Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Еремина Виктория Алексеевна

УМК «Школа России»

4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Цель:

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи:

  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

- Садитесь.

- Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

Слайд 1.

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное -  это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).

Слайд 2.

  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют  имена  существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

http://fs00.infourok.ru/images/doc/292/291655/img17.jpg

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

- Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ.       Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__                 ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___                 ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__                НА УЛИЦ___

- Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика). 

- Поставим ударение.

- Почему? (Безударные).

- Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

- Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

- При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV.       Работа над новым материалом.

- Откройте учебник на странице 102.

- Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

- Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

  1. Работа с таблицей «Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения».

Падеж

Тип склонения

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И.п.

-а, -я

-□, -о, -е, -ё

-□

Р.п.

-ы, -и

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-у, -ю

неодушевленные, как в Р.п

одушевленные как в И.п

-□

Т.п.

-ой, -ою, -ей, -ею

-ом, -ем

П.п

- Рассмотрим таблицу.

- Сравните безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений.

- В каких падежах они имеют одинаковое окончание?

- Что можно сказать о безударных падежных окончаниях 1, 2, 3 склонений в Р.п., Д.п., П.п.? (В 3-м склонении в этих падежах одинаковое окончание  -и; в П.п в 1 и 2 склонениях пишется окончание  -е., А в Д.П. 1 скл – окончание е.).

-Какой вывод мы сделаем, проанализировав таблицу? (правописание падежных окончаний им. сущ. зависит от типа склонения имени существительного и падежа).

  1. Фронтальная работа с опорой на таблицу.

- Выполним задание http://learningapps.org/1338173 

- Устно, по цепочке, просклоняйте имена существительные любого склонения.

- Называйте окончания (ответы детей).

- Проверяйте безударные падежные окончания по таблице.

V.      Физкультминутка.

- Теперь давайте отдохнем. Встаньте.

- Я буду называть существительные. Слайд 5.  

Если оно относится: к 1–ому  склонению, вы хлопаете в ладоши,

ко 2-ому – приседаете,

            к 3 склонению – поднимаете руки вверх.

 Падеж (приседание), сирень (руки вверх), конь (приседание), сосна (хлопок), молодёжь (руки вверх), сахар (приседание), мышь (руки вверх), стена (хлопок), сторож (приседание), парта (хлопок), стужа (хлопок), метель (руки вверх), астра (хлопок), морковь (руки вверх), свёкла (хлопок), огурец (приседание), велосипед (приседание), снежинка (хлопок).

  1. Продолжение работы по теме. Слайд 6.

На слайде появляется стихотворение Б.Заходера.

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

- Кто-нибудь знает, кто такой Борис Заходер? (поэт, детский писатель, переводчик, сценарист, популяризатор мировой детской классики).

- О чем это стихотворение?

- Какое задание нужно выполнить по этому тексту? (вставить пропущенные окончания).

- Что нужно определить, чтобы верно написать его окончание? (нужно определить склонение и падеж).

- Посмотрите на таблицу, на странице 103 в учебнике.

- Сколько способов проверки существует? (2).

- Прочитайте 1 способ проверки. Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных? (надо определить склонение, падеж и вспомнить окончание).

- Давайте кратко сформулируем алгоритм написания безударного окончания. Слайд 7.

Алгоритм написания безударного окончания существительного:

  1. Падеж.
  2. Склонение.
  3. Выбор окончания.

- Прочитайте 2 способ проверки. Какой вывод мы можем сделать из этого правила? (что безударные окончания одного типа склонения проверяются ударными окончаниями этого же типа склонения).

- Окончания можно проверить по слову-помощнику. В нём окончание всегда ударное. Главное – правильно определить склонение, вспомнить слово-помощник, поставить его в требуемый падеж и узнать окончание существительного.

- Какие слова могут быть помощниками для написания безударного окончания? (с ударными окончаниями).

- Назовите слова-помощники предложенные нам (земля, серебро, степь).

- Теперь давайте составим алгоритм к этому способу написания безударного окончания, с помощью ЭОРа.

http://learningapps.org/2106791 

- Расставим по порядку действия.

- Сможем ли вы теперь правильно написать безударные окончания имен существительных?

(да).

  1. Самостоятельная работа детей.

- Давайте применим новое знание и отработаем алгоритм написания безударных окончаний. Слайд 8.

- Вернемся к стихотворению.

- Спишите его. Докажите, что вы правильно записали эти окончания.

- Что для этого нужно сделать? (определить падеж и склонение)

- Каким способом вы воспользуетесь для проверки написания выделенных окончаний имен существительных в данных предложениях? (ответы детей).

- Что нужно сделать, если используете 1 способ? (определить падеж и склонение) 

- Второй способ? (подобрать слово-помощник).

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Ученики комментируют. Слайд 9.

VΙ.     Закрепление изученного.

  1. - Придумайте словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными. Слайд 10.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)

У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)

На (2скл., м.р., П.п.) по ( 1скл., м.р., Д.п.)

У (1скл., ж.р., Р.п.) на ( (1скл., ж.р.,П.п.)

По (1скл., ж.р., Д.п.) на ( 2скл., м.р., П.п.)

На (2скл., ср.р., В.п.) к ( 1скл., ж.р., Р.п.)

  1. –Тест «Склонение имён существительных в единственном числе»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba777fd8-8b28-4804-8050-451eda52b65e/index_listing.html 

VΙΙ.    Итог урока.

- Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Что нового узнали на уроке? (ответы детей).

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имён существительных?

VΙΙΙ.   Домашнее задание.

  1. Правила на странице 102, 103.
  2. Стр. 104, упр. 184.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...

Конспект урока по русскому языку по теме :"Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе".

Развитие умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных. Закрепление знаний о склонении имён прилагательных....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...