Урок по русскому языку " Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конструкт урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

в 4 классе

Тема урока:  Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Класс: 4 В

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи:    

  1) Учить:

        а)  формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

            б) приводить примеры слов  с заданной орфограммой.

  2) Развивать:

           а)  развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

            б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

            в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

 3)  Воспитывать аккуратность.

          Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

   *Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

  * Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь  определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой; презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм.; компьютер;  интерактивная доска

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Проверьте  все ли у вас готово к уроку.

- Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодня главный на уроке. ( ответы детей)

-Чтобы ответить на мой вопрос вы должны отгадать загадку.

На серебряное блюдце
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит.

- Правильно, зеркало. Ребята, кого вы можете увидеть в зеркале? ( себя)

-Конечно на уроке главные вы. ..

Начнём урок.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствие  учащихся

Самоопределение, смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок. (Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Откройте тетради, запишите число.

Запись на  доске:

овевоввеввовввеввв

- Поиграем в игру «Исчезающее слово»

    На экране слова: дырокол,  ущелье, мощь, праздник, побежал, человек.

- Найдите и запишите слово с…

  1. Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
  2. Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)
  3. Безударной гласной в корне слова (побежал)
  4.  Мягким знаком после шипящего (мощь)
  5. Разделительным мягким знаком (ущелье)

Какое слово осталось? (человек) Почему?

-Какая орфограмма в слове определите?  (безуд. гласные в слове

не проверяемые ударением)

Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить

-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму

-Подберите однокоренные слова (человеческий, человеколюбивый)

- Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение            

 УМНЫЙ 

ЧЕЛОВЕК 

СЛОВО 

НА ВЕТЕР 

НЕ ПУСТИТ

-Что у нас получилось?  ( пословица)

- О чем эта пословица? ( )

- Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)

Какой частью речи является слово ЧЕЛОВЕК? ( существительное)

Вспомним о существительных?

- Что такое существительное? 

- Как изменяются имена существительные? (Изменяется по числам, падежам).

- А как мы по-другому называем изменение по падежам? ( склонение).

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Как определить падеж существительного? (По падежным  вопросам, по предлогам).

Записывают в тетрадь.

Работа у доски

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Довольны стран___

Заботятся о люд____

Рассказывают ребят____

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? ( словосочетания)

- Что мы должны сделать?

(дописать окончания)

-Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать?

( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помошников)

-   Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить  падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

Проблема: Кто сформулирует тему урока?

( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе)

- С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? ( Дательный, творительный, предложный)

 Формулирую тему урока.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Упр.122 стр.46 ( работа с таблицей) 

Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа?  (-ам, -ям).

Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа?   (-ами, -ями).

Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа?  (-ах, -ях).

- Что интересного заметили в окончаниях? ( одинаковые)

- Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а  в каких я?

 Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Выполняют задание по учебнику.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска 

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

V. Применение новых  знаний

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Проблемная ситуация.

- Карточка №1

Д.п. (чему?) картин…   ,башн…   ,гриб…   , дожд…     ,ноч…   , метел…   .

Т.п. (чем?)  картин…     ,башн…      ,гриб…       , дожд…        ,ноч… , метел… .

П.п.(о чём?) о картин… ,о башн…  ,о гриб… , о дожд…   ,о ноч...  ,о  метел…

. План работы:

  1. Прочитайте слова.
  2. Определите какое окончание нужно вставить с помощью слов-помощников.
  3. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
  4. Сделайте устно вывод.

 

-Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? (1, 2, 3 склонения).

Какие окончания у существительных Дательного падежа? (-ам, -ям).

Какие окончания у существительных Творительного падежа? –ами, ями).

Какие окончания у существительных Предложного падежа?(-ах, -ях).

Что интересного заметили при склонении имён существительных?

(Различаются ли окончания во множественном числе существительные по склонениям?) (Не различаются).

 Б) работа в паре

А сейчас мы немного поиграем. Работаем по рядам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч.,а ребята первого ряда запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч.

Я диктую слова: лягушка, черепаха, уж, червь, конь, колесо, мышь.

- Проверяем. ( несколько учеников читают свои ответы)

Взаимопроверка

 Д.п. мн.ч. -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, колёсам, , мышам.

Т.п. мн.ч.-  лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, колёсами, мышами.                      

П.п.мн.ч. -  (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях, колёсах, мышах.

-Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?

Рассмотрим изменение этих существительных по падежам.

В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?

В каком падеже – окончания –ами, -ями?

А окончания –ах, -ях?

Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы.

Работа в паре.

Взаимопроверка

Анализ, работа с источниками информации

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Саморегуляция в ситуации затруднения

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Прием ФИШБОУН

Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения .

 Оцените свою работу на уроке.

   На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют  вашу работу на уроке по трем направлениям:

урок

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

Не понял

Ответы на вопросы по фишбоун

Оценивание своей работы

Записывают домашнее задание

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

Тема урока "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".Урок проводится в 4 классе. Рекомендован для УМК "Школа России"Тип урока - урок-обобщение.Урок проводится в форме деловой и...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"

Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....