Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Трушникова Татьяна Вячеславовна

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический. Приемы: самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ № 3 Трушникова Татьяна Вячеславовна

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Задачи урока:

Обучающие:

  • отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений,
  • продолжить формирование умения ставить падежные и смысловые вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание их окончаний.

 Развивающие:

  • Развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, действовать самостоятельно и уверенно.
  • Развивать каллиграфию и аккуратность.
  • Развивать коммуникативные умения учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям.
  • Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, прививать любовь к родному языку.
  • Расширять кругозор детей.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

- Знать  правописание окончаний имен существительных

Тип урока: урок рефлексии

Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.

Приемы: самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.

Ход урока.

I Организационный момент

- Мы начинаем урок русского языка.

2. Мотивация к учебной деятельности 

- На уроке наши глаза внимательно
 Смотрят и все … (видят).
 Ушки внимательно слушают
 И всё…(слышат).
 Голова хорошо … (думает).

  Улыбнулись друг другу,
  Пожелали мысленно удачи.

- А что мы с собой возьмем:

      ЗНАНИЯ

СМЕКАЛКУ

УМЕНИЯ

ТЕРПЕНИЕ

(ученик выставляет на доску)

3.  Подготовка к постановке учебной задачи

1) Чистописание

- Сегодня прописываем соединения букв:

мо

ор

- Отрабатываем написания этих соединений в словах:

морошка   морс   морфема   морщина   моряк

- Определите лексическое  значение слов.

Морошка- болотное травянистое растение.

Морс- прохладительный сладкий напиток.

Морфема- в языкознании значимая часть слова (корень, приставка, суффикс…)

Морщина- складка на коже лица…

Моряк – человек, который служит на флоте.

- Какой частью речи являются эти слова? Это имена существительные

  2) Орфографическая минутка

- Сейчас мы запишем словосочетания  с именами существительными.

Задание:

 Написать правильно окончания имен существительных.

Работали на стройке, прилетели из Риги, любовались городом, дошли до рощи, отдыхали в лагере, связали из шерсти, ехал по улице, подарил сестре, пробежал по крыше, рассказал о помощи.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного?

Памятка

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, надо:

1. Определить склонение.

2. Определить падеж.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4) Постановка учебной задачи

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

- Да, сегодня мы будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

5) Повторение пройденного материала

 Вставьте окончания существительных

Рос у опушк…, подошли к опушк…, ветка черемух…, подлетел к черемух…, по краям дорог…, бежал по дорог…, в конце площад…, ехал по площад…, пошла к Наташ…, собрались у Наташ….

-В каком падеже стоят имен существительные?

В родительном и дательном..

-Какие окончания пишутся у существительных в родительном и дательном падеже и предложных падежах?

У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание –и, а в дательном и предложном –е. У существительных 3 склонения и в родительном, и в дательном, падежах окончание – и.

Работа в парах.

Напишите словосочетания с существительными в творительном падеже.

Выделите окончания

                                                     1 скл.           2 скл.           1 скл.

Дружить (с кем?) с Алешей, Игорем, Надей

Играть (с кем?) с (Юра, Валерий, Катя)

Боролись (с чем?) с (болезнь, усталость, трусость)

Любовались (чем?) (яблоня, вишня, сирень)

- Каком падеже стоят существительные? В творительном.

- Безударные окончания в творительном падеже надо запомнить

     Объяснительный диктант.

Два года партизаны скрывались в лесной чаще. Они вели героическую борьбу с врагом и жили в постоянной опасности. Не раз бывали они в городе, который был занят фашистами. В разведке получали ценные сведения.

Многие партизаны погибли в схватке с врагом. Навсегда останутся они в памяти земляков.

Проверяем.

- В каком падеже стоят слова?

- Какие окончания пишутся у существительных 1, 2 и 3 склонения в предложном падеже?

Существительные 1 и  2 склонения имеют в предложном падеже  окончание –е, а существительные 3 склонения -и

- Почему в одном падеже бывают разные окончания?

7) Рефлексия. Итог урока.

Закончите фразу:

В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….е

И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание…е

А в третьем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …и

1) какие задания вам понравились больше всего?

2) с какими заданиями вы справились лучше всего?

3) за что вы можете себя похвалить?

4) какими вы у меня были на уроке? активными, внимательными, показали знания…

-Большое спасибо за работу на уроке.

8)Домашнее задание. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Обобщение

Закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, умение ставить падежные вопросы, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание безударных падежных...

Технологическая карта урока по теме "Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе" (русский язык, 4 класс)

Урок открытия новых знаний и способов действия. Цель: создать условие для знакомства с новым приёмом выбора букв в безударном падежном окончании имени существительного в единственном числе....

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе"....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...