Конспект урока русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сагилян Анаид Васильевна

Автор работы: Сагилян Анаид Васильевна

Предмет:  русский язык

Класс: 4

Автор учебника: Т.Г. Рамзаева

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Тип урока: урок – игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka-igry.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Сагилян Анаид Васильевна

Предмет:  русский язык

Класс: 4

Автор учебника: Т.Г. Рамзаева

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Тип урока: урок – игра

Цели:

  1. Совершенствование орфографической зоркости, развитие умение проверять написание безударных падежных окончаний существительных.
  2. Развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).
  3. Формирование умение работать в группе, выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению, воспитывать уважение к русскому языку.

Ход урока-игры

1. Организационный момент.

Деление класса на 3 группы по 6 – 7 человек, равные по силам.

Ученик:

Мы – веселые ребята
Не умеем мы скучать
И собрались мы сегодня
В «Счастливый случай» поиграть.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы проведем игру «Счастливый случай». Каждой команде предоставляется возможность или счастливый случай показать свои знания, блеснуть эрудицией и показать, как вы научились решать орфографические задачи! В конце игры будет награждение лучших команд. Слово предоставляется командам.

1-ая команда – «Умники и умницы», капитан команды Ф. И.

2-ая команда – «Крепкий орешек», капитан команды Ф. И.

3-ая команда – «Словознайки», капитан команды Ф. И.

Критерии капитанов.

Капитан должен быть эрудированным и находчивым, координировать деятельность всей команды, проводить проверку и организовывать взаимопроверку во вверенной ему группе, отвечать за работу всей команды в целом, давать возможность поработать каждому.

Действия команды считаются законченными, когда капитан проверит задание у всех и скажет, что команда готова.

Учитель: Повторим правила работы в группе.

  1. Уметь слушать, не перебивать товарища.
  2. Уважительно относиться друг к другу, к мнению других.
  3. Не отвлекаться (смотреть на говорящего).
  4. Честно (по очереди) распределять обязанности в группе.
  5. Уметь уступать и помогать друг другу.

Учитель: Игра состоит из пяти геймов:

1-й гейм «Мы – исследователи».

2-й гейм «Отвечаю я сам».

3-й гейм «Дружно всей командой».

4-й гейм «Ты мне – я тебе».

5-й гейм «Восстановление текста».

Оценивать ваши ответы будет жюри учителей. За каждый правильный ответ каждая команда получает два балла, за дополнительный ответ – 1 балл. У каждого участника есть три сигнала: красный круг – не согласен с ответом, зеленый круг – согласен с ответом, готовы ответить, желтый круг – нужна помощь. В центре стола каждой группы стрелки указатели, которые будут показывать на отвечающего ученика.

2. Словарно-орфографическая работа.

  • Ст...пной.
  • Л...сной.
  • Св...тильник.
  • З...леный.

Учитель: Посмотрите на слова, что общего у слов?

- Назовите проверочные слова.

- Какое из этих слов лишнее? Почему?

- Что называется именем существительным?

- Вы догадались, о какой части речи мы будем обобщать знания?

- Итак, тема нашего урока – «Правописание безударных гласных падежных окончаний существительных в ед.ч.». Урок – зачет, который включает вопросы по теории и практике.

3. Работа по теме урока.

1 гейм – «Мы – исследователи».

  • Исследуйте слова, сделайте вывод о грамматических признаках существительного.

1 команда.

  1. На какие 2 группы можно разделить слова: месяц, пальто, ученик, тетя, заяц.
  2. Что сделали с существительным «трава»: трава, травы, к траве, траву, травой, о траве? Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи с вопросами.

2 команда.

  1. На какие 2 группы можно разделить слова: папа, Сережа, игрушка, река Волга, Мурзик?
  2. Чем различаются слова: маяк, окно, малина?

3 команда.

  1. На какие 2 группы можно разделить слова: книга – книги, кошка – кошки.
  2. На какие 3 группы можно разделить слова по окончаниям и родам: мама, дядя, село, конь, тетрадь, мышь. ( 1..., 2..., 3... .)

Учитель: Какие выводы вы сделали о грамматических признаках существительного? Групповой отчет. Выставление баллов.

2 гейм «Отвечаю я сам» (конкурс капитанов).

1 капитан.

  • В парк... ветки ел... украсились серебристым инеем.

2 капитан.

  • Мама испекла в печк... пирог с капуст...й.

3 капитан.

  • На верхушк... березк... дятел долбит кору.

Учитель: Разберите предложение по членам; найдите существительные, определите склонение, падеж, окончание. Проверка задания. Отчет капитанов. Выставление баллов.

3 гейм «Дружно всей командой».

Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы по теме «Имя существительное».

1 команда.

  1. Что такое склонение существительных?
  2. Чем Именительный падеж отличается от других падежей? Как называются все падежи кроме существительных?
  3. Какие безударные окончания существительных надо запомнить в Творительном падеже в 1 скл. - ? Во 2 скл. - ? В 3 скл. - ?

2 команда.

  1. Как узнать падеж существительного в предложении?
  2. Как определить склонение существительного?
  3. Если забыли правило, какие слова надо вспомнить, чтобы написать безударные окончания?

3 команда.

  1. Чтобы верно написать окончания надо вспомнить порядок рассуждения, какой он?
  2. В написании каких окончаний чаще всего ошибаются взрослые и дети? Почему?
  3. В каких падежах бывают эти безударные окончания?

Групповой отчет. Выставление баллов.

Литература:

1. Журнал «Начальная школа» № 1,  2003 год

2.Развитие познавательных способностей детей младшего возраста. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996г.

3. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. –М.: Первое сентября, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"...

конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»

-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение».     (Вместе,  дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,        уметь  договарива...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...