Конроль техники чтения по ФГОС.
статья (чтение) по теме

Исаева Елена Петровна

ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ (1-4 КЛАССЫ).ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проверка техники чтения.108 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

В курсе чтения начальной школы проводится проверка техника чтения и понимания прочитанного (в конце I полугодия и в конце учебного года или чаще — при необходимости), а также тематические проверочные работы — после изучения (чтения) каждой темы.

Тематические работы проверяют знание писателей, названий и героев их произведений, владение элементарными теоретико-литературными понятиями, которые вводились или использовались в ходе чтения раздела; умение узнать произведение по его героям, ключевым словам или плану текста, по описанию природы; умение узнать героя по его портрету и т.д.

1-й класс

Проверка техники чтения проводится три раза в ходе работы по курсу обучения грамоте.

2-й класс

1. Тематический контроль (проводится после

2. Проверка умений и навыков чтения в конце

учебного года

Задача уроков чтения в начальной школе — подготовить ребенка, умеющего читать и читающего. Умение читать, как известно, складывается из владения техникой чтения вслух и про себя и системой приемов понимания прочитанного. Поэтому в конце учебного года учителю нужно проверить:

1) как читают дети вслух незнакомый текст и понимают прочитанное;

2) в каком темпе читают дети незнакомый текст про себя, как они умеют осмысливать его содержание по ходу чтения и после чтения, самостоятельно анализировать текст;

3) как дети умеют выразительно читать вслух самостоятельно подготовленный текст.

Такую проверку целесообразно проводить в три этапа на трех разных текстах.

Хотелось бы обратить внимание учителей и завучей на то, что проверка должна проходить в спокойной, доброжелательной обстановке, дети не должны видеть ни секундомера, ни песочных часов. Лучше вообще не подчеркивать, что сейчас их будут проверять. Наша задача - не устраивать экзамен, а получить объективные данные, которые помогут спланировать работу в следующем учебном году, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Покажем, как можно провести проверку умений и навыков чтения в конце 2-го класса.

1. Чтение вслух и понимание незнакомого текста.

Для проверки предлагается текст из главы 1 книги «Винни-Пух и все-все-все» в пересказе Бориса Заходера.

Проверка производится индивидуально.

---

Ну вот, перед вами Винни-Пух.

Это необыкновенное имя подарил ему Кристофер Робин. Надо вам сказать, что когда-то Кристофер Робин был знаком с одним лебедем на пруду, которого он звал Пухом. Для лебедя это было очень подходящее имя. Лебедь потом куда-то делся, а имя осталось, и Кристофер Робин решил отдать его своему медвежонку, чтобы оно не пропадало зря.

А Винни — так звали самую лучшую самую добрую медведиху в зоологическом саду, которую очень-очень любил Кристофер Робин. А она очень- очень любила его.

Словом, мишку теперь зовут Винни-Пух, и вы знаете почему.

Вопросы:

1. Кого раньше звали Пухом?

2. А кто это Винни?

3. Какой была медведица?

4. Почему имя Винни-Пух — необыкновенное?

5. Перечисли героев этого отрывка.

6. Как бы ты его озаглавил?

Техника чтения вслух незнакомого текста

Фамилия, имя ученика

Кол-во слов в мин.

Способ чтения

Правильность

Осмысленность

2. Чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста.

Проверка проводится по группам или у всего класса.

В. Сутеев

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь! — и так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок - ореховую скорлупку

Муравей соломинку притащил.

А Жучок — веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!

Детям предлагается текст и лист с вопросами и заданиями по тексту. Перед началом чтения учитель напоминает, что нужно внимательно прочитать фамилию автора, заглавие, подумать над смыслом заглавия и предположить, о чем будет текст, а после чтения еще раз вернуться к заглавию.

Дети начинают читать про себя. Через одну минуту учитель просит отметить в тексте, до какого места дочитал каждый, затем дети продолжают читать. После чтения дети выполняют задания на листах.

Задание 1. Подчеркни героев этого произведения.

Ответ: Лягушонок, Кузнечик, Цыпленок, Мышонок, Бабочка, Муравей и Жучок.

Задание 2. Где происходят события? Подчеркни.

Ответ: 1. На реке. 2. В лесу. 3. На море.

Задание 3. Какое произведение ты прочитал? Подчеркни.

Ответ: 1. Былину 2. Сказку. 3. Рассказ.

Задание 4. О чем это произведение (какова его тема)? Подчеркни.

Ответ: 1. О кораблике. 2. О дружбе. 3. О путешествии.

Задание 5. Какую самую главную мысль автор не высказал прямо, а спрятал между строк? Подчеркни.

Ответ: 1. Как весело отдыхать вместе.

   2. Нельзя бросать друзей в беде.

   3. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Задание 6. Нарисуй кораблик.

3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).

Проверка проводится по группам.

Г. Цыферов

Капля в море

Кто плачет? Маленькие мальчики и девочки. Плачут деревья о прошедшем дождике. Но знаешь, кто больше всех плачет? Морская черепаха. Она была большой-большой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап...

Укатилось солнышко в море — черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды — снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили ее в синее море. Потом узнали: обманула она нас... Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению текста так, как они это делали на уроках: поработать с текстом до чтения, во время чтения и после чтения, понять содержание и смысл текста, по думать о героях, о настроении, о том, какие мысли, чувства и настроение нужно передать с помощью интонации, как это сделать (обозначить паузы, подчеркнуть слова, на которые падает логическое ударение, определить темп чтения, тон).

После выразительного чтения текста можно задать вопросы:

1. Какую мысль автор спрятал между строк?

2. Какое настроение ты старался передать при чтении?

3. Какие чувства рассказчика и черепахи ты старался передать?

Аналогично можно провести проверку умений и навыков подготовленного выразительного чтения стихотворного текста.

Юнна Мориц

Идет Весна по городу!

Динь! дон!                                        Вот и получается,

Динь! дон!                                        Что не помещается

Это что за нежный звон?                        На одной странице

Это чей пушистый луч                        Улыбка необъятная, —

Так щекочет из-за туч,                        До чего приятная!

Заставляя малышей                                Вот такой длины,

Улыбаться до ушей?                                Вот такой ширины!

Это чья же теплота,                                А по какому поводу?

Чья такая доброта                                        Идет Весна

Заставляет улыбаться                                По городу!

Зайца, курицу, кота?                                Весна Мартовна Подснежникова,

И по какому поводу?                        Весна Апрелевна Скворешникова,

Идет Весна                                Весна Маевна Черешникова!

По городу!

3-й класс

1. Тематический контроль

После чтения каждого из разделов учебника выполняются проверочные работы.

2. Проверка умений и навыков чтения

1. Чтение вслух и понимание незнакомого текста.

Предлагается текст из книги Спиридона Вангели в переводе Ю. Коваля «Панталония — страна чудаков» («Мурзилка», № 10, 1990 г., с. 33).

Проверка проводится индивидуально.

Певец и его крылья

Был будний день. В сарае стучал молоток, буль-буль-буль-кал на плите пузатый горшок, а дым из дымохода не спеша направлялся прямо в небо.

В этот день у маленькой невзрачной птички, которая свила себе гнездо на дереве у окна, из яйца вылупился птенец. Обрадовалась птица и начала петь, да так, что молоток замолчал, а хозяин вышел из сарая, и горшок перестал булькать, и в окне показалась голова хозяйки. Даже дым, казалось, уже не спешил в небо, а остановился над домом и прислушался.

Удивленные, замерли соседи. Один — с пустым ведром, за водой не дошел, другой с ложкой в руке — он как раз обедал, да так и застыл, не донес ложку до рта.

Голос у соловья, как серебряный колокольчик. Послушаешь его — и хорошо становится на душе. Сосед, который с ложкой, в тот день вовсе позабыл про обед, а другой, что с ведром, взял да и натаскал воды всем соседям. Пузатый горшок сварил в этот день такую кашу что прохожие за воротами останавливались от одного ее запаха и слюнки глотали. А молоток в сарае сам принялся отстукивать веселую дробь, и колеса получались одно лучше другого. Даже дым выписывал в небе удивительные кренделя и баранки.

Вопросы и задания:

1) Чему обрадовалась птичка?

2) Как подействовала песня соловья на окружающих?

3) Какие необычные события произошли в этот день? Почему?

4) Определи жанр произведения.

2. Чтение про себя, понимание и анализ незнакомого текста.

Детям предлагается текст и лист с заданиями по тексту.

Перед началом чтения учитель напоминает, что с текстом надо поработать до чтения, затем прочитать про себя.

Через одну минуту после начала чтения про себя учитель просит отметить в тексте, до какого места дочитал каждый, затем дети продолжают чтение.

После чтения дети выполняют задания на листах.

Ю. Коваль

Над сырым полем, в том месте, где особенно много весенних луж, весь день с криком летают чибисы.

Они яростно машут широкими крыльями, ныряют в воздухе вправо, влево, кувыркаются. Кажется, что сильный ветер мешает им лететь.

Но нет в поле ветра. Светит солнце, отражается в гладких сверкающих лужах.

У чибиса необыкновенный полет, игривый. Чибис играет, плещется в воздухе, как плещутся ребята в реке.

Когда чибис садится на землю, сразу и не поверишь, что это та же са мая птица, которая только что кувыркалась над лужами, валяла дурака. Сидящий чибис строг и красив, и совсем неожиданным кажется легкомысленный хохолок у него на голове.

Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу.

Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все время кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Задания после чтения.

1. Где происходит действие? Подчеркни.

а) На реке.

б) В лесу.

в) На заливном поле.

2. Как бы ты озаглавил текст?



3. Определи жанр этого произведения. Подчеркни.

а) Повесть.

б) Рассказ.

в) Сказка.

г) Пьеса.

4. Раздели текст на три части. Озаглавь их.

1) ___________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________________

5. Какими словами ты бы мог охарактеризовать чибисов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Сформулируй главную мысль текста.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Объясни значения выражений:

Яростно машут _______________________________________________________________

Валять дурака ________________________________________________________________

Попасть в переплет ____________________________________________________________

3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).

Детям предлагается подготовиться к выразительному чтению так, как они это делали на уроках (поработать с текстом до начала чтения, во время чтения и после чтения), выбрать соответствующую интонацию, темп, тон, чтобы передать свое понимание текста.

После чтения детей учитель может задать вопросы на понимание.

Марк Шварц

Четыре ложки по справедливости

— Папа, ну можно теперь сгущенки? Я весь суп съел и второе тоже.

Женя поставил пустую тарелку перед папой.

— Свои две ложки ты честно заслужил! — папа полез в холодильник.

— Не две, а четыре! Две — за вчера и две — за сегодня. По справедливости!

— Ты не понимаешь, — подмигнул папа. — Две ложки с верхом, от души, - это больше четырех, если они строго по справедливости.

— Не больше! — Женя чуть не заплакал.

— Зря не веришь. Когда говорят «от души», «с уважением» или «как своему» — это значит: побольше, получше!

Папа поставил на стол два блюдца с золотыми веточками по краям.

— Я сейчас положу сюда две ложки, но от души, как своему. А в это блюдце — четыре. Но только по справедливости. И ты увидишь, что здорово прогадал!

Он зачерпнул полную большую ложку сгущенки и быстренько, пока она не пролилась, вылил в блюдце.

— Последний раз предлагаю две вот такие ложки. Не упрямься!

— Раз положено четыре, то и наливай четыре. Как положено.

Папа набрал вторую ложку до краев, так что две капли, не удержавшись, свалились на клеенку.

— А теперь гляди!

Папина ложка нырнула в банку и быстро вынырнула. То, что осталось в ложке, выглядело жалко. «Справедливость» еле доставала до краев.

— Выливай как следует, — приказал Женя, удерживая папину руку, пока не сползла последняя капля.

Справедливость должна была восторжествовать. В любой книжке про это сказано!

После третьей ложки белая лужица во втором блюдце почти достигла размеров той, что в первом. Папа озадаченно переводил взгляд с одного блюдца на другое.

— Четыре! — вопил Женя. — Четыре! По справедливости!

— Четыре... — задумчиво произнес папа.

Сгущенки получилось столько, что она залила все дно и даже затопила кончики золотых веточек. Первому блюдцу такое и не снилось!

Женя забрался на табуретку и потребовал ложку и хлеб.

До чего же вкусная вещь — сгущенка по справедливости!

Владимир Орлов

Четыре снега

Над землей                                Поворачивают птицы

Кружится плавно,                        В синем воздухе на юг:

Сверху падая на всех,                То ли это снег кружится,

Самый светлый,                        То ли это птичий пух?

Самый главный,

Самый первый зимний снег.        В чистом поле стало тише.

По утрам белеют крыши

А весною, а весной                        Мерзнут лужи во дворе,

Снег появится второй.                Окна в тонком серебре.

Он появится в садах,

Расцветая на ветвях.                        И опять кружится плавно,

Сверху падая на всех,

За весной                                Самый светлый,

Приходит лето,                        Самый главный,

Ярким солнышком                        Самый первый зимний снег.

Согрето.

Очень ждут его поля,

С тополей                                и сады, и тополя.

Летит пушок—                        Вся большая и родная,

Вот он третий                        Наша добрая земля.

Наш снежок.

Лес оделся в рыжий мех.

Где же наш

Четвертый снег?

4-й класс

I полугодие

Нормативный диапазон скорости чтения вслух в конце учебного года 80—90 слов, про себя — на 50 и более слов больше (от 100 до 140 слов).

1. Техника чтения вслух.

Предлагается отрывок из рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей».

Ворона сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу Она ждала, когда Петровна откроет форточку чтобы проветрить на ночь комнату и уведет Машу умываться.

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала:

— Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла!

Маша тоже всплескивала руками и вместе с Петровной начинала торопливо искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое. Ворона была скупая, сварливая. Она забивала клювом в щели ларька все свои богатства, чтобы их не разворовали воробьи.

Иной раз по ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет. Тогда ворона сердито каркала во сне, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Он уже давно слышал по ночам карканье из ларька и удивлялся.

Вопросы и задания:

1) дать характеристику вороне.

2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок: «Богатства вороны», «Ворона-разбойница», «Ворона и милиционер».

3) Ответить на вопросы:

— Где жила ворона?

— Как она забиралась в комнату?

— Кто покушался на богатства вороны?

Примечание. Вопросы и задания на выявление осознанности чтения — трехуровневые. Выполняя без помощи учителя первое задание, ученик получает «5». В случае затруднения он переходит к выполнению второго задания (на четыре балла). Если не может выполнить его самостоятельно, отвечает на вопросы под цифрой 3 и за правильные ответы может получить максимальную оценку «три».

2. Техника чтения про себя.

Предлагается отрывок из рассказа Анны Гедымин «Редкая птица»

Однажды моя лучшая подруга Ира призналась, что давно мечтает о какой-нибудь редкой птице. О говорящем попугае, например, или о розовом фламинго. Я согласилась, что завести такую птицу было бы очень здорово. Только вот редкие птицы нам с Ирой почему-то не попадались. Хотя обычных воробьев, голубей, ворон вокруг было немало. Как-то раз мы даже спасли жизнь воробью. Кошка уже держала его в зубах, когда мы на нее набросились. Убежать ей не удалось. Ира ловко схватила ее за хвост. Кошке не осталось ничего другого, как выпустить свою жертву. Воробышек упал на землю, как мертвый, он был весь потрепан и истерзан. Но сердечко у него билось. И мы решили его выходить.

Прибежав ко мне домой, мы промыли ранки на теле птички и перевязали их кусочками бинта.

— По-моему у него сломана лапка, — задумчиво сказала Ира.

— Какая? — удивилась я.

— Вот та. Нет, пожалуй, вот эта.

Недолго думая, мы наложили повязку еще и на лапку. Воробей слабо сопротивлялся, но он просто не понимал, что мы делаем, как лучше. Перебинтованную птичку мы поместили в коробку с ватой, накрошили хлеба, насыпали крупы, налили воды в кукольную чашку. И поставили коробку на подоконник.

— Не забывай почаще проветривать, — уходя обедать, наставляла меня Ира. Я приоткрыла окно.

день был выходной, за столом собралась вся наша семья — мама, папа и я. Я то и дело подбегала к коробке и смотрела, обедает ли воробей. Но нет, он только поглядывал на меня и не шевелился.

— Оставь его в покое, — посоветовала мама. — Он должен привыкнуть к новому месту.

Мы отвлеклись от нашего больного, — кажется, по телевизору показывали мультфильмы. Я особенно отвлеклась. И в этом была роковая ошибка.

— Воробей улетел! вдруг закричала мама.

Я бросилась к коробке – но было поздно.

Вопросы и задания:

1) Составить план.

2) Творческий пересказ «Что случится дальше?».

3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).

Предлагается отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович»).

— Идем заниматься, — сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах, Аркадий Иванович раскрыл задачник.

— Ну-с, — сказал он бодро, — на чем остановились? — И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна...» — прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна: купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

— Ну, что ты думаешь, Никита? — спросил Аркадий Иванович. — Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска вошли в стену, завернулись пылью...

Аркадий Иванович сказал: Ай-ай! — и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щелкали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Предлагается стихотворение Ояра Вациетиса «Подснежник».

Там, где сосны не проснулись,

Где в сугробах спит валежник,

Нынче утром народился

Голубой зверек — подснежник.

Он глядит на нас, моргая,

Говорить пока не может,

Он еще совсем малютка,

Им и день пока не прожит.

Он разгреб песок холодный

Корешком своим, как лапой.

Он меня считает мамой,

А тебя считает папой.

II полугодие

1. Техника чтения вслух.

Предлагается отрывок из рассказа В. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Стрижонок Скрип подрос. У него появились верья, ему все время хоте лось есть. Иногда ему удавалось отобрать у брата или сестры мошку, и тог да они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А еще ему хотелось выползти из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветреные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, тем больше и ярче делался свет.

Боязно!

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз, перебирая короткими лапками. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы, но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла вглубь норки и раз-раз клювом по голове.

Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха волнуется. Конечно, откуда было Скрипу знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

Вопросы и задания:

1) Озаглавь текст.

2) Какое предложение полнее отражает основное содержание текста: «Стрижонок Скрип подрос», «Мама-стрижиха рассердилась», «Скрип был храбрый стрижонок».

3) Ответь на вопросы:

— Кто такой Скрип?

— Что хотелось стрижонку?

— Что он иногда отбирал у брата и сестренки?

2. Техника чтения про себя.

Предлагается отрывок из рассказа Н. Носова «Когда мы смеемся».

Однажды я решил сделать для воробьев сюрприз, то есть неожиданный подарок.

Надел шапку, пальто, вышел в палисадник и принялся натыкать на сучья дерева кусочки хлебного мякиша.

«Вот, Думаю, — воробьи обрадуются!»

Вернулся домой и жду. Целый час, должно быть, в окошко пялился — и хоть бы один воробей!

«Что ж это? — думаю. — Неужели не видят?»

Вдруг откуда-то сверху слетает какой-то странный растрепанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок взъерошенный, на спине одно перышко сломано и торчит кверху.

«Что это, - думаю. — за Степка-растрепка прилетел к нам? Я такого еще не видел. Наверное удрал от кошки, которая хотела его поймать, или подрался с кем-нибудь».

А Степка-растрепка между тем сидит на ветке и даже внимания не обращает на хлебный мякиш. Потом случайно взглянул на него искоса, заморгал испуганно глазками. Нижняя челюсть у него отвисла, лапы разжались сами собой, и Степка свалился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно встрепенулся, замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, куда-то по косой линии через улицу.

Я так расхохотался: понял, что этот дурашливый воробей просто-на-просто испугался торчащего на суку хлебного мякиша. Он видимо, не заметил других кусков, которые были насажены вокруг, и сел по привычке на ветку. А потом увидел, что рядом с ним сидит что-то непонятное, странное, и так оторопел от испуга, что свалился с дерева. Ему ведь никогда раньше не приходилось видеть, чтобы на деревьях куски хлеба росли.

Остальные, более осмотрительные воробьи, видно, сразу заметили на дереве что-то странное, непривычное и не решались садиться на ветки. Наверное, они даже не догадались, что это хлебный мякиш. Воробьи — пичужки хотя и маленькие, но очень осторожные, и все непонятное пугает их.

Вопросы и задания:

1) Составить цитатный план.

2) Выборочный пересказ «Степка-растрепка».

4. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).

Предлагается отрывок из повести С. Ласкина «Саня Дырочкин — человек общественный».

Солнечные дни нам только в окошко удается увидеть. А уже середина марта!

Прибежишь домой после уроков, поешь, выскочишь с Мотькой, моей собакой, на улицу — час назад все искрилось, сверкало, таяло! — а к четырем почти сумерки. Весна будто бы снова решила к зиме повернуться. Холодно. Люди идут с работы мрачные, шапки нахлобучены, зарываются носами в воротники, у газет не останавливаются — каждому хочется скорее в тепло.

В школе мы с Севкой Байкиным друг за другом сидим, на той колонке, что ближе к окну. Севка — впереди с Люськой Удаловой, я — сзади с Машкой Шистиковой.

Расположение наше особенно для Севки неудобно. И в первую очередь потому, что Байкин обожает спорить по всякому поводу и без причины. А если ты спросишь, то нужно оборачиваться. Вот и получается: «Байкин, не крутись!», «Байкин, не вертись!», «Байкин, не разговаривай!».

Чтобы не подвергаться лишней опасности, мы с ним в эти дни бессловесную игру придумали: пялиться, кто сколько выдержит, на раскаленное солнце.

Байкин тут же расхвастался:

— Да я пол-урока смогу, не моргая! Давай спорить?!

Конечно, спорить я не стал, но про себя подумал: пусть он хоть минутку выдержит.

Как только утреннее солнышко выглянуло, я Севку в спину толкнул: начинаем!

И тоже уставился.

Досчитали мысленно до двадцати пяти, и тут Галина Ивановна меня вызывает.

— Дырочкин! Образуй дательный падеж от существительного сосулька. От неожиданности я понять ничего не мог. И конечно, из—за солнечного удара образовал предложный.

Все стали смеяться — умных у нас полно. Им невдомек, что я в тот момент под влиянием солнца мог от сосульки — сосиску образовать.

Предлагается стихотворение Н. Рубцова «Хлеб».

Положил в котомку сыр, печенье.

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял.

— Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль! —

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед.

Так сказала:

- Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несет...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативы техники чтения по ФГОС

Нормативы  техники  чтения  в  начальной  школе по  ФГОС...

«Совершенствование навыка техники чтения у учащихся в условиях реализации ФГОС»

Движение за качественное обновление школы приобретает все более широкий характер. Школа работает над проблемами умений и навыков учащихся, а также сохранения и укрепления здоровья. Осознание новых цел...

Оценивание техники чтения по ФГОС

Умение читать – одно из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Нормы техники чтения по ФГОС

Техника чтенияЧто  понимают под техникой чтения?Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:   1) смысловую – понимание, осознание содержания...

Нормы техники чтения по ФГОС

Нормы техники чтения по ФГОС...

Нормативы по проверке техники чтения по ФГОС в начальной школе.

Нормативы по проверке техники чтения по ФГОС в начальной школе....

Нормативы по проверки техники чтения по ФГОС

Нормативы по проверке техники чтения по ФГОС...