Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».
статья по чтению на тему

Симонова Любовь Владимировна

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная)

школа – интернат VIII вида №7

2011/2012у.г.

Симонова Л. В.

ДОКЛАД

«Совершенствование навыков техники чтения учащихся вспомогательной школы».

Как показывают исследования, оптимальный темп чтения 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание смысла прочитанного. При понижении темпа чтения снижается и понимание смысла прочитанного. Скорость чтения является самым важным фактором, влияющим на успеваемость.

Лабораторией педагогической диагностики Донецкого госуниверситета была разработана система рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению. Донецкими учителями были отобраны восемь рекомендаций, которые могут работать в любых условиях. Важна не длительность, а частота тренировок. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает, то, появляясь, то исчезая. Поэтому если мы хотим помочь детям довести какие-то навыки до автоматизма, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения. Следовательно, более эффективным является чтение не всего большего текста подряд, а с перерывами, во время которых дети могут ответить на вопросы, составить словесные картины и т.п.

Жужжащее чтение.

Это чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга. Любой урок (в т.ч. рисование и труд) начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Читая предположение из 6-8 слов, дочитав до третьего-четвёртого слова, ребёнок забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предположения. Необходима работа над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов. Мы проводим эти диктанты начиная с первого класса, постепенно усложняя текст и увеличивая его объём. Зрительный диктант проводится в начале урока русского языка и занимает 2-3 минуты. На доске записывается текст зрительного диктанта, это могут быть отдельные буквы, слоги, слова в 1 классе и предложения в 4, затем дети в течение нескольких секунд читают и запоминают текст, он закрывается и дети пишут по памяти. После записи текста с детьми проводится сравнение с текстом на доске (самопроверка).

Многократное чтение.

Проводится коллективно, в режиме жужжащего чтения. При этом необходимо учитывать, что скорость чтения у детей разная, поэтому ориентироваться следует не на равный по объёму отрывок, а на одинаковый промежуток времени.

Учитель предлагает детям в течение 1 минуты читать один и тот же отрывок в тексте. По истечении минуты, каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. Естественно, что во второй раз ребёнок прочитает уже больше. Увеличение темпа чтения стимулирует интерес ребёнка. Не рекомендуется читать один и тот же отрывок более 3-х раз.

Чтение в темпе скороговорки. Это упражнение направлено на развитие артикуляционного аппарата, требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Проводится в режиме жужжащего чтения.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Читается уже отработанная в предыдущем варианте часть теста с заданием читать выразительно, медленнее, чем при скороговорке. После того, как дети прочитали отработанную часть текста выразительно, учитель не останавливает их. «Разогнавшись» на отработанном тексте, дети некоторое время читают незнакомый текст в более высоком темпе. При постоянных упражнениях длительность чтения в повышенном темпе увеличивается.

Стимулирование учащихся.

Время от времени необходимо проводить проверку усвоенного, т.е. замерять скорость чтения. Результаты записываются в дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

урок чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

урок чтения в специальной коррекциооной школе VIII вида "Зимнее утро" А.С. Пушкин...

Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ...

Доклад "Особенности применения методики Мисаренко Г.Г на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида"

В докладе учитель делится опытом применения на уроках чтения методики Мисаренко Г.Г с целью улучшения техники чтения у учащихся, автоматизации навыков чтения....

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида...