прочитайте. Что вы прочитали?  (Текст) Давайте вспомним, что такое текст? (Текст - это высказывание, в котором  два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст имеет тему и главную мысль. Текст  можно озаглавить.)

- Являются данные предложения текстом?

- Назовите тему и главную мысль текста.О чём говорится в тексте? ( о ёлочке зимой)

- Как можно озаглавить текст? (Лесная красавица)

9. Рефлексия.( 2 мин)

 - Ребята, эта лесная красавица пришла к нам сегодня в гости.

Приближается Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку. Возьмите зеленый шарик, если считаете, что  вы  очень хорошо  научились определять безударные падежные окончания имен существительных.

-Возьмите желтый шарик, если считаете, что работали  на уроке  хорошо, но иногда нуждались в помощи.

-Возьмите красный шарик  те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи.

10. Домашнее задание.  Дома спишите этот текст и выполните письменные задания к нему.

Учитель: Ребята, спасибо вам за урок. Вы  сегодня очень хорошо работали. Ребята, которые работали  на доске получают «5». Остальные получат оценки за тест чуть позже.

- Назовите орфограммы в корне  слов.

- Назовите существительные  с безударным  окончанием. Объясните его написание.

9. Подведение итогов урока. (7 мин)

– Молодцы. Трудные были задания, но мы с ними справились. А сейчас я хочу проверить, как вы поняли тему урока.  Проведём тестирование.

1.Что называют  склонением?

а) Изменение  имен существительных по падежам;

б)  Изменением имен существительных по родам?

2.   Что является начальной формой имени существительного?

а)  И.п.,ед.ч.

б)    В.п., ед.ч

в)    И.п., мн.ч.

г)    В.п.. мн.ч.      

3.Какая группа слов относится к 1 склонению ?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

4 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а)  окно, автомобиль, товарищ      б) зима, весна, суббота

 5.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а)  морковь, печь, степь

б) снегирь, день, пень

6.Окончание  -е  пишется в слове:

а) в  тетрад…

б) на площад…

в) в книг..

г)  без  шапк…  

- Ребята, давайте сделаем вывод.

Вспомните цель, которую мы ставили в начале урока.

-Добились вы  поставленной цели? (Да)

 Рефлексия. (2 мин)

Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.

Возьмите зеленый шарик, если считаете, что  вы научились определять безударные падежные окончания имен существительных.

-Возьмите желтый шарик, если считаете, что работали хорошо, но иногда нуждались в помощи.

-Возьмите красный шарик  те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи.

VIII. Домашнее  задание с.127 упр.239 (1мин)

Учитель: Ребята, спасибо вам за урок. Вы хорошо работали.

Сегодня на уроке

Описание: Описание: img3.JPG (1957 bytes)

Узнал… (новое словарное слово, …)

Научился… (правильно писать безударные окончания)

Лучше понял тему

 Работа на карточках   в паре.

 После метели (Р.п.) лес волшебно преобразился. Стоят завороженные чарами зимы деревья. С наступлением зимы (Р.п.)  солнце всходит все позднее. По чистой белой скатерти (Д.п.)  снега пробежали разные звери. Вот видны следы мыши (Р.п.), зайца, лисы. Хороша ель зимой. Длинные ветви согнулись к земле (Д.п.)  густой зеленью. С широкой ветки (Р.п.)  ели (Р.п.) падает ком мягкого снега.

Хорош лес в зимнем уборе!

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: метель, зима, скатерть, мышь, земля, ветка ели. (Слайд 12)

-Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? (О зимнем лесе)  

- Слова какой части речи пропущены? (имена существительные).

- Определите падеж и склонение  вставленных имен существительных. Назовите окончания.

 

 Запишите слова, решите орфографические задачи, объясняя выбор написания букв.

Спишите первое предложение. Дайте ему характеристику.

На белой  скатерт_ снегов видны следы рыс_. От ёлк_ к ёлк_3 прыгает шустрая белка. На берёз_ лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест_.  

Какой разбор скрывается под цифрой 3. IV.     Систематизация.

Учитель : Что помогло вам правильно выбрать нужную букву? (алгоритм)

- Проговорите алгоритм  проверки правописания  безударного окончания,  которым вы пользовались, а я выведу его на доске: Слайд № 4. 

 1).  Определить склонение существительного.

2).   Определить падеж существительного.

3).  Вспомнить окончание существительных в этом падеже этого склонения.

Учитель:  -  Всегда ли  удобен этот способ?

Ученики: -   В  третьем склонении всегда пишется  в окончании - И.  Способ этот удобен.

А  со 2-м и 3-им склонениями сложнее.

Учитель:  -  вспомните другой способ проверки безударных падежных окончаний существительных.

На доске составляется алгоритм: Слайд № 5.

1).  Определить склонение существительного.

2) . Подставить слово-помощник: 1 скл. - земля, 2 скл. –конь ( а почему именно эти слова являются словами-помощниками? (Потому что на окончания этих слов падает ударение)

3). Вставить окончание как у проверочного слова.

Учитель:  - Какое проверочное слово у 3 склонения?

Ученики:  - В 3 склонении пишем всегда  - И.

Учитель:  - Просклоняйте слова парта и слово, проверяя окончания вторым способом.

(Будем упражняться в употреблении имен существительных в разных падежах, в составлении словосочетаний из слов, в правописании безударных падежных окончаний имен существительных)

(Будем упражняться в употреблении имен существительных в разных падежах, в составлении словосочетаний из слов, в правописании безударных падежных окончаний имен существительных)

– Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

         – Продолжим «зимнюю» тему и составим текст «За что дети любят зиму?»

         – В какие игры играет зимой детвора?                                

         – На чём можно кататься зимой?                                                

         – Что можно лепить из снега?                                             

         – Где можно играть детям в зимние игры?                         

         – Почему опасно играть на проезжей части дороги?         

           Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках.

         В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снегови ков и зверушек из липкого снега. В зимние игры дети играют на катке, на горке, на   детской площадке, в парке, в лесу.

            На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

          - Запишите выделенное предложение с комментированием.

 

 

 .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....

Урок по русскому языку. 4 класс: Правописание безударных падежный окончаний имён существительных.

Конспект урока по русскому языку 4 класс: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных....

конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»

-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение».     (Вместе,  дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,        уметь  договарива...