«Совершенствование навыка техники чтения у учащихся в условиях реализации ФГОС»
статья по чтению на тему

Сайгашкина Марина Алксандровна

Движение за качественное обновление школы приобретает все более широкий характер. Школа работает над проблемами умений и навыков учащихся, а также сохранения и укрепления здоровья. Осознание новых целей и задач образования приводит к необходимости освоения нового подхода к построению образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения УУД

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий.

То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения. (по слайду)

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, является отражением социального заказа семьи, общества и государства и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Введение новых стандартов направлено на решение проблем в российском образовании. Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: ο в умении работать с информацией; ο в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; ο в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий. ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальность УУД в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
  • Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Лежащий в основе ФГОС системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

  • представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
  • на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
  • выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Системно-деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Более подробно я остановлюсь на формировании  коммуникативных УУД. В сфере коммуникативных УУД учащиеся учатся учитывать мнение и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

На занятиях «Великолепный логик» я с первого класса начинаю отрабатывать работу в группах, так как в паре  работать уже получается с третьего, четвертого занятия. Деление на группы происходит самым разнообразным способами: выбор геометрических фигур ( те кто выбрали круг - это одна группа, прямоугольники – это другая группа и т.п.) ; выбор цветов у радуги; выбор полосок по длине; по счету со словами – арбуз, апельсин , ананас, абрикос и т. д. В группах  распределением обязанностей учащиеся занимаются самостоятельно, ребята сами договариваются  кто за какой вид работы будет отвечать. После того, как произошло распределение обязанностей, учащиеся выполняют работу, после выполнения задания  каждая группа представляет свою работу отдельно на выставке работ, затем происходит рефлексия, каждый ребенок высказывает свое мнение.

Очень часто на занятиях я использую вид работы «Игра по выбранным правилам». Учащиеся выбирают или сами предлагают игру и устанавливают правила, голосованием дети принимают данные правила. Например, ребята составляют математическую сказку про геометрические фигуры. Они выбирают писателей, корректоров, ведущего данного проекта, проговаривают правила работы в группах и начинают работать.

Следующий вид работы, который я использую на уроках - это коллективная творческая работа. Ребята, рассаживаются в форме круга. Правая сторона круга показывает логические ребусы, а левая сторона пытается их отгадать, а потом происходит наоборот.

Следующий вид работы – это решение логических задач практическим путем. Группа учащихся сами составляют лабиринты из фигур, а те дети, которые имеют инструкции к выполнению задания, будут проверять выполнения задания.

Также на своих занятиях я использую вид работы «Выбор недостающих данных». Это работа и изографами, то есть слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. В процессе выполнения таких упражнений учащиеся учатся выполнять простые виды анализа и синтеза, договариваться друг с другом, уважать мнение каждого.

 В процессе выполнения  таких  заданий  и упражнений ребята учатся выполнять простые виды анализа и синтеза, договариваться друг с другом, уважать мнение другого. достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод его в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Это когда:

1. учитель знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
  • сущность и виды универсальных умений,
  • педагогические приемы и способы их формирования.

2. учитель умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования навыков техники чтения.

ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАВЫКОВ  ЧТЕНИЯ.             Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и раз...

Совершенствование навыков техники чтения для 1-2 классов.

Данный материал позваляет улучшить технику чтения и уменьшить количество ошибок на письме....

Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.

Приёмы работы по совершенствованию навыков техники чтения....

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....

Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.

Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения....

План совершенствования здоровьесберегащих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС

План совершенствования здоровьесберегащих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС...