Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Дудина Любовь Васильевна

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

в 4 классе (УМК «Планета знаний»

Тема урока:  Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Класс: 4 Б

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи:    

  1) Учить:

        а)  формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

            б) приводить примеры слов  с заданной орфограммой.

  2) Развивать:

           а)  развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

            б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

            в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

 3)  Воспитывать аккуратность.

          Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

-Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

- Ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

  - Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь  определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

- Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой; презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм.; компьютер;  интерактивная доска

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Проверьте  все ли у вас готово к уроку.

- Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодня главный на уроке. ( ответы детей)

-Чтобы ответить на мой вопрос вы должны отгадать загадку.

На серебряное блюдце
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит –
В нём себя увидит.

- Правильно, зеркало. Ребята, кого вы можете увидеть в зеркале? ( себя)

-Конечно на уроке главные вы. ..

Начнём урок.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствие  учащихся

Самоопределение, смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок. (Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Откройте тетради, запишите число.

Запись на  доске:

овевоввеввовввеввв

- Поиграем в игру «Исчезающее слово»

    На экране слова: дырокол,  ущелье, мощь, праздник, побежал, человек.

- Найдите и запишите слово с…

  1. Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
  2. Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)
  3. Безударной гласной в корне слова (побежал)
  4.  Мягким знаком после шипящего (мощь)
  5. Разделительным мягким знаком (ущелье)

Какое слово осталось? (человек) Почему?

-Какая орфограмма в слове определите?  (безуд. гласные в слове

не проверяемые ударением)

Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить

-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму

-Подберите однокоренные слова (человеческий, человеколюбивый)

- Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение            

 умный

ЧЕЛОВЕК 

слово

НА ветер

НЕ пустит

-Что у нас получилось?  ( пословица)

- О чем эта пословица? ( )

- Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)

Какой частью речи является слово ЧЕЛОВЕК? ( существительное)

Вспомним о существительных?

- Что такое существительное? 

- Как изменяются имена существительные? (Изменяется по числам, падежам).

- А как мы по-другому называем изменение по падежам? ( склонение).

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Как определить падеж существительного? (По падежным  вопросам, по предлогам).

Записывают в тетрадь.

Работа у доски

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Довольны стран___

Заботятся о люд____

Рассказывают ребят____

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? ( словосочетания)

- Что мы должны сделать?

(дописать окончания)

-Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать?

( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помошников)

-   Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить  падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

- Кто сформулирует тему урока?

( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе)

- С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? ( Дательный, творительный, предложный)

 Формулирую тему урока.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Упр.122 стр.46 ( работа с таблицей) 

Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа?  (-ам, -ям).

Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа?   (-ами, -ями).

Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа?  (-ах, -ях).

- Что интересного заметили в окончаниях? ( одинаковые)

- Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а  в каких я?

 Физкультминутка. Зрительный тренажер.

Выполняют задание по учебнику.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска 

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

V. Применение новых  знаний

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Проблемная ситуация.

- Карточка №1

Д.п. (чему?) картин…   ,башн…   ,гриб…   , дожд…     ,ноч…   , метел…   .

Т.п. (чем?)  картин…     ,башн…      ,гриб…       , дожд…        ,ноч… , метел… .

П.п.(о чём?) о картин… ,о башн…  ,о гриб… , о дожд…   ,о ноч...  ,о  метел…

. План работы:

  1. Прочитайте слова.
  2. Определите какое окончание нужно вставить с помощью слов-помощников.
  3. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
  4. Сделайте устно вывод.

 

-Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? (1, 2, 3 склонения).

Какие окончания у существительных Дательного падежа? (-ам, -ям).

Какие окончания у существительных Творительного падежа? –ами, ями).

Какие окончания у существительных Предложного падежа?(-ах, -ях).

Что интересного заметили при склонении имён существительных?

(Различаются ли окончания во множественном числе существительные по склонениям?) (Не различаются).

 Б) работа в паре

А сейчас мы немного поиграем. Работаем по рядам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч.,а ребята первого ряда запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч.

Я диктую слова: лягушка, черепаха, уж, червь, конь, колесо, мышь.

- Проверяем. ( несколько учеников читают свои ответы)

Взаимопроверка

 Д.п. мн.ч. -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, колёсам, , мышам.

Т.п. мн.ч.-  лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, колёсами, мышами.                      

П.п.мн.ч. -  (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях, колёсах, мышах.

-Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?

Рассмотрим изменение этих существительных по падежам.

В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?

В каком падеже – окончания –ами, -ями?

А окончания –ах, -ях?

Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы.

Работа в паре.

Взаимопроверка

Анализ, работа с источниками информации

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Саморегуляция в ситуации затруднения

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Прием ФИШБОУН

Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения .

 Оцените свою работу на уроке.

   На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют  вашу работу на уроке по трем направлениям:

урок

я на уроке

итог

интересно

работал

понял материал

скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

безразлично

помогал другим

Не понял

Ответы на вопросы по фишбоун

Оценивание своей работы

Записывают домашнее задание

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе."

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе.Цели урока: познакомить с изменением имён существительных во множественном чи...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Планета знаний», по теме: «Собственные имена существительные»

Цель урока: закрепить имеющиеся знания о собственных именах существительныхЗадачи урока: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;через...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема урока :«Развитие умений писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных».

технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умений писать безударные окончания в падежных окончаниях имен существительных" УМК "Начальная школа 2100"...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК "Планета знаний"

Мною разработана технологическая карта урока русского языка в 4 классе и проведен урок в соответствии с требованиями ФГОС. Этот материал поможет учителям начальных классов успешно составлять технологи...

проверочная работа по теме "Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе"

Данная проверочная работа дает возможность проверить знания учащихся о формах множественного числа имен существительных....