Конспект урока русского языка в 4 классе "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Брылёва Елена Карповна

Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме "Падежные окончания имен существительных в родительном падеже" (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1

Методическая разработка урока

 

Предмет русский язык

 Класс  

Тема урока «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже»

Учитель Брылёва Е.К.

Дата проведения 26.11.2018 г.

Цели урока:

1)образовательные: актуализировать знания обучающихся о признаках род. падежа, систематизировать знания о падежных окончаниях существительных в род. падеже, формировать умение распознавать существительные в род падеже,  проверять безударные падежные окончания в род. падеже имен сущ. известными обучающимся способами, обогащать словарный запас;

2) развивающие: развивать познавательный интерес и активность, познавательные процессы (речь, память, мышление) на изучаемом материале;

3) воспитательные: воспитывать стремление к аккуратности, уважительное отношение и интерес к родному языку.

УУД, формируемые на уроке:

  1. личностные: развитие внимания и уважения к родному языку;
  2. познавательные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, решать её под руководством учителя, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление языкового материала;
  3. регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; умение контролировать и оценивать свои действия;
  4. коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, строить понятные высказывания.

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная,  работа в парах.

Тип урока: урок ОНЗ.

Используемые на уроке технологии: игровые, информационно-коммуникативные, учебного сотрудничества, проблемного обучения.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малой группе ( в паре).

Методическая основа урока – технология деятельностного подхода.

Оборудование (для учителя): компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с заданием для групповой работы, карточки с признаками род падежа (для ОС на доске) электронное приложение к учебнику.

Оборудование для обучающихся: учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 4 кл. ч.1, ТПО ч.1, ноутбуки с электронным приложением к учебнику, смайлики для самооценки.

Ход урока

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Подтянитесь, улыбнитесь,

К гостям нашим повернитесь,

Поприветствуйте,

А теперь прошу: садитесь.

Кричалка

Мы пришли сюда…(учиться)

Не лениться, а … (трудиться).

Слушать как … (внимательно).

Работать как … (старательно).

- Если будем внимательно и старательно работать, обязательно добьёмся на уроке успеха.

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Чистописание

На доске образцы написания букв (заглавный и строчной вариант):

СС  Кк  Лл  Нн

лиса           конь           степь

земля        серебро      

 - Какой общий элемент есть у всех этих букв?

-Какой признак группы? (Из какого слова, обозначающего понятие, которое мы изучаем эти буквы?)

- Склонение?

- Что такое склонение?

- Какую часть речи мы учимся склонять?

- Докажите, что перед вами существительные.

- По какому признаку слова распределены по группам?

- Озаглавим группы. (1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение)

 - Почему именно эти слова у нас в чистописани?

- Потренируемся определять склонение имен существительных .

2. Словарная работа. Слайд . Карточки. (Работа в парах)

Поможем Знайке проверить словарный диктант Незнайки. Нужно исправить ошибки.

  Моркофь, хозяйство, пальто, биседа, мебель, инженер, алея.

- Сколько нашли ошибок.

- На какие орфограммы допущены ошибки? Какую можем проверить?

 - Какое новое слово встретилось?

Как проверим правильность его написания? (орфографический словарь с. 137).

- Значение слова (ученик по  толковому словарю с. 152)

Инженер – специалист с высшим техническим образованием

- Образуйте форму множественного числа (Инженеры)

- Найдите лишнее слово. (По видам орфограмм, склонению). Записать сущ. 1-го, 2-го, 3-го склонения (по столбикам), докажите ваше мнение. Слайд. (Работа в парах на карточках)

Проверка. Слайд.

1-е скл.                      2-е скл.                         3-е скл.

беседа                     хозяйство                    морковь

аллея                       инженер                       мебель

- Какое слово лишнее? Почему? (пальто – несклоняемое сущ.)

- Дополнить каждый столбик одним существительным*.(Для быстро выполнивших задание)

 

- В какой форме стоят все существительные? (В начальной – им. п. ед. ч.)

- Составить предложение с одним из слов, употребив в им.п., вин. падеже*.

- Для чего мы изучаем склонение сущ-х? (Чтобы правильно писать окончания, употреблять слова в нужной форме).

- Когда падежные окончания являются орфограммой? Какие падежи учились различать на прошлом уроке?

III.  Фиксирование затруднения, определение темы и целей урока.

- На доске признаки нескольких падежей. Уберем признаки, относящиеся только к им. п, вин. пад.

Вопросы             Предлоги                               Окончания        Роль в предложении

кого?              от, до, из, для, без,           1-е скл.       -                     Второстеп. член

что?                 у, около, на, с                   2-е скл      

чего?                                                          3-е скл.    

где?

откуда?

Вспомогательные слова : есть, нет, вижу

- Признаки какого падежа остались?

- Сформулируйте тему и цель урока.

  1. Открытие нового знания

- Нам нужно дополнить схему падежными окончаниями существительных в родительном падеже. Как мы их можем установить? (Используя слова-помощники)

- Поставим их в форму род. падежа и определим окончания.

 Дополнение схемы на доске.

Окончания

1-е скл.   – и, -ы

 2-е скл    – а, -я

3-е скл.      -и

- В какой ситуации будут самые опасные места при выборе окончаний?

- Постараемся запомнить падежные окончания.

– Как проверим правильность нашей работы?

 - Проверка по электронному приложению. (Анимация) или по учебнику с. 109.

Ударные и безударные окончания в одном и том же падеже пишутся одинаково!

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Поможем Незнайке  решить орфографическую задачу. Слайд.

- Упр. 192 – фронтально (устно) (определение склонений, наблюдение за окончаниями в род падеже)

Физминутка

- Упр. 194. Слайд.

- Упр. 139 (ТПО).

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Электронное приложение ноутбуки. Вставь пропущенные окончания существительных (работа в парах)

берлога медвед…

дупло дятл…

норка мыш…

логово волк…

VII.Включение нового материала в систему знаний.

Разбор упр. 196*/ упр. 193 *

VIII.Рефлексия

- С каким падежом существительных работали?

- Кто запомнил падежные окончания сущ-х 1-го склонеия? 2-го склонения?

3-го склонения?

- Слова-помощники?

- За что бы ты похвалил себя?

- Какое задание понравилось?

- Какое самое трудное?

Самооценка. Смайлы.

IX. Домашнее задание

С. 109 упр. 193*/196*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.

План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.Цель:создать положительную мотивацию на урок.Тип: Урок открытия новых знаний.Использованная технология: ТРКМ...

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...