Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Ярмушкина Нина Германовна
Урок русского языка в 4 классе по теме
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введения нового материала". К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.87 КБ
Office presentation icon презентация829.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Учитель:Ярмушкина Нина Германовна

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цели: : Развитие умения писать буквы безударныхгласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний:; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

- Знать  правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.

Основные понятия

–составление заданий на обработку орфограммы-буквы безударного гласного в падежном окончании существительного (умений находить в предложении и тексте слова с орфограммой-буквой безударного гласного в падежном окончании существительного, писать слова с этой орфограммой, графически объяснять написания и т.п.).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

−        Как вы ее понимаете?

Дети. Каждый день мы узнаём что-то новое.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Готовы сегодня узнать что-то новое? Начнём!

К нам на урок пришли гости, и им интересно узнать, что мы с вами изучаем, как учимся.Отгадайте загадку и сразу гости догадаются, что же  мы изучаем в данный момент.

      Давно  живу я в мире этом,

      Даю названия предметам.

- Правильно, мы уже многое знаем об имени существительном.

(составление кластера о существительном).

Кластер вывешивается на доску. Вслух проговаривают первые номера из групп.

2.

–Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор.

Хвостик м_ркови_, прибыл на в…кзал_, ч…тал в г…зете_, м…чтал о к_ртофеле_, подн…лись по тр_воге_,  букет с_рени_, л   жали в к  рзине    , п..д…шёл к п  латке.

(самопроверка по слайду)

-_Назовите слова с проверяемыми безударными гласными. Какое правило надо использовать  для их проверки?

-В какой части слова пропущены гласные в слове «подошёл»?

-Определите падеж и склонение имён существительных.

(работа в парах плечом к плечу).Взаимопроверка

-Молодцы. Оцените свои знания о существительном  по шкале  самооценки.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы.

А теперь запишите предложение под диктовку (1 ученик пишет на доске)

На белойскатерт. снегов видны следы рыс….

( У Лены написано «скатерте»)

-Почему возникла трудность в написании ?

(буква в безударном положении)

Можете доказать , какую букву надо писать?

-Значит, какая тема урока? На какой вопрос нужно найти ответ?

 (Буква безударного гласного в окончании.)

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

– (Находить слова, в которых есть орфограмма-буква безударного гласного в окончании существительного.

Писать слова, применяя правило для выбора буквы в окончании.

Составлять предложения со словами, в которых есть эта орфограмма.)

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока.Составляли план.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.

III. Развитие умений.

Из реки

Из избушки

На стекле

На дереве

В степи

В постели

-Что общего в словах обоих столбиков?

-Чем отличаются?

- Были ли сомнения в написании окончаний у слов 1 столбика?? Почему?

-Значит, учитывая склонение, падеж, мы можем эти слова использовать как слова-помощники для проверки безударных окончаний имён существительных.

3.Составление алгоритма:

Алгоритм проверки

1.Определяю
(часть речи);

2. Ставлю существительное в
(н.ф.) и (определяю склонение);

3. Подбираю (слово – помощник) такого же склонения и ставлю его
(в тот же падеж);

4. Пишу такое окончание, какое у
(слова – помощника);

5.Проверяю: обозначаю орфограмму.
  2.Фронтальная работа по слайду.

-Вставьте окончания в данные существительные, объясняя свои действия.

Получилось?

(фронтальная работа по слайду)
4.Работав группе по цепочке:(вставить окончание) Вторые номера взяли таблицу, все члены группы помогают им. Они же и говорят от имени группы. Проверка по слайду.

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Скл.

Слово – ключ

Оконч.

в тетрад ..

тетрадь

Ж.р.

3 скл

Степь – в степи

Тетрадь без обложк…,

Шапка из шерст…,

выросли в теплиц…,

букет черёмух…,

фильм о лебед

Вспомнил о медвед.

по законам чест… исовест…

ходит без обув…

5. Самостоятельная работа:

Вставить пропущенные окончания, определить  падеж

1.Свернул к речке (луне), помог старушке (луне), скрипит на дереве (окне), рисунок на ткани (печи), шли к берёзке (луне), написал в тетради

(степи), играл на площадке (луне), кружились в воздухе (окне), пошёл по тропе .

2 Писмо под диктовку

. От ёлк… к ёлк…. прыгает шустрая белка. Наберёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест..

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

Какой вопрос возник в начале урока? Как мы на него ответили?

Оцените свою работу на уроке по шкале успеха.

У вас на партах лежат кружочки разного цвета. Оцени свою работу на уроке:
Зелёный кружок - работал отлично. Могу помочь товарищу.
Синий кружок - работал хорошо, всё понимаю.
Жёлтый - работал хорошо, иногда нуждаюсь в помощи
Красный - было интересно работать, прошу помощи    

V. Домашнее задание.

Составьте предложения на тему “ Любимое занятие”, используя в предложениях существительные в разных  падежах.(1), упр.36 (2)

 © ООО «Баласс», 2015                                                                                                                                                                                                                                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». Учитель МБОШИ «Гимназия-интернат №34» Ярмушкина Нина Германовна.

Слайд 2

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Слайд 3

Имя существительное Это часть речи; Отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет; Постоянные признаки: род, склонение, одушевлённый или неодушевлённый; нарицательный или собственный; Непостоянные признаки: число, падеж.

Слайд 4

Хвостик м о ркови, прибыл на в о кзал, читал в г а зете, мечтал о к а ртоф е ле, поднялись по тр е воге, букет с и рени, лежали в к о рзине, подошёл к п а латке .

Слайд 5

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 6

Цель: учиться писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе, пополнить знания об имени существительном.

Слайд 7

К луне К избушке На окне На дереве В степи В постели

Слайд 8

Безударные окончания в именах существительных нужно проверять Слова – помощники для проверки 1скл. 2 скл. 3 скл. Луна конь печь Земля окно степь В КОПИЛКУ

Слайд 9

Вывод: В одном и том же падеже ударные и безударные окончания одинаковы. Поэтому, чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо подобрать существительное того же склонения в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Слайд 10

Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже Пишу окончание, какое и в слове - помощнике 1 шаг 2 шаг 3 шаг

Слайд 11

Вставь окончание подошёл к пристан. сидел на берёз. салат из морков. вышел из чащ. приехал к бабушк. и и и е е

Слайд 12

Имя сущ. Нач. форма Род Скл. Слово – ключ Оконч. в тетрад .. тетрадь Ж.р. 3скл Степь – в степ и -и Тетрадь без обложк…, тетрадь Ж 1 скл. без луны -и Шапка из шерст…, шерсть Ж 3 скл. Из степ и -и Парил в неб…, небо с 2 скл. В окне -е Букет черёмух…, черёмуха Ж 1 скл. луны -и Фильм о лебед лебедь 2 скл. О коне -е Вспомнил о медвед. медведь 2 скл. О коне -е По законам чест… и совест… честь и совесть Ж Ж 3скл. 3 скл. Степ и степ и -и -и Ходит без обув… обувь Ж 3 скл. Без степ и -и

Слайд 13

Вставить пропущенные окончания, определить падеж. Свернул к речке (луне), помог старушке (луне), скрипит на дереве (окне), рисунок на ткани (печи), шли к берёзке (луне), написал в тетради (степи), играл на площадке (луне), кружились в воздухе (окне), пошёл по тропе .

Слайд 14

Цель: Цель: учиться писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе, пополнить знания об имени существительном.

Слайд 15

Азбука – к мудрост . Своя земля Делу время, Трус своей потех . час тен . боится ступенька и в горст . мила

Слайд 17

Зелёный кружок - работал отлично. Могу помочь товарищу. Синий кружок - работал хорошо, всё понимаю. Красный - было интересно работать, не всё понятно,прошу помощи.

Слайд 18

Я работал с ----------- настроением. Я ---------- доволен собой. Я испытывал затруднения, когда ---------.

Слайд 22

Белка п е р е б е жала д о рогу, м а хнула пуш и стым хв о стом и о к а залась на м о хнат о й ёлк е . 1 скл., П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" ПНШ

Урок закрепления нового знания  по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" в 3 классе с УУД , Перспективная начальная школа....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» УМК ПНШ

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащ...

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"

Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»....

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...