Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе

    Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения.

    Цель.Закрепить умение определять у существительных тип склонения.

    Задачи.

    -Учить правильно писать ударные и безударные падежные окончания имён существительных;

    - Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

    - Воспитывать интерес к предмету, сложным заданиям; прилежание.

    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

    Ход урока

    1.Оргмомент.

    С добрым утром
    Начат день.
    Первым делом
    Гоним лень.
    На уроке не зевать,
    А работать и писать!

     (Итак, сели все правильно, тетрадь положили под наклоном, спинку держим прямо, голову слегка наклонили. Записываем число, « Классная работа».)

    2.Минутка чистописания

    Гг

    Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (г) (согласный, звонкий, твёрдый)

     3.Актуализация знаний

    Прочитайте предложение.

    Грамоте учиться всегда пригодится

    -Что это за предложение записано? (пословица) О чём она говорит?

    Назовите орфограммы в словах? («Грамоте» – окончание «Е» - П.п., 1 склонение;учиться – что делать – пишем «Ь»; «пригодится» - в корне буква «о» - «пригодное»,  отвечает на вопрос -что делает?- мягкий знак не пишется.

    Запишите пословицу.

    -Назовите слово, где количество звуков и букв не соответствует. (учиться)

    Словарная работа: всегда.

    4. Самоопределение к деятельности

    Какой раздел науки о языке мы изучаем?

    Что изучает морфология?

    Какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?

    Давайте вспомним, какие существительные относятся к 1 (2), (3) склонению?

    Учитель читает загадки, все записывают отгадки в 3 столбика по склонениям. Подчёркивают орфограммы. ( У доски ученик записывает слова в три столбика)

    Он большой, 
    Как мяч футбольный! 
    Если спелый — все довольны! 
    Так приятен он на вкус! 
    Это что? ...
    Ответ: Арбуз


    То я в клетку, то в линейку, 
    Написать на мне сумей-ка. 
    Можешь и нарисовать. 
    Что такое я? ...
    Ответ: Тетрадь


    Кто один имеет рог? 
    Отгадайте!...
    Ответ: Носорог


    На ромашку у ворот 
    Опустился вертолёт — 
    Золотистые глаза. 
    Кто же это?...
    Ответ: Стрекоза


    К дальним сёлам, городам 
    Кто идёт по проводам? 
    Светлое величество! 
    Это ...
    Ответ: Электричество

    В руки ты его возьмёшь — 
    И тебе не страшен дождь! 
    Дождь пройдёт — его ты сложишь 
    И гулять под солнцем можешь. 
    Если ясен горизонт, 
    Что оставим дома? ...
    Ответ: Зонт


    Хитрая плутовка, 
    Рыжая головка, 
    Хвост пушистый — краса! 
    А зовут её ...
    Ответ: Лиса

    Ты со мной не знаком? 
    Я живу на дне морском. 
    Голова и восемь ног, 
    Вот и весь я — ...
    Ответ: Осьминог

    Кто без нот и без свирели 
    Лучше всех выводит трели, 
    Голосистее, нежней? 
    Кто это это?...
    Ответ: Соловей


    Ночью по небу гуляю, 
    Тускло землю освещаю. 
    Скучно, скучно мне , ведь я одна, 
    А зовут меня...
    Ответ: Луна


    По реке плывёт бревно — 
    Ох и злющее оно! 
    Тем, кто в речку угодил, 
    Нос откусит ...
    Ответ: Крокодил


    Этот зверь живёт лишь дома. 
    С этим зверем все знакомы. 
    У него усы, как спицы. 
    Он мурлыча песнь поёт. 
    Только мышь его боится… 
    Угадали? Это — ...
    Ответ: Кот


    На жарком солнышке подсох 
    И рвётся из стручков...
    Ответ: Горох


    Не огонь — а жжётся, 
    В руки не даётся. 
    Выросла под ивой, 
    Звать её ...
    Ответ: Крапива


    Куда бежит — сама не знает. 
    В степи ровна, 
    В лесу плутает, 
    Споткнётся у порога. 
    Что это? ...
    Ответ: Дорога


    День рожденья у меня — 
    Подарили мне коня. 
    Замечательный такой! 
    Голубой-преголубой. 
    Ездить нужно осторожно, 
    За рога держаться можно, 
    Жаль вот только — гривы нет. 
    Что за конь?...
    Ответ: Велосипед

    Наша толстая Федора

    Наедается не скоро.
    А зато когда сыта,
    От Федоры – теплота.   (Печь)

    5. Постановка темы и целей урока

    На доске записаны русские пословицы:

    -Прочитайте пословицы

    1. При солнышк_ т_пло а при матер_ д_бро. 2.  Своя з_мля и горст_ мила. 3. Делу – время а потех_  -  час. 4. Хочеш_ доброго имен_  -  думай о доброй жизн_. 5. Потерянного времен_  не воротиш_. 6. Все познает_ся в сравнении_.  7. Р_ка узнает_ся  в плавании_   человек – в бесед_. 8. Смелое сер_це не уныва_т в п_чал_.

    Проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.

    Орфограмма: Безударные падежные окончание имён существительных.

    Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”.

     (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)

    - Мы учились на предыдущих уроках правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.

    -Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?

    (Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в  данном  падеже данного склонения.)

    Какие окончания мы пишем у существительных 1 склонения в Р.п.? В Д. и П. п.?

    Как ещё можно проверить безударное окончание?

     Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд )

    Какими словами – помощниками  нужно заменить существительные с безударными окончаниями? (1скл –земля, луна; 2 скл- окно, конь; 3 скл – степь)

    Формулировка цели урока и постановка учебных задач

    -. Так какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

    - Сформулируйте учебные задачи:

    (- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

    - научиться правильно определять тип склонения и падеж имени  существительного;

    - запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

    - научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)

    6. Работа по теме урока.

    - Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать имена существительных, вставив пропущенные окончания.)

    1. При солнышк_ т_пло а при матер_ д_бро. 2.  Своя з_мля и горст_ мила. 3. Делу – время а потех_  -  час. 4. Хочеш_ доброго имен_  -  думай о доброй жизн_. 5. Потерянного времен_  не воротиш_. 6. Все познает_ся в сравнении_.  7. Р_ка узнает_ся  в плавании_   человек – в бесед_. 8. Смелое сер_це не уныва_т в п_чал_.

    7. Закрепление, обобщение материала:

     Работа по учебнику

    Упр.236

    8. Физкультминутка

    9. Продолжение работы по закреплению и обобщению:

     Работа с деформированным текстом

    Учитель: Какое время года скоро наступит?

    Дети: Зима

    Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря.  В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.

                  Зима – очень красивое время года. Много стихов сложено поэтами о зиме.

    Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (Слайд)

    • опушились, иней, деревья, блестящим
    • лес, в, убор, красив, зимнем
    • Слайд

    (Письмо с комментированием)

    Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

    Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

    Учитель: Чем вы любите заниматься зимой?

    Дети: Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

    Учитель: Где нельзя кататься на санках?

    Слайд

    Дети: - На дороге. Нельзя съезжать с горы на проезжую часть.

     Игра в правильном определении падежей и выборе окончания (работа в группах)

    Мы сейчас поиграем. Нам надо разделиться на 2 команды.

    -У вас у каждого лежит на парте карточка со словосочетанием. Определите падеж существительного. Найдите свою группу по данному падежу. (Все ученики делятся на  группы по падежам: 1 группа -Р.п.,                         2 группа -Д.п., и - П.п.,)

             -Вставьте окончания имён существительных. Проверьте, все ли верно определили свою группу.

    Р. П.     (без ошибк ..,  из деревн.. ,  около площад…, после школ… )

    Д.п. и П.п    (к рощ…, по дорог.., в пол…, на речк…)

     Игра «Собери пословицу», вставив правильно окончание.

    Друзья познаются                                потех .  час

    Азбука – к мудрост .                                 в бед .

    Своя земля                                                тен .  боится

    Делу время,                                        ступенька

    Трус своей                                                и в горст .  мила

    Правд..                                                    огонь не страшен

    Объясните написание.

    10. Рефлексия Слайд

    Я сегодня на уроке учился____________

    Я работал с _____________настроением.

    Я________доволен собой.

    Я испытывал затруднения, когда _________________ .

     (Ответы детей)

    Оценки за урок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

    Урок русского языка в 4 классе. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.

    На уроке дети закрепляют и обобщают алгоритм правильного  выбора безударного окончания в именах существительных....

    Русский язык 3 класс. Карточки по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонений".

    Работа с этим материалом помогает сформировать навык написания безударных падежных окончаний имён существительных....