Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Обобщение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Никитенко Елена Германовна

Закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, умение ставить падежные вопросы, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание безударных падежных окончаний; создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических задачах и упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_padezhnyh_okonchaniy_imen_sushch_4_kl.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Дрезненская «СОШ №1»

Тема «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

4 класс

Составила: 

учитель начальных классов

Никитенко Елена Германовна

Урок – Русский язык.

Тема:Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Цель урока:

• Обучающая:

закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных, умение ставить падежные вопросы, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание безударных падежных окончаний; создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических задачах и упражнениях.

• Развивающая:

развивать орфографическую зоркость и мышление; развивать монологическую речь.

• Воспитывающая:

 формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество, воспитывать чувство коллективизма и уважение к  своим одноклассникам.

• Оздоровительная:

 содействовать сохранению здоровья младших школьников через физминутки, а также благоприятный эмоциональный настрой.

 Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

- коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

- личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока:

Урок закрепления полученных знаний.

Методы обучения:

словесный;     наглядный   практический;  проблемный; игровой.

Оборудование: памятки написания безударных окончаний имён существительных, индивидуальные карточки,  презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Слайд 2

II. Чистописание

(Учитель читает утверждение, учащиеся ставят знак «о» с нижним соединением», если согласны с ним, и знак «о с верхним соединением», если не согласны.)

1) В русском языке пять падежей.-

2) Начальная форма имени существительного — именительный падеж, единственное число.+

3) Определить склонение существительного можно по его роду.-

4) Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -е.-

5) Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание -и.-

6) Проверить безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения можно словом сестра.+

7) Имена существительные женского рода относятся только к 1-му склонению.-

8) Имена существительные среднего рода относятся только ко 2-му склонению.+

(Взаимопроверка.)

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

—  Выпишите слова в два столбика: с безударными гласными в корне слова и с парными согласными в корне слова.

(Два ученика работают у доски).

Зима

Идёт мягкий снег. Лёгкие снежинки тихо легли на землю. Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты. Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке. Мохнатые ветви нависают над тропинкой. Стоят пни в снежных шапках, словно лесовики из сказки.

(Проверка. Учащиеся у доски читают слова, объясняют орфограммы. Остальные исправляют ошибки, проверяют свои работы. Самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

-Из каждой пословицы выпишите в таблицу существительные с безударными падежными окончаниями, выделите окончания.

Р.п.

Д.п.

Т.п.

П.п.

1)Под каждой крышей свои мыши. 2). При солнышке тепло, при матери добро. 3). Без муки нет и науки. 4).Против шерсти не гладят. 5). Белый свет клином сошелся. 6). Пушинка к пушинке – и выйдет перинка. 7). По старой памяти что по грамоте.

Ответ:

Р.п.

Без муки, науки, шерсти

Д.п.

К пушинке, по памяти, по грамоте

Т.п.

Под крышей, клином

П.п.

При солнышке, при матери, в стакане

-Как проверить безударные окончания?

-В каком падеже окончания существительных во всех склонениях одинаковые?

Сформулируйте задачи урока. (Надо обобщить знания по этой тем.  Поупражняться в правописании безударных окончаний имен существительных во всех падежах.)

В листах самооценки дети ставят + или - за  выполненное задание.

V. Работа по теме урока

 1. Повторение.

  -  Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного?

( Склонение существительных. Вопросы падежей. Алгоритм проверки безударных окончаний у существительных.)

 -  Когда надо проверять окончания существительных?

( Когда окончание находится в безударной позиции,  -е или -и,  в Р.,Д.,П. падежах.)

2. Работа с таблицей.

Слайд 4

 -   Ребята, вам предлагается заполнить  таблицу.  

(Дети  самостоятельно заполняют  таблицу)

В листах самооценки дети ставят + или - за  выполненное задание.

Падежи

Вопросы

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Р.п.

Д.п.

П.п.

  -   Почему в таблице приведены не все падежи?

(Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.)

Слайд 5

Слова:

ель     сосна    туя    пихта

 -  Прочитайте слова , что у них общего? (Существительные, обозначают названия хвойных растений.)

- Найдите лишнее слово.  

(Ель третьего склонения, оно лишнее, потому что все остальные слова  второго склонения.)

  -  Назовите  существительное 2-го склонения, которое обозначает хвойное дерево.  

(Кедр.)

На доске:  ель     сосна    туя    пихта   кедр

-  Одинаковые ли окончания  будут у этих существительных в форме косвенных падежей единственного числа?

( Нет, потому что у них разные склонения)

-  Просклоняйте  существительные ( 1 ряд - ель, 2 ряд -  туя. 3 ряд - кедр), проверьте окончания  в Р, Д, П. падежах по таблицам, оцените свою работу.

Результаты выполнения отражаются в листах самооценки.

 - Проговорите алгоритм  проверки правописания  безударного окончания,  которым вы пользовались.

3.Составление  алгоритма.

Слайд 6

 1).  Определить склонение существительного.

2).   Определить падеж существительного.

3).  Вспомнить окончание существительных в этом падеже этого склонения.

Задание по карточке  (Работа в парах.)

На книжк..., по тетрад...,к лисичк..., на макушк.... для библиотек..., к деревн..., на площад..., на ёлк..., на мороз..., из жизн...

VI. Физкультминутка

1скл. приседаете, 2 скл. хлопаете,3скл. руки вверх

Конь, земля, сын, дочь, Алла, солнце, отец, дача, мышь, окно, печь, платье, парта, ручка, тишь, сын, книга, тетрадь, день, печенье.

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 245 (с. 129). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

(Самооценка.)

VIII. Рефлексия. Лист самооценки

Отлично работал,

могу помочь

товарищу

Работал хорошо и всё понял

Работал хорошо, но иногда нуждался в помощи

Не могу пока обойтись без помощи

1

2

3

4

5

6

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?

—  Кто легко справился со всеми заданиями?

—  Кому было трудно?

-У вас кружки. Возьмите зеленый кружок, если считаете, что работали отлично и можете помочь товарищу.

-Возьмите синий кружок, если считаете, что работали хорошо и все понимаете.

-Возьмите желтый кружок, если считаете, что работали хорошо, но иногда нуждались в помощи.

-Возьмите красный кружок те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи.

Домашнее задание:       Упр. 241 (с. 127).

Приложение

Зима

           Идёт мягкий снег. Лёгкие снежинки тихо легли на землю. Снег одел в пушистые рукавицы деревья и кусты. Хорошо бродить в лесу по узкой дорожке. Мохнатые ветви нависают над тропинкой. Стоят пни в снежных шапках, словно лесовики из сказки.

3. Заполнить таблицу

Падежи

Вопросы

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Р.п.

Д.п.

П.п.

4.Задание по карточке  (Работа в парах.)

На книжк..., по тетрад...,к лисичк..., на макушк.... для библиотек..., к деревн..., на площад..., на ёлк..., на мороз..., из жизн...

Лист самооценки

Отлично работал,

могу помочь

товарищу

Работал хорошо и всё понял

Работал хорошо, но иногда нуждался в помощи

Не могу пока обойтись без помощи

1

2

3

4

5

6

Лист самооценки

Отлично работал,

могу помочь

товарищу

Работал хорошо и всё понял

Работал хорошо, но иногда нуждался в помощи

Не могу пока обойтись без помощи

1

2

3

4

5

6

Лист самооценки

Отлично работал,

могу помочь

товарищу

Работал хорошо и всё понял

Работал хорошо, но иногда нуждался в помощи

Не могу пока обойтись без помощи

1

2

3

4

5

6

Лист самооценки

Отлично работал,

могу помочь

товарищу

Работал хорошо и всё понял

Работал хорошо, но иногда нуждался в помощи

Не могу пока обойтись без помощи

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа....

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащ...

Диктант по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе". 4 класс

Диктант по русскому языку. Тема: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе". 4 класс. Программа "Школа России" Авт. В.П. Канакина...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе"....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...