Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
    план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

    Иванцова Лариса Юрьевна

    Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx21.53 КБ
    Файл proekt.docx30.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Название программы: УМК «Школа России»

    Учебник: Русский язык, автор Т.Г.Рамзаева

    Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

    Цель урока: в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.

    Развивающие:

    1. Развивать познавательную сферу учащихся (внимание,  умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы)
    2. Развивать творческие способности учащихся, речь и умение самостоятельно добывать знания.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать активную жизненную позицию у школьников: умение быть решительным, отстаивать свою точку зрения.
    2. Воспитывать умение работать в группе.
    3. Воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.

    Оборудование: на доске плакат с темой урока, опорная схема; у детей заготовки сравнительной таблицы, слова в конвертах.

    Ход урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    1. Организационный момент.

    Сегодня на уроке у нас гости. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь. Хорошо, ребята. Садитесь.

    Сегодня на уроке мы работаем в группах. Это значит, помогать друг другу, обсуждать идеи.

    Откройте тетради, запишите дату, слова классная работа.

    1. Постановка проблемы.

    Урок начнем с повторения. Решите орфографические задачи, докажите. (устно)

    На доске: на х.лме, ч.совой, б.лизна, пос.нел  

    Как мы проверяем безударную гласную в корне слова?

    Хорошо.

    Вставьте пропущенные гласные в этих словах, докажите:

    На доске: в речк. , у печк.  

    Вы смогли выполнить это задание?

    В чём затруднение?

    Чем это задание отличается от предыдущего?

    Какова тема нашего урока?

    (Тема урока появляется на доске)

    1. Поиск решения

    Какие у вас есть предположения, как можно выбрать безударную гласную в окончании имен существительных?

    Как проверяем безударную гласную в корне слова?

    Теперь есть предположения, как проверить безударную гласную в окончании?

    Что для этого надо сделать?

    Какое слово может быть проверочным?

    Что это может быть за слово?

    Выбор проверочного слова зависит от каких-либо условий.

    Как узнать эти условия?

    А если мы понаблюдаем за словами с ударными окончаниями, нам это поможет?

    Для наблюдения возьмём такие слова:

    На доске: в реке, у печи  

    Работая в группе, сравните слова. Что это значит?

    Результаты занесите в таблицу. Работаем 2 минуты.

    в реке, у печи

    сходства

    различия

    Результаты озвучиваем по очереди по одному признаку от группы. О чём сначала говорим: о сходствах или различиях?

    Что не влияет на выбор буквы? Убираем.

    Окончания разные. От чего это может зависеть?

    Попробуйте сформулировать общий вывод: от чего зависит правописание окончаний имён существительных.

    Этот вывод может действует только на эти слова. Как проверить, доказать, что и другие существительные подчиняются этому высказыванию?

    Работая в группе, просклоняйте слова, данные в конвертах. Работаем по цепочке, комментируем.

    Окончания вынесите на доску. Один человек от группы.

    Проанализируйте таблицу и скажите, действительно ли сущ. 1 скл. в П.п. имеет окончание –е, а сущ. 3 скл. окончание –и?

    Подтверждается наш вывод о том, что правописание окончаний имён существительных зависит от склонения и падежа?

    Итак, какими требованиями должны соответствовать проверочные слова?  

    Могут ли слова, которые вы просклоняли, быть проверочными? Почему?

    Какое существительное выберем для проверки существительных 1 склонения? 2склонения? 3 склонения?

    Как убедиться?

    Давайте попробуем определить окончание у слов, которые вызвали затруднение в начале урока. Какое проверочное слово выберем? Почему?

    1. Выражение решения.

    Попробуйте самостоятельно определить, как же нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным окончанием. Обсудите в группах 1 минуту.

    Коллективно составим план действий. На доске появляется план:

    1. Поставить слово в начальную форму.
    2. Определить склонение и подобрать проверочное слово.
    3. Поставить проверочное слово.
    4. Написать такое же окончание, как у проверочного слова.
    5. Подведение итогов.

    Какая была тема урока?

    Как определить безударную гласную в окончании имени существительного?

    Молодцы!

    1. Домашнее задание

    Кто уже хочет попробовать самостоятельно поработать по новой теме и определить окончание у имён существительных, то ваше домашнее задание написано зелёным цветом.

    Кто опасается ошибиться, не уверен, что справится с новой темой, то поупражняйтесь в определении склонения имён существительных. Ваше задание синим цветом.

    Прочитайте. Есть вопросы?

    Также дома можете составить опорную схему, рисунок или памятку для лучшего запоминания алгоритма определения окончания имен существительных.

    1. Рефлексия.

    Вы, рёбята просто молодцы сегодня! А вам понравился урок? Давайте попробуем понять, что мы чувствуем после этого урока. На листочках даны вопросы. Каждый отвечает на них кратко и чётко.

    1. Что было самым лёгким?
    2. Что было самым трудным?
    3. Чему научились?
    4. Что нового узнали?
    5. Что почувствовали?
    6. Что понравилось?
    7. Что запомнилось?
    8. Кто в группе был самым активным?

    Спасибо за урок.

    Безударная гласная … , потому что проверочное слово …

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на безударную гласную падало ударение.

    ??

    Нет.

    Мы не знаем, как проверять безударную гласную в окончании.

    Правописание безударных окончаний имён существительных.

    Ставим  её под ударение.

    Поставить её под ударение, подобрать проверочное слово.

    Надо подобрать проверочное слово.                                               У которого окончание ударное.

    Найти сходства и различия.

    в реке, у печи

    сходства

    различия

    ж.р., ед.ч., 2 слога, ударение падает на 2-ой слог, 4 буквы, 2 гласные, 2 согласные

    1 скл. и 3 скл.

    П.п. и Р.п.

    в реке, у печи

    сходства

    различия

    ж.р.

     ед.ч.

    1скл. и 3скл.

    П.п. и Р.п.

    Правописание окончаний имён существительных зависит от склонения и падежа.

    Надо просклонять существительные разных склонений.

    1 скл.

    2 скл.

    3 скл.

    И.п.

    -а -я

    Р.п.

    -и -и

    -а -я

    -и -и

    Д.п.

    -е -е

    -у -ю

    -и -и

    В.п.

    -у -ю

    -о  

    Т.п.

    -ой    -ей

    -ом   -ём

    -ю -ю

    П.п.

    -е -е

    -е -е

    -и -и

    Да.

    Да.

    Они должны быть того же склонения и в том же падеже с ударным окончанием.

    Могут, потому что у них ударное окончание.

     1 скл.         2 скл.              3 скл.

     река               окно            степь



    Предварительный просмотр:

    Проект открытого урока

    «Правописание безударных падежных окончаний

    имён существительных»

    1. Психолого-педагогическая характеристика класса

    Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается урок русского языка по программе УМК «Школа России» «Правописание безударных окончаний имён существительных »

    В классе 26 учеников: 13 девочек и 13 мальчиков. (Диаграмма № 1) Среди мальчиков 2 человека состоят на учёте у невропатолога с диагнозом гиперактивность и 6 человек достаточно активны, подвижны, эмоциональны. Таким образом, много детей с высокой двигательной и эмоциональной активностью. В классе обучаются 2 ребёнка с инвалидностью – ДЦП и бр. астма.

    При построении урока учитывались особенности восприятия детей. (Диаграмма № 2) Правополушарных детей – 9 человек (38%), смешанный тип переработки информации – 1 человек (4%) и большинство детей левополушарных – 14 человек (58%). Мы знаем, что деление младших школьников на лево- и правополушарных детей условно, т.к. до 12 лет полушария развиваются и тип переработки информации не может быть чётко установлен. Поэтому на представленном уроке (как и в своей работе в целом) я подбираю задания для активизации как левого, так и правого  полушария мозга. «Левополушарный эффект» урока (логическая линия) связан с обучением составлять чёткий алгоритм при выборе безударной гласной в окончании имён существительных. «Правополушарный эффект» (ассоциативно-образная линия) связан с применением приёма «Читай наоборот», с домашним заданием творческого характера.

    При проектировании урока учитывались и различия детей по каналам восприятия (Диаграмма № 3) У большинства детей – 61% учащихся преобладает кинестетический канал восприятия информации. Достаточно в классе и аудиалов – 55%, визуальный канал восприятия информации у 39% учащихся нашего класса. Поэтому на уроке используется наглядность: продуманное оформление доски, красочно проиллюстрирована задача – для визуалов, т.к. эти дети хорошо помнят то, что видят, быстрее воспринимают материал, который хорошо иллюстрирован, моментально схватывают цвет, форму, линии, гармонию. Для аудиалов, которые любят дискуссии, хорошо запоминают словесный материал, идеально подходит работа в группах. Для самой многочисленной группы учащихся – кинестетиков – проблемный метод изложения материала наиболее удачный, т.к. эти дети лучше запоминают информацию в процессе деятельности.

    Следующая диаграмма (Диаграмма № 4) показывает уровень развития словесно-логического мышления. Высокий и средний уровни преобладают (по 9 человек что составляет по 39% на каждый уровень), но и с низким уровнем развития словесно-логического мышления детей немало (22 % - 6 человек) Эти данные ещё раз доказывают правильность выбора способа подачи нового материала. Есть дети, которые будут открывать, объяснять новое, и дети, которые будут учиться этому.

    Последняя диаграмма (Диаграмма № 5) показывает, что детям посильна выбранная форма изложения нового материала, т.к. уровень развития психических операций достаточно высок. Наиболее низкие показатели у таких операций, как умозаключение по аналогии (установление отношений и логических связей между понятиями), понимание инструкции. Поэтому я применяю приём составления алгоритма действий, использую приём сравнения, приём установление отношений и логических связей между способами действий.

    На основе результатов психолого-педагогических диагностик есть возможность выстроить урок с позиций личностно-ориентированного образования, дифференциации и индивидуализации обучения, т.е. так, чтобы каждый ребёнок мог максимально раскрыть свои личностные качества.

    1. Проект предстоящего открытого урока

    Предлагаемый урок «Правописание безударных окончаний имён существительных » является первым в теме и 12-ым в разделе «Склонение имен существительных». При открытии новых знаний дети опираются на умения определять склонение и падеж имени существительного. В центре внимания следующих уроков будет осваиваемый способ действия, а не просто результат – правильное написание того или иного слова. Важнейший приём, который будет на этих уроках – проговаривание вслух и материальная фиксация каждого шага. (Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственного действия). С одной стороны, в этом процессе развивается активная речь – способность передавать мысль словами. С другой стороны, за счёт проговаривания углубляется понимание знаний.

    Тип урока: введение нового знания.

    Актуальность и новизна данного урока неоспорима, т.к. по программе изучение способа проверки безударных окончаний имён существительных в традиционной системе даётся на репродуктивном уровне, что не соответствует и требованиям современного образования, и моим взглядам на обучение детей. При подготовке урока использована технология ПДО, т.к. учебная деятельность - основа развития школьника. Учебная деятельность - это усвоение теоретических знаний, а теоретические знания могут быть "добыты" только в проблемной ситуации.

    Цель урока: в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.

    Развивающие:

    1. Формировать сложные надпредметные умения: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений.
    2. Развивать познавательную сферу учащихся (внимание,  память)
    3. Развивать творческие способности учащихся, речь.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать активную жизненную позицию у школьников: умение быть решительным, отстаивать свою точку зрения.
    2. Воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.

    Исходя из цели и задач урока была продумана структура урока. Оно полностью соответствует программе и задачам урока. Данная структура урока предложена Е.Л.мельниковой.

    I. Организационный момент

    II. Актуализация знаний

    III. Изучение нового материала

    1.Постановка проблемы.

    2. Поиск решения.

    3. Выражение решения.

    IV. Первичное закрепление знаний

    Реализация продукта

    V. Подведение итогов.

    VI. Разбор домашнего задания.

    VII.Рефлексия. (В.П.Окулич-Казарин)

    Структура  урока соответствует выбранному типу урока.

    При постановке проблемы очень важно создать такую ситуацию, которая «спровоцирует» чувство удивления – одну из основных эмоций, стимулирующих познавательную деятельность. Тогда удастся зажечь и удержать луч непроизвольного внимания.  

    Непроизвольное внимание – наш глубокий тыл, залог успеха и эффективности всего, что мы делаем. В начальной школе мы по крайней мере на восемьдесят процентов должны опираться именно на этот тип внимания.

    Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали. Это обеспечивает бескорыстную, внутреннюю мотивацию к изучению нового знания.

    На уроке я использовала метод постановки учебной проблемы – побуждающий от проблемной ситуации диалог. Все вопросы тщательно продуманы. Если дети не выйдут на нужную гипотезу, то подготовлены вопросы, подводящие к формулировке темы, к выдвижению верной гипотезы.

    На уроке дети выводили общий способ действия. Эта деятельность развивает основы теоретического мышления:  ориентация не на готовые знания, а на зону ближайшего развития ребёнка.

    Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.  Считаю эти формы наиболее актуальными и значимыми для данного урока, т.к.

    1. в классе много кинестетиков, которые усваивают знания в действии
    2. дети с высоким уровнем развития словесно-логического мышления и аудиалы могут высказаться, а дети с низким … выслушать, понять, учиться выражать свои мысли

    Формы работы чередуются.

    Материал выстроен по принципу от общего к частному …

    Домашнее задание даётся дифференцированно. Дети могут выбрать тот уровень сложности домашнего задания, который считаю для себя посильным.Эта форма  выбрана не случайно. Приведу 2 обоснования. Первое: на этом этапе чётко прослеживается здоровьесберегающие технологии: мотивация учения и те ощущения, которые испытывает ребенок в процессе урока и во время выполнения домашних заданий, непосредственно влияют на состояние его нервной системы, на его психику и здоровье. Поэтому важно избежать стресса при выполнении д.з.. Особенно это касается д.з. по новой теме.

    Второе: нужно как можно интенсивнее развивать альтернативное мышление ребенка. Поэтому  ему предоставляется выбор: не просто делать или не делать, а сделать то-то или сделать то-то.

    Развивающий урок - это не урок готовых истин, а урок поиска истины. Его признак - сомнение ученика в своих знаниях, может быть, даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнения вызывают интерес. Традиционная школа учит отвечать, развивающая школа учит спрашивать. Поэтому, работая по традиционной системе обучения, я новый материал подаю в ключе развивающего обучения.

    1. Самоанализ

    Урок «Правописание безударных окончаний имён существительных » является 12-ым в разделе «Склонение имен существительных» и первым в теме «Правописание безударных окончаний имён существительных ». До этого урока дети изучали падежи имен существительных и три типа склонения имен существительных. На последующих уроках учащиеся будут закреплять «открытый» способ выбора безударной гласной в окончаниях имен существительных, обязательно сопровождая свои действия проговариванием, пока они (эти действия) не станут для детей внутренними. (Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственного действия) Также ученики создадут свои плакаты, в которых отобразят основные позиции выбора буквы Е или И в окончании имен существительных.

    Цель этого урока: в ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1. Закреплять умение проверять безударную гласную в корне слова.

    Развивающие:

    1. Формировать сложные надпредметные умения: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, делать выводы на основе сравнений и обобщений.
    2. Развивать познавательную сферу учащихся (внимание,  память)
    3. Развивать творческие способности учащихся, речь.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать активную жизненную позицию у школьников: умение быть решительным, отстаивать свою точку зрения.
    2. Воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе.

    Для осуществления цели урока использовалась технология проблемно-диалогического обучения (автор Е.Л.Мельникова)

    Выбор данной технологии считаю целесообразным по нескольким причинам. Во-первых, творческий процесс является движущей силой в овладении мл. школьниками знаниями. А активность мышления и интерес к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации. Дети охотнее учатся, когда сами чувствуют потребность в знаниях. Во-вторых, в классе большинство детей с преобладанием кинестетического канала восприятия. Это значит, что они познают мир через действия, через активные формы работы. Эти условия в полной мере  обеспечивает проблемный урок.  

    Для определения темы урока использовалось продуктивное задание на формулировку темы, которое способствует развитию мыслительной активности и осознанию противоречий. Поскольку в классе достаточно много визуалов, то оформление доски было ярким.

    Главный акцент на уроке делался на выявлении причин, влияющих на выбор окончания имен существительных (скл. и пад.) и определении способа проверки безударных окончании. При этом идёт формирование обобщённых способов действия, а не конкретного действия выбор окончания для каждого падежа, что безусловно выводит детей на более высокий уровень понимания темы.

    Основная форма работы на уроке – групповая. Выбор формы работы тоже не случаен. В классе большое количество лидеров (Диаграмма % 6), которым групповая работа даёт возможность самовыражаться и утверждаться. Состав групп специально подобран учителем так, чтобы «лидеры» присутствовали равномерно во всех группах.

    Также использовалась фронтальная и индивидуальная формы работы. Фронтальная форма задала всем одинаковую последовательность выполнения работы, что помогало левополушарным детям. Индивидуальная форма обучения была реализована в диалоге внутри группы, где могли выразиться правополушарные дети.

    Очень удачным, на мой взгляд, было задание на решение задачи. Оно дает возможность применить общий способ действия при выборе окончания, что формирует теоретическое мышление.

    Здоровьесберегающее значение урока в том, что домашнее задание даётся дифференцированно, что позволяет снизить стресс и настроить на положительное отношение к домашней работе; в физминутке; в чередовании видов работы, а также в освещённости и проветривании кабинета.

     Считаю, что все задачи урока достигнуты. Все дети класса были включены в работу, каждый на своем уровне добивался положительной динамики в развитии. Были реализованы принципы современного обучения: принцип научности, принцип доступности, принцип наглядности. ….

    На мой взгляд, в ходе работы были несколько минусов …

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

    В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

    Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

    Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

    Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.

    Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....

    Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

    Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...