Роль имён существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Носкова Ирина Юрьевна

Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Цель урока: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начальном этапе обучения. На уроке используется групповой метод обучения, инструменты ОТСМ - ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx106.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе . Программа «Школа 2100».

Учитель: Носкова Ирина Юрьевна

Тема: «Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы».

Цель: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начальном этапе обучения;

Формировать ключевые компетентности учащихся:

- коммуникативную – через формирование умения использовать знания по теме в нестандартной обстановке, в практической строить высказывание  ситуации групповой коммуникации;

 - смыслово-поисковую – через формирование умений группировать, анализировать, систематизировать материал;

- языковую – через обогащение словарного запаса учащихся, развитие воображения,  творческих способностей учащихся;

Использованные технологии:

  1. Проблемно-диалогическая.
  2. ИКТ-технология.
  3. Технология работы в группах.
  4. Инструменты ОТСМ - ТРИЗ

Оборудование:

  1. Толковые словари Ожегова С.И. для работы в группах.
  2. Словарь синонимов и антонимов.
  3. Интерактивная доска, проектор, презентация
  4. Конверты с  заданием.
  5. Словари, принесенные детьми на урок.

  1. Установка на урок.

Сегодня у нас открытый урок. В классе много гостей. Естественно, мы все немного волнуемся. Я хотела, чтобы вы подарили нашим гостям и мне хорошее настроение. Улыбнитесь. Я желаю вам на уроке взаимопонимания и продуктивной работы.

Давайте проверим нашу готовность к уроку. Все вы поделены на 4 группы, и все задания, которые вам будут предложены, вы будете выполнять в группе. Давайте вспомним правила работы в группе. Также у вас на столах лежат словари, конверты зелёного, розового и белого цветов, маркеры. Итак, начинаем…

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем сравнивать, думать, размышлять, будем говорить о богатстве русского языка. Ещё в 18 веке Николай Михайлович Карамзин – историк, публицист, писатель писал: «Богатство языка есть богатство мыслей».

- Актуально это высказывание в наши дни? Вы согласны с этим утверждением?

- Вспомните и назовите тему прошлого урока. (Имя существительное, его роль в предложении)

- Расскажите всё, что уже знаем о именах существительных. Сегодня продолжим разговор об именах существительных. Предлагаю вам сыграть в игру «Расселение» (инструмент ОТСМ – ТРИЗ)

3. Работа с многозначными словами.

- Ответственные в каждой группе возьмите конверт зелёного цвета. Разложите все карточки со словами на столе, чтобы всем было видно.  Перед вами копилка имен существительных. (слова записаны на отдельных карточках: груша, яблоко, нектарин, манго, лютик, фиалка, василёк, георгин, свёкла, морковь, баклажан, картофель, сердце, спутник, звезда, земля) Вам нужно распределить слова на 4 группы, расселить по домикам, по любым признакам. При этом вы должны помнить 2 правила:

1) один объект должен быть только в одной группе;

2) у каждого слова должна быть группа, своё местожительство, «лишних» слов не должно быть;

- 1 группа, прочитайте слова, которые вы заселили в 1 домик. (Дети читают слова)

 - Ребята, по какому признаку сделано расселение? (Это фрукты) и т.д.

- 4группа, а какие существительные попали в ваш домик? Что их объединяет? (они имеют много значений) Как вы поняли, что это многозначные слова?

- Где мы можем проверить себя, что это многозначные слова? (в толковом словаре)

- Посмотрите на нашу выставку словарей, которые вы принесли на урок. Самый большой 17-томный «Словарь русского литературного языка» насчитывает 120 тыс. слов. В словаре Ожегова примерно 57 тыс. слов. В словаре В. Даля «Живого великорусского языка» 200 тыс. слов, над его созданием он трудился 47 лет!

- У вас на столах толковые словари, выпущенные специально для учеников начальных классов. Это незаменимый помощник на уроках русского языка.

- Но словарём нужно уметь пользоваться. Какой главный секрет словаря нужно знать? (слова расположены в алфавитном порядке)

- Предлагаю проверить, действительно ли слова, которые вы заселили в 4 домик имеют несколько значений. Но, чтобы работа шла быстрее, предлагаю искать значения слов по группам.

1 группа ищет значения слова  сердце,

2 группа ищет значения слова  звезда,

3 группа ищет значения слова  земля,

4 группа ищет значения слова  спутник. (слайд 3,4,5,6)

- Что обозначают цифры 1, 2, 3 и т.д. в словарной статье?

(далее дети зачитывают значения, которые нашли)

- Можем мы понять в каком значении вы употребили многозначные слова без предложения?

- Составьте предложения со своим словом, чтобы всем было понятно, в каком значении вы его употребили.

- Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

4. Физминутка «Знаки препинания»

Точка (кулачки упираются в бока),

тире (руки сложены как у ученика за партой),

вопросительный знак (сгорбиться и нахмуриться),

 восклицательный знак (руки вытянуть вверх, улыбнуться).

- Какие из этих слов многозначные? Докажите. (Дети выполняют упражнение, затем комментируют. Точка – пунктуационный знак, предел одного состояния и переход в другое – точка кипения;)

5. Работа с синонимами.

- Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. А что особенно обогащает нашу речь? (чтение книг)

- Давайте будем развивать свою речь, обогащать ее новыми словами, а на помощь к нам придут словари. Словарь очень нужная и полезная книга. Почти у каждого из вас есть дома словарь. Мы это видим на нашей выставке словарей, которые вы принесли из дома. Многие из этих словарей есть в нашей библиотеке. А на блоге нашего класса вы можете познакомиться с электронными словарями.

Словарей огромное множество это и….. А вот один из словарей о себе мог рассказать так: «Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. В моём словаре слова расположены рядами».

 - Что такое синонимы?

- У вас на столах словарь синонимов для школьников. Он несколько отличается от словаря синонимов, созданного для взрослых. Здесь слова расположены синонимическими рядами. Слайд…

- А сейчас сыграем в игру «Мои Друзья» (инструмент ОТСМ – ТРИЗ)

 - Мои друзья, синонимы к слову…

1 группа – метель

2 группа – богатство

3 группа – жилище

4 группа – простор

(Ребята в словаре синонимом находят нужные слова, потом их озвучивают)

- Обратите внимание, словами синонимами могут быть слова одной части речи. А слово бедность является синонимом к слову богатство?

- Как называются такие слова?

- Что такое антонимы?

6. Работа с антонимами.

В словарь школьника включён не только словарь синонимов, но и антонимов. Возьмите белый конверт. Достаньте задание. Вы сегодня уже работали с копилками. А сейчас вы создадите свою копилку, копилку антонимов. (инструмент ОТСМ – ТРИЗ)

Предлагаю вам поработать с пословицами. Достаньте из белого конверта задание. Найдите антонимы в пословицах и запишите их парами.

1-2 группа.

Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

Ученье свет, а не ученье тьма.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

3 – 4 группа

Лето припасает – зима поедает.

Мир строит, а война разрушает.

- Давайте проверим, какие копилки антонимов вы собрали.

7. Итог.

- О какой части речи мы говорили?

- Какую роль играют существительные в речи?

- Какие слова находили среди имен существительных?

8. Рефлексия.

- Давайте обсудим, что узнали, и как работали. Сейчас каждый оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. По очереди высказываетесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

* сегодня я узнал…

* на уроке мне особенно понравилось..

* теперь я могу…

* я понял, что …

- Оцените работу своей группы одним словом.

9. Домашнее задание.

Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.

Одно – наиболее трудное, исследовательское. Ребятам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их  количество в заданном  тексте и сделать вывод. (В тексте почти все слова многозначные)

Второе задание среднего уровня. Нужно найти 3 многозначных слова, выяснить их значения в толковом словаре, придумать столько предложений, сколько значений у слова.

Третье задание. Составить предложения с данными словосочетаниями.

Упражнения для домашнего задания.

Упражнение 1.

Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.

  Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

           

                                                                                                    (М.Жилин)

Упражнение 3.

 Составь предложения, используя словосочетания.

серебряный колокольчик – лиловый колокольчик

острый нож – острое слово

море впечатлений – бескрайнее синее море