Урок по русскому языку. 4 класс: Правописание безударных падежный окончаний имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гудз Оксана Викторовна

Конспект урока по русскому языку 4 класс: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Предметный планируемый результат: применять правило правописания безударных падежных окончаний имен существительных

Какие знания будут «открывать» учащиеся: использование алгоритма при написании безударного окончания имен существительных

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: находить безударное окончание имени существительного, определять склонения имени существительного, использовать слово-помощник при написании безударного падежного окончания имени существительного

Какие типовые задания научатся решать учащиеся:

Лист ученика «Самостоятельная работа»

Пользуясь алгоритмом, напиши пропущенные буквы в окончаниях существительного

В неб…

Около рыбк…

С ветр…

К линейк…

У мыш…

К мышк…

  1. Поставь ударение, найди окончание.
  2. Поставь им.сущ. в начальную форму, определи склонение.
  3. Вспомни слово-помощник.
  4. Поставь слово-помощник в тот же падеж, выдели окончание.
  5. Напиши такое же окончание у им. сущ.

Лист мастера «Самостоятельная работа»

Пользуясь алгоритмом, найди ошибки.

Зима. Снег лежит на каждой тропинки и аллее. На зеленой елки и пихте хвоя покрылась инеим.Спит в берлоге в своей постеле косолапый медведь.

Деятельностная цель: формирование умения пользоваться алгоритмом

Содержательная цель: расширение действий при правописании безударных гласных за счет алгоритма.

Содержание (задания) (полный текст заданий, соответствующий цели этапа урока и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(вопросы, действия)

Деятельность учащихся

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать»

         Н.М.Карамзин

Письмо

«Летом я отдыхала у бабушке в деревни. У нее есть огород. В огороди росли огурцы, помидоры. Я помогала бабушки. Вечером с другам мы купались в речки»

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности, устанавливает тематические рамки учебной деятельности.

- Кого можно назвать грамотным человеком?

- Как вы понимаете мысли Н.М.Карамзина?

- Согласны ли вы с ним? Почему?

- Сегодня мы продолжим учиться грамотности.

- Я желаю вам удачи.

- Можете ли вы себя назвать грамотным человеком?

- Хотите ли вы проверить?

- Почитайте письмо. Сможете ли

- Вы были достаточно внимательны, и, я думаю, можно приступать к дальнейшей работе.

-  С какими математическими действиями вы уже знакомы? (С вычитанием и сложением.)

- Сегодня наш урок будет посвящен изучению новому арифметическому действию. Скажите, что для вас должно быть особенно важным при изучении новой темы?

Принимают социальную роль «учащегося», учебную задачу,

включаются во взаимодействие с учителем.

- Стараться самим «открыть» новое знание.

  1. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них

Письмо

«Летом я отдыхала у бабушке в деревни. У нее есть огород. В огороди росли огурцы, помидоры. Я помогала бабушки. Вечером с другам мы купались в речки»

Организует индивидуальную работу с текстом  для

фиксации возникшего затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

- Прочитайте текст. Найдите ошибки и объясните их.

Понимают, что нужна дополнительная информация для ответов на вопросы.

Учатся формулировать учебную проблему.

  1. Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать анализ  учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причины затруднения.

Помогает зафиксировать место и причину затруднения, создает условия для развития самооценки.

- В написании каких слов вы сомневались?

- К какой части речи они относятся?

- В какой части слова орфограмма?

- Почему вы не смогли проверить?

Фиксируют место затруднения

Фиксируют причину затруднения:

не хватает знаний.

Оценивают свои действия, понимают, каких знаний не хватает для выполнения заданий.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

Родители приехали в гости к дочери.

Родители приехали в гости к дочке.

Помогает сформулировать цель урока и тему урока, выбрать способ действия.

- Какую цель поставим сегодня на уроке?

- Какая тема будет на уроке?

Я предлагаю сравнить слова: к дочери и к дочке.

К какой части речи они относятся?

Что вы знаете об им.сущ.?

План: сравним грамматические категории.

Формулируют цель урока:

найти способ проверки безударной гласной в окончании им.сущ.

Формулируют тему урока – правописание безударных падежных окончаний им.сущ..

Выбирают способ действия – найти способ, который поможет правильно писать безударную гласную в окончании им.сущ. (создать алгоритм действий)

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применить как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Родители приехали в гости к дочери.

Родители приехали в гости к дочке.

В печке очень жарко.

В печи очень жарко.

Помогает извлекать информацию из собственных наблюдений.

Помогает найти закономерности.

Организует работу с таблицей  для понимания нового способа действия. Помогает строить речевое высказывание.

Создает условия для развития самооценки.

- Смогли вы сравнить сущ.?

- Чем они отличаются?

-Как проверить свое открытие?

-Откройте учебники на странице…Проверьте, от чего зависит окончание им.сущ?

-Итак, сделайте вывод.

- Какие слова 1(2,3) склонения вам помогут написать окончания сущ. 1(2,3) склонения? Почему?

Организует работу по составлению алгоритма.

- Смогли вы преодолеть затруднение?

- Уточните тему урока.

- Какой следующий шаг на уроке?

Добывают новые знания: наблюдают над грамматическими категориями у сущ.

Оценивают свою деятельность.

Проговаривают отличия им.сущ.

- Окончание им.сущ зависит от склонения.

Окончания у сущ. 1 склонения в Р.п.-и, -ы, в Д.п. – е, в В.п. -у, -ю, в Т.п. – ой, в П.п. – е.

(по аналогии 2, 3 склонение)

1.Поставить ударение, найти окончание.

2.Поставить им.сущ. в начальную форму, определить склонение.

3.Вспомнить слово-помощник.

4.Поставить слово-помощник в тот же падеж, выделить окончание.

5.Написать такое же окончание у им. сущ.

-Закрепить новое знание.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Организует работу с алгоритмом по учебнику. Помогает строить речевое высказывание.

Организует работу по развитию самооценки

-Проверьте свои результаты.

-Кто из вас ошибся?

-В чем ошибка?

-Исправьте ошибки.

-Какой следующий шаг на уроке?

Проговаривают вслух действии по алгоритму. Учатся строить речевое высказывание в устной форме.

На берез. – ударение падает на 2 слог гласную е, безударная гласная в окончании – е или –и, береза, это сущ.1 склонения, слово-помощник луна, на луне, окончание –е, пишу на березу окончание –е.

- Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Лист ученика и мастера.

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия, самопроверку  решений по эталону.

-Кто из вас ошибся? В каком случае?

-Исправьте ошибку. Сделайте вывод.

-Кто не ошибся? Сделайте вывод.

Применяют новое знание, работая с выражениями и моделями, анализируют и оценивают свою работу.

- Нужно еще потренироваться.

- Мы все хорошо усвоили.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: автоматизация умственных действий учащихся по новому способу действий, подготовка к введению в будущем новых норм.

Письмо

«Летом я отдыхала у бабушке в деревни. У нее есть огород. В огороди росли огурцы, помидоры. Я помогала бабушки. Вечером с другам мы купались в речки»

Создает условия для использования нового способа действия при решении задач.

- Я предлагаю вам вернуться к письму, которое мы читали в начале урока. Попробуйте еще раз найти ошибки и их объяснить.

Находят ошибки, объясняют, опираясь на алгоритм.

  1. Рефлексия УД на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Создайте схему по созданному алгоритму, постарайтесь не забыть все важные моменты. Обоснуйте свою схему.

- Какое «открытие» ты сделал сегодня на уроке?

- Какие задания вы бы хотели выполнить дома?

Создает условия для проявления инициативы при решении учебной задачи, помогает, пользуясь полученными знаниями, аргументировать свой ответ.

 

Организует работу по самооценке учащимися результатов своей деятельности, выбору домашнего задания.

- Я умею….

- Мне надо повторить …

- самый трудный шаг в алгоритме для меня ….

Проявляют инициативу при решении учебной задачи, аргументируют свой ответ.

Оценивают свою работу, намечают цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....

Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.

На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного  выбора безударного окончания в именах существительных....

Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Тип урока: обощение и систематизация знаний.  Урок проводится с использованием  оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...