Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жанабаева Индира Маратовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока

Дидактические:

1)формировать понятие о правописании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

2)учить определять падеж имен существительных

3) формировать орфографическое действие написания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

Развивающие: 

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

1) учиться правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;

2) учиться определять падеж имен существительных

3) учиться действовать по алгоритму при написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 

3)формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 10.11.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок:

Время:          Кабинет: 113

Студент: Жанабаева Индира Маратовна

Группа: 45

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока:

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Тип урока: «открытие» нового знания

  • Цель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятие о правописании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

2)учить определять падеж имен существительных

3) формировать орфографическое действие написания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

Предметные:

1) учиться правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа;

2) учиться определять падеж имен существительных

3) учиться действовать по алгоритму при написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

Развивающие: 

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: «Школа России», учебник русского языка 4 кл.: Учебник в 1ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2017. -Ч.1

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности 

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации 

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Индира Маратовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак.

- Садитесь.

- У вас на партах лежат листы самооценивания. На протяжении всего урока мы будем оценивать свою работу

1.Приветсвуют учителя. 

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. 

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и  мотивации 

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная 

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации 

Внешний контроль

1. Организует минутку чистописания 

Словарный диктант.

- Откройте тетради, две строчки вниз, записываем число: Двадцать четвертое ноября; Классная работа. Подчеркните орфограммы. Какие орфограммы вы нашли?

- Расскажите об имени существительном

Сущ – вопрос- обозначает- изменения- ?- ?- относятся - ????

Вывод: что повторили?

-над чем работали?

- Отметьте в листе самооценивания ту цифру, которую вы считаете нужной на этапе «Повторение ранее изученного»

2. Отвечают на вопросы учителя

Ноябрь: о- безударная гласная, надо запомнить.

Классная: удвоенная согласная «с»

Работа: а- безударная гласная







- имя существительное -  это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? Что?
- по числам и падежам
- 6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный
- склонением

- 3 склонения

Приводят примеры

- нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать













1 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации 

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

На слайде появляются две группы слов: 

- Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.?

-  Поставим ударение.

- Почему?

- Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? 

- Какое окончание вызывает трудность при написании?

- Какую тему мы будем сегодня изучать?

- верно, какие цели поставим?

Узнать …

Научиться …

- Отметьте в листе самооценивая то, как вы работали сейчас на этапе «Постановка темы и цели урока»

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.








-
в словах второго столбика







-
Безударные
-
Одинаковые, ударные и безударные

- безударное

- правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

- узнаем как правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе

УУПД:

Формулировать цель 

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий


2 слайд























3 слайд

4 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная 

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. 

-  Откройте учебник на странице 102.

- Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения».

- Рассмотрим таблицу

- Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п., Д.п., П.п.?

- Какой вывод мы сделаем, проанализировав таблицу? 

- Работа с опорой на таблицу

-  Посмотрите на таблицу, на странице 103 в учебнике.

- Сколько способов проверки существует?

- Прочитайте 1 способ проверки. Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?

-  Давайте кратко сформулируем алгоритм написания безударного окончания.

- Прочитайте 2 способ проверки. Какой вывод мы можем сделать из этого правила?

- Окончания можно проверить по слову-помощнику. В нём окончание всегда ударное. Главное – правильно определить склонение, вспомнить слово-помощник, поставить его в требуемый падеж и узнать окончание существительного.

- Над чем работали? Что нового узнали?

- Оцените свою работу в листе самооценивания на этапе «Новые знания»

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом



- В 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание  -и; в П.п в 1 и 2 склонениях пишется окончание  -е., А в Д.П. 1 скл – окончание е

- правописание падежных окончаний им. сущ. зависит от типа склонения имени существительного и падежа

- 2 способа

- надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание

- Алгоритм написания безударного окончания существительного:

1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму)

2.  Определить склонение

3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием

4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова

5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном

- что безударные окончания одного типа склонения проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами 

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Слайд 5

Слайд 6

Первичное закрепление 

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

– А теперь выполните задание в парах.

– Прочитайте. Допиши окончания имён существительных.

Висит на ветк___.

Гулял по площад____.

Растёт в огород___.

Вышел из беседк___.

Варенье из вишн____.

Отдыхали на мор____.

Выписал из  тетрад ___.

Нашли под берёз____.

–  Проверьте свою работу по слайду на экране.  

- если у вас нет ошибок поставьте «5»,

2 ошибки «4»

3 и более ошибок «3»

- Над чем работали?

-Молодцы!

- Оцените свою работу  в листе самооценивания  на этапе «Закрепление новых знаний»

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор







УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу. 

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. 

Я буду называть существительные. 

Если оно относится: к 1–ому  склонению, вы хлопаете в ладоши,

ко 2-ому – приседаете,   к 3 склонению – поднимаете руки вверх.

 Падеж (приседание), сирень (руки вверх), конь (приседание), сосна (хлопок), молодёжь (руки вверх), сахар (приседание), мышь (руки вверх), стена (хлопок), сторож (приседание), парта (хлопок), стужа (хлопок), метель (руки вверх), астра (хлопок), морковь (руки вверх), свёкла (хлопок), огурец (приседание), велосипед (приседание), снежинка (хлопок).

1.Выполняют динамическую паузу. 

выполняют

Самостоятельная работа с самопроверкой 

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.  

Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания. 

1 вариант:

Белка    с   ветк…    прыгала      на ветк…

2 вариант:

Дети    недалеко  от    остановились      полянк… 

 -Все правильно - оценка 5, 1 ошибка – оценка 4, 2 ошибки – оценка 3.

- Оцените свою работу  в листе самооценивания  на этапе «Самостотельная работа»

1.Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют задание

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение 

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

1 ряд. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение . Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (автобус), о (бабушка), в (деревня), для (поездка),по (дорога)

2 ряд. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й, прелестное дитя.

3 ряд. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк.., сердце дочер…, по тропинк.., на окошк.., по огород.., у черёмух.., на западе пустын...

– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)

 

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Рефлексия деятельности 

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал 

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям. 

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цель на урок мы ставили?

-Достигли их? Докажите.

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имён существительных?

- Отметьте в листе самооценивания ту цифру, которую вы считаете нужной на этапе «Итоги урока»

- Поднимите руку,  кто на всех 6 этапах оценил себя на 5. У кого были 4, 3, 2?

 -Молодцы, спасибо за урок.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

- узнать как правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе




УУРД:

Оценивать свою работу

   Слайд с темой урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

Два д цат ь ч е тверт ое н о ября Кла сс ная р а бота

Слайд 3

Существительное Вопрос Обозначает Изменяется Относятся ? ? ? ? ? ?

Слайд 4

Существительное Вопрос Обозначает Изменяется Относятся Число Падеж склонение 1 2 3

Слайд 6

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Слайд 7

Узнать … Научиться …

Слайд 8

Цель урока: узнаем, как писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе

Слайд 9

Алгоритм написания безударного окончания существительного: 1. Поставить имя существительное в форму именительного падежа (начальную форму) 2. Определить склонение 3. Найти проверочное слово: существительное того же склонения с ударным окончанием 4. Подставить проверочное слово в словосочетание на место проверяемого слова 5. Написать в проверяемом слове ту же букву, что и в проверочном

Слайд 10

Висит на ветк е . Гулял по площад и . Растёт в огород е . Вышел из беседк и . Варенье из вишн и . Отдыхали на мор е . Выписал из тетрад и . Нашли под берёз ой .

Слайд 11

1 вариант : им.п ед.ч . 1 скл Белка с ветки прыгала на ветку 2 вариант : д.п . ед.ч . 2 скл Дети играют на школьной площадке

Слайд 12

Речк а Верхушк а Обложк а Радость Автобус Бабушк а Деревн я Поездк а Дорог а Мышь Молодёжь Смелость Дерев о Конь Стол Палатк а Ворон а Трав а Голов а Бород а Тёт я Дрожь Речь Печь Дятел Багаж Чай

Слайд 13

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Слайд 14

Цель урока: узнаем, как писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...