Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Талзи Елена Николаевна

    Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx38.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

    Цель: повторение правописания безударных окончаний имен существительных.

    Задачи:

    1. образовательные
    1. обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён
    2. существительных трёх склонений.
    3. совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.
    1. развивающие
    1. развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
    1. воспитательная

       воспитывать интерес к русскому языку.

       ∙  воспитывать бережное отношение к лесу, к природе..

    Оборудование: круги - сигналы падежей, картина “Лес”, ромашка с лепестками,  карточки, рисунки “ключей”.

    Ход урока

    I.Организационный момент

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    Все ль на месте, все ль в порядке:

    Книжки, ручки и тетрадки?

    Ну-ка улыбнитесь,

    Здравствуйте, садитесь.

    - Давайте  покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, а как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?

    - Молодцы!

    - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    - Сегодня мы с вами закрепим наши знания по теме “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Посмотрим, над чем надо ещё поработать по данной теме.

    II. Минутка чистописания

    На доске.

    - Нам нужно отгадать ключевое слово.

    1. Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р;
    2. Безударная гласная в словах: земля, лесок;
    3. Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п;
    4. Безударная гласная в словах: река, печёт;
    5. 13-я буква алфавита;
    6. 6-я буква алфавита;
    7. Парная согласная букве з;
    8. Безударная гласная в словах: окно, вода;
    9. Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й, л.

    Мы с вами собрали слово: перелесок.

    1. Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков).
    2. Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок, песок, сок, сор, село, перо).
    3. Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.
    4. Какие слова вы записали? (Имена существительные).
    5. Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?").

    III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

    1. Что это? Лес. (На картинке).

    - Подберите однокоренные слова к слову лес и разберите их  по составу.

    Лес, лесок, перелесок, лесничий, лесной.

          2) Задания - загадки.

    - Какой вы любите лес? Почему? (Высказывания ребят).

    В лес ходят по грибы, по ягоды, по орехи. А что, если отправиться в лес “по загадки”. Итак, в путь… в лес “по загадки”.

    Первая загадка

    Игра “Во всех падежах”

    Послушайте стихотворение Ю. Карасёва “Приключения зелёного листа” и с помощью кругов - сигналов покажите, в каких падежах стоит слово “лист”

    Как-то раз с большого клёна
    Оторвался лист зелёный
    И пустился вместе с ветром
    Путешествовать по свету.
    Закружилась голова
    У зелёного листа.

    Ветер нёс его  и нёс.
    Бросил только на мосту.
    В тот же миг весёлый пёс
    Шмыг - к зелёному листу,
    Лапой - хвать зелёный лист,
    Дескать, поиграем.
    “Не хочу” - парашютист
    Головой качает…
    Ветер вмиг с листом зелёным
    Над землёй взметнулся снова,
    Но шалун листок упал…
    Я пишу в саду под клёном
    Стих о том листе зелёном.

    - Итак, вспомним, сколько падежей в русском языке? Назовём их хором.

    Вторая загадка

    А теперь поработаем все вместе на карточках.

    - Почему карточки состоят из двух частей? (Первая часть обозначает основу, вторая - окончание).

    - Почему вторая часть карточки разделена на шесть частей? (Шесть падежей).

    - Допишите падежные окончания имён существительных

    Третья загадка

    - На какие три группы можно разделить имена существительные? (На 1, 2, 3 склонение).

    - Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (Учащиеся вспоминают правило).

    - Запишите существительные в три столбика по склонениям и выделите окончания. (Ребята работают самостоятельно).

    - Что это? (Ключ - рисунок).

    - Какое значение имеет слово? (Ключ от двери, скрипичный ключ, ключ - родник, ключ - шифр, расшифровка).

    - Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом - ключом для правильного написания безударного окончания имён существительных? (Слово - шифр).

    - Назовите слова-ключи для каждого из склонений.

    1 скл. - вода, земля.

    2 скл. - окно, конь.

    3 скл. - печь, степь.

    - Как проверить безударное окончание имён существительных? (Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

    Четвёртая загадка

    Запишите под диктовку словосочетания и покажите, какое окончание пишется у существительных. (С комментированием).

    Хожу по тропинке - 1 скл., Д.П., по воде;

    добежал до черёмухи - 1 скл., Р.П., до воды;

    появилось на тополе - 2 скл., П.П., на коне;

    написал о лесе - 2 скл., П.П., о коне;

    подошёл к ветке - 1 скл., Д.П., к воде.

    Физкультминутка

    - Я буду называть существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием, - приседаете, если с безударным, - делаете наклон вперёд.

    Постарайтесь сосчитать, сколько слов с безударным окончанием будет произнесено.

    До рощи, в чаще, к берёзе, о сосне, на тополе, к земле, с ветки, о лесе - (6 слов).

    Пятая загадка

    - Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 126, упражнение 122.

    - Что нужно сделать в этом задании? (3 человека работают  доски)

    Шестая загадка

    - Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.

    13, 6, 19 - 15, 1, 26, 6     2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

    Лес - наше богатство.

    - Объясните смысл предложения. (Лес даёт человеку кислород, которым мы дышим. Лес - это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес даёт строительный материал. Лес - прекрасное место отдыха.)

     - Я вам приготовила предложение для синтаксического разбора.

    Леса спасают поля от засухи и очищают воздух.

    (Один ученик у доски, остальные - в тетрадях).

    - Как определить падеж существительного в предложении?

    Седьмая загадка.

    “Седьмой лишний” (игра)

    - Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение - просьбу.

    солнце               волк

    берегите            белка

    река                   лес

    роща                 лиса

    чаща                медведь

    дорожка           заяц

    - В первом столбике лишнее слово берегите, так как это глагол, а все остальные - имена существительные.

    - Во втором столбике лишнее слово лес, так как все остальные - дикие животные.

    - Получилось предложение “Берегите лес!”

    - Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

    - Не ломать ветки деревьев.

    - Не жечь костры в лесу и не мусорить.

    - Не разорять гнёзда птиц.

    - Не бросать мусор в водоёмы.

    Человек может многое. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, “болеть душой” за нашу планету Земля. Народная мудрость гласит: “Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети”.

    Восьмая загадка

    Дифференцированное задание

    - На столах у вас лежат карточки по уровням.

    1й уровень.

    Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

    К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

    2й уровень.

    Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

    1. тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;
    2. висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;
    3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
    4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
    5. трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

    IY. Обобщение по теме

    - Ребята, мы с вами отгадали все лесные загадки. Вы - молодцы! Взгляните на доску. (На доске рисунок “Ромашка” с семью лепестками. На каждом лепестке вопрос.)

    Как называется цветок?

    - Сейчас по очереди будете отрывать лепесток, читать вопрос и отвечать на него.

    1. Что называется именем существительным?
    2. Как изменяется имя существительное?
    3. Что значит склонение?
    4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?
    5. Как проверить безударное окончание имён существительных?
    6. Как определить падеж существительных в предложении?
    7. Сколько падежей в русском языке?

    Y. Итог урока 

    Оценки за урок.

    YI. Домашнее задание

    С. 127 упр. 124


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

    Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

    Урок русского языка: Тема "Закрепление. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

    ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Русский язык...