Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Губина Елена Михайловна

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.

Дети овладеют первичными навыками использования словарей для извлечения информации,приемами выборочного и изучающего чтения,анализа и сопоставления информации из разных источников.

Ученики  научатся читать словарную  статью,анализировать ее, определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.

Ребята будут развивать умения  точно и образно выражать свои мысли, обогащать словарный свой  запас,  используя  в  своей речи слова- синонимы, антонимы, многозначные слова.

Дети будут развивать умения   работать в группе, в паре постоянного состава.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ГБОУ «Школа 2100»        Дата 25.11.2015          Учитель: Губина Елена Михайловна          

 Класс 4 «Г»    Предмет : «Русский язык»    

Тема: Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

             Знакомство с разными видами словарей, работа со  словарями, чтение словарных статей.      

Автор учебника: Р.Н,Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Тип урока:  Урок развития умений и навыков.

Цели урока:

1)Расширение представлений обучающихся о значении слова.

2)Овладение первичными навыками использования словарей для извлечения информации, приемами выборочного и и изучающего чтения, анализа и сопоставления информации из разных источников.

3) Развитие умений работать со словарными статьями из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов.

иностранных слов, анализировать их, определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.

4) Развитие умения  точно и образно выражать свои мысли, обогащение словарного  запаса детей,  использование  в  своей речи слов- синонимов, антонимов, многозначных слов.

5)Развитие умения работать в группе, в паре постоянного состава.

Этапы урока                      № слайда

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι.Организационный      слайд № 1

момент.

Ι. Актуализация            слайд №2

 знаний.

                                         слайд №3

                                         

                                           слайд № 4

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы дорогие гости ,

Захотели вновь прийти.

-Какую тему мы изучаем? (Имя существительное)

-О чем говорили на прошлом уроке?

-Что обозначают имена существительные и на какие вопросы отвечают?

-Назовите постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

-Какова роль существительных в предложении ?

-Какова их роль в речи?

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Чистописание с грамматическим заданием.

Нн// ннн// но//

     

 jнjоjяj бj рjьj  

     

  Земля остыла, улетели птицы,

  Закончился в природе листопад.

  Колючим холодом и первым белым снегом

  Ноябрь укрывает голый сад.

-Какое слово зашифровано, отгадайте его, запишите, придумайте

 запишите одно однокоренное  и одно неоднокоренное слово.

-Объясните их написание, обозначатьте орфограммы.

-Какое слово лишнее из этих трех и почему?

-Докажите свою точку зрения.

-Чем надо воспользоваться ,чтобы проверить написание слова «ноябрь»-?

(словарем)

-Читаете ли вы словари?

-Обозначьте знаки препинания в предложении.

Синтаксический разбор 2-ого  предложения.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II.Прогнозирование

 темы и цели урока.

Формулирование

проблемы

                                               слайд №5

 

– Прочитайте текст в упр. 109.

Вывод: Какова его главная мысль?

(«Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю».)

– Как она выражена: прямо или читается между строк?

Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. (Словари.)

– Какие вы знаете словари?

– Что можно узнать из словарей? (Предположения детей.)

Проверим ваши предположения в конце урока.

.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ι Ι Ι .Развитие

учебно-языковых      

и речевых умений.

                                             слайд №6

                                            слайд №7

                                             слайд № 8

ΙV.                                  слайд №9

Физминутка.

Ι Ι Ι .Развитие

учебно-языковых        слайд № 10

и речевых умений.

                                         слайд №11

                                         слайд № 12

                                     

 

V Рефлексия.

                                         слайд №13

VI. Итог урока.          слайд №14

  1. 4  5  6  1  3

1. Работа по учебнику.

Упр. 109.

– Найдите предложения, соответствующие схемам.

– Прочитайте 2-й абзац. О чём говорят знаки в конце предложений?

– Как называются такие предложения?

2. Игра «Узнай словарь».

– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.

1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь.)

2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.)

3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.)

4) С моей помощью вы можете узнать о значении иностранных слов. (Словарь иностранных слов.)

Умеете ли вы работать со словарём? Всю ли информацию вычитываете?

– В каком словаре можно узнать о многозначности слова?(В толковом)

– Назовите многозначные существительные.

-Ребята, существуют и другие словари- орфографические, словари фразеологизмов, энциклопедические, этимологические.

Но мы  сегодня будем говорить о словаре толковом,словаре синонимов ,антонимов, иностранных слов.

3. Работа  в группах ( 4-е группы детей)

а) Работа  по карточкам .Игра :« Заполни пустое место!»

   - Прочитайте статью про словарь из Википедии

   и выпишите принцип построения словаря  и характерные    особенности данного вида словаря.

- Объясните свое мнение

- Как строится словарная статья?

-В каком случае вы обратитесь к этому словарю?

-Чем отличаются словари по построению?

б)Работа в парах, презентация своего ответа.

  1 группа:

Определите из какого словаря статья и докажите свое мнение.

Карточка №1:

ЖИЛИЩЕ, дом, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, крыша (над головой); жильё (разг.); кров (уст.); кровля (уст.) /неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг.) /тёмное, тесное: нора (разг.)

2группа:

Карточка №2:

ЖИЛИЩЕ, -а ср. Помещение для жилья. Благоустройство жилищ.

3 группа

Карточка №3:

ДРУГ – ВРАГ

Преданный друг – злейший враг. Виноват ли я, нет ли, пусть теперь об этом судят друзья и враги(В.Каверин» Два капитана»)

Почему же друзья живут так  мало. И так долго здравствуют враги?

(ССмирнов «Почему?»)

4 группа

Карточка №4:

Комплемент - (с фр.языка) – похвала, лестные, приятные слова

                   

Музыкальная физминутка.

(Дети совершают танцевальные движения под «Макарену»)

а)Работа с толковым словарем.

 Упр. 110

-В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове «гроза»

-Что могут обозначать числа 1 и2 в словарной статье?

-В каком значении может употребляться это существительное?

-Прочитайте предложения .В каком значении в них употреблено

слово «гроза»? Как вы это определили?

-Составьте и запишите два предложения  с опорой на репродукции картин,где бы слово «гроза» употреблялось в прямом и переносном смысле:

чтобы слово гроза обозначало атмосферное явление, и в переносном значении, чтобы слово гроза употреблялось в значении чего- нибудь внушающего страх.

(Летом была сильная гроза. Пираты- гроза морей)

Задание: Найдите в толковом словаре имена существительные, у которых не одно ,а несколько значений. --Назовите их, устно составьте с ними предложения.

-Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

-Какой вывод вы можете сделать?

-Какие слова называются многозначными?

Вывод: имена существительные употребляются в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно,а несколько значений.Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Все значения многозначного слова чем то похожи, имеют что то общее.

б) Работа со словарём синонимов.

– Что такое синонимы?

– Приведите примеры синонимов.

.

 Упражнение № 113.

-Прочитайте отрывок из повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

С помощью каких слов автор передает гнев отца? В чем особенность

Этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу?

-Найдите, назовите и выпишите слова –синонимы.

- Какие слова называются синонимами?

Вывод: синонимы –это слова одной и той же части речи,

отвечающие на один и тот же вопрос,близкие по значению.

-Какую роль в речи имеют существительные синонимы?

(Гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун) 

В каком значении употребляются эти –слова-синонимы?

(Эти слова употребляются в переносном значении.)

в) Работа со словарём антонимов.

-Выпишите антонимы –парами из пословиц.

Ученье свет,а неученье тьма.

Какого начало, таков и конец.

Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

-Игра: «Подбери слово».

Я называю слово,а ученики 1-ой и 3-ей группы придумывают

к нему синоним, а ученики 2-ой и 4-ой группы придумывают –антоним.

Родина- отчизна,отечество- чужбина.

Смелость-отвага, храбрость- трусость.

Доброта-добродушие, добросердечность, благодушие- злость

Загадка -шарада, ребус-отгадка.

-Какие слова называются антонимами?

Вывод: антонимами называются слова, противоположенные по смыслу, являющиеся одной и той же частью речи, отвечающие на один и тот же вопрос.

 -Оцените свою работу  и работу членов вашей                                                                                      

 группы с помощью сигнальных карточек: если вы были

 активны на уроке: выразительно читали ,правильно отвечали  на  вопросы и вам все было понятно- поднимите зеленую карточку с улыбающимся смайликом,если вы проявили  среднюю степень активности и было немного непонятно -поднимите желтую карточку с майликом, а если вы были мало активны и многое было непонятно –поднимите красную карточку с грустным смайликом.

   А теперь  ваши впечатления   от урока определим  с помощью волшебного листка клена  Раскрасьте те лепестки цветка нужным цветом, которые

соответствуют вашему  впечатлению от сегодняшнего  урока. (На   листе клена  надписи: «Мне было       трудно», «Мне было легко»,« Мне было интересно»,«Эти знания  мне пригодятся в жизни, «   Я узнал много нового», «Мне было все понятно», « Мне было скучно».)  

 

 -Чем интересен был сегодняшний урок?

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

-Что нового узнали?

-Что вас удивило?

-Что у вас получилось лучше?

-В чем испытали трудность?

-Какое задание оказалось для вас легким
                                        (трудным)?

 -Где полученные знания пригодятся в жизни?

-Когда человек обращается к словарям?

-Что можно узнать из разных словарей об именах существительных?

-что нового узнали вы?

- Могут ли одни и те же  имена существительные встречаться в разных словарях? Приведите примеры.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V11 Домашнее              слайд № 15

задание

-

Упр. 115-творческое задание.

 Записать текст о роли имен существительных в речи.

Всем спасибо за урок.

Вот уже звенит звонок!

Встаньте, подровняйтесь,

Со всеми попрощайтесть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"

Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....

Роль имён существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Цель урока: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начал...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Конспект урока по русскому языку "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы."

Урок направлен на расширение представлений учащися 4 класса о значении слова, формирование навыков работы  со словарной статьей, развитие умения использовать в своей речи синонимы, антонимы, мног...