Главные вкладки

    Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Паршина Татьяна Петровна

     

    Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах

     

     

    Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,  эмоциональной сферы ребёнка, самостоятельности  в получении и использовании полученных знаний (через деятельность учителя); умения работать в группах; воспитание  аккуратности, дисциплинированности.

     

    Форма проведения: КВН

     

     

    Оборудование:

    1.Презентация

    2. Плакат: « Склонение имен существительных»;

    3.Магнитофон с записью песен: «Мы начинаем КВН…», «Капитаны КВН»;

    4. Карточки с заданиями для участников команд;

    5. Желтые карточки с заданиями для капитанов команд;

    6. Таблички с названиями команд;

    7. Разлинованные листы для жюри для выставления оценок за   конкурсы.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_v_forme_kvn.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ СОШ №24 города Тамбова

    4 класс «Д»

    Урок русского языка на тему:

    «Правописание безударных падежных окончаний

    имен существительных

    в родительном, дательном и предложном падежах

    в единственном числе»

    Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах

    Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,  эмоциональной сферы ребёнка, самостоятельности  в получении и использовании полученных знаний (через деятельность учителя); умения работать в группах; воспитание  аккуратности, дисциплинированности.

    Форма проведения: КВН

    Оборудование:

    1.Презентация

    2. Плакат: « Склонение имен существительных»;

    3.Магнитофон с записью песен: «Мы начинаем КВН…», «Капитаны КВН»;

    4. Карточки с заданиями для участников команд;

    5. Желтые карточки с заданиями для капитанов команд;

    6. Таблички с названиями команд;

    7. Разлинованные листы для жюри для выставления оценок за   конкурсы.

    2015год

    Ход урока:

    1. Вводное слово:

    Ребята, сегодня у нас с вами урок русского  языка проходит в необычной форме- форме  КВН.

    Наш КВН посвящен теме, над которой мы работаем уже несколько  уроков: «Правописание безударных падежных окончаний имен

    существительных», стоящих в косвенных  падежах.

    У нас в игре  участвуют 3 команды,  которые  называются следующим образом:

    - «1 склонение»;

    - «2 склонение»;

    - «3 склонение».

    Каждый конкурс оценивается по четырёх - бальной системе:

    - 3 балла - очень хорошо;

    - 2 балла - хорошо, но есть ошибки;

    - 1 балл - много ошибок.

    - 0 баллов – нет ответа

     

    Ребята, вы должны продемонстрировать свои знания, умения, навыки, проявить смекалку и эрудицию.

    Итак, мы начинаем КВН!

    ( Звучит песня «Мы начинаем КВН…»)

    2) КОНКУРСЫ

    1 конкурс «Представление команд»

    ( Каждая команда загадывает загадки о себе  другим  командам):

    1 команда

    Капитан команды –  Седнина Юлия

    -  В названии нашей команды содержатся имена существительные двух родов с одинаковыми  окончаниями.

    1 склонение

    /\

                                            мужской род       женский род

    \/

    - а - , - я –

     Докажите, что в  содержании  загадки  отражено  название  команды.         

    2 команда

    Капитан команды -  Романов Вадим

    -  А в названии нашей команды  содержатся имена существительные  двух родов с разными окончаниями.

    2 склонение

    /\

                                             мужской род     средний род

    \/

                                          □,  - о - , - е –

    Ребята,  докажите, что в  содержании   загадки отражено название  команды.         

    3 команда

    Капитан команды  -  Тарасова Вера

    -  А в названии нашей команды  содержатся имена существительные только одного  рода  с  мягким  знаком на конце слова и с нулевым окончанием.

    3 склонение

    /\

    Ь

    \/

    женский род

     Докажите,  что в  содержании  загадки отражено название  команды.         

    2 конкурс « Разминка»

                      

    стен

    а

    Это задание будет выполняться на карточках.  Посмотрите на них.

    Карточка разделена на две части.  В первой части записано слово.

    - Какое слово у 1 команды?

    - Какое слово у 2 команды?

    - Какое слово у 3 команды?

             

     

     

    окн

    о

    степь

    - Почему вторая половина  карточки разделена на 6 частей?

    - Значит, что надо сделать?  (просклонять)

    - Что такое склонение?

    - Вставьте  окончания во 2 столбике.

    Работаем в группе.  

    Капитаны расскажут о проделанной работе.

    - В чём особенность этих трёх слов?

    (Это слова с ударными окончаниями)

    Нужно проверять ударные окончания?

    - А теперь вспомните,  что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных?

     Правильно, поэтому  следующий  конкурс и называется «Не подведи свою команду»

    3 конкурс «Не подведи свою команду»

    Если вы будете следовать алгоритму, то справитесь с заданием.  Работа по цепочке с комментированием.  Вставьте пропущенные безударные окончания в имена существительные.

    В деревн.,  на ветк.,

    на запад.,  к  площадк.,

    на площад.,  о ноч.,

    из окн.,  по берег.,

    из сирен..

    Проверка.  Чтение по цепочке слов,  называя выделенное окончание,   указывая  склонение  и падеж).

    ( По 3 слова на каждую команду;  за каждое слово по 1 баллу)  

    Вопросы к каждой команде:

    - Какие окончания  имеют имена существительные 1 (2) (3)  склонения в родительном, дательном и предложном падежах?

    - Какие вспомогательные слова у каждого склонения? (страна; окно; степь)

     

     4 конкурс «Будь внимателен»

    Дана группа слов. Что их объединяет?

    Какие буквы пропущены?  

     (Коллективная работа)

    Адр. с,  бер.г,  меб.ль,  б.рёза,  в.гон,

    т.традь,  в.рона,  г.зета,  площ.дь

    А теперь каждое из этих слов вы должны изменить по соответствующим падежам, соблюдая условие:

    - слова 1 склонения поставить в Р. п.,

    - слова 2 склонения  поставить в Д. п.,

    - слова 3 склонения поставить в П. п.

    Работа в группах. Все выполняют задание в тетрадях,  а капитаны на карточках.

    Проверка. На доску вывешиваются карточки с выполненными заданиями.

     

    1. Физкультминутка для глаз

    5 конкурс «Конкурс капитанов»

    У вас в каждой команде есть капитан, которого вы выбирали сами по тем качествам, которыми должен обладать капитан команды: ЧЕСТНОСТЬЮ, УМОМ, ЭРУДИЦИЕЙ, СМЕКАЛКОЙ, БЫСТРОТОЙ РЕАКЦИИ. И сейчас мы проверим,  как наши капитаны справятся со своим заданием. Перед вами желтые карточки с заданиями:

     

    Среди кустов з□лёных,

    У речк□  сер□бристой,

    Гуляет ол□нёнок –

    Телёночек  п□тнистый.

    Он ходит  по опушк□

    В л□сной св□ей ст□ронк□  .

    И у него в□снушки –

    Совсем как  у д□вчонк□ .

    Вставьте пропущенные буквы.  

    Капитаны могут приступать к работе.

    А мы в это время поработаем по учебнику.  

    Откройте страницу 120, упражнение 236.

    - Что необходимо сделать?

    Прочитаем текст.

    - К каким сказкам относятся данные предложения?

    - Кто автор этих сказок?

    - Почему?

    ( «Колобок», «Снегурочка». «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Автор – народ.)

    Необходимо вставить окончания, указать склонение и падеж. Выполняем самостоятельно.  (Команд- 3, 3 предложения)  - по одному предложению на каждую команду.

     (Выборочная проверка после проверки работ капитанов)

    - Какие вы вставили пропущенные окончания и почему?

    Проверка. Капитаны проверят  правильность выполнения задания по образцу (самопроверка).

    - Кто выполнил без ошибок?  

    - Кто допустил 1-2 ошибки?

    - Кто допустил  3 и более ошибок?

    Молодцы!

    1. Итог урока

    Пока жюри будет подводить итоги, мы с вами подведём итог урока.

    Итак,  над  чем мы сегодня с вами работали?

    Мы с вами  отрабатывали умения  по формированию навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных в косвенных падежах.

    - Давайте ещё раз вспомним алгоритм определения  безударных гласных в окончаниях имён существительных.

    - А что делать, если забыл окончание?

    1. Домашнее задание

                Упражнение 235

    1. Оценки жюри

     

     

    Жюри, пожалуйста, оценки за конкурс!

     

     

     

     

     

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

    Урок проводится в 4-м классе по программе "Школа Россия". Он закрепляет знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном, дательном, предложны...

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

    Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

    Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

    Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ

    Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

    Конспект урока русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

    Автор работы: Сагилян Анаид ВасильевнаПредмет:  русский языкКласс: 4Автор учебника: Т.Г. РамзаеваТема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»Тип урока: урок – игр...

    Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

    Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....