Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

    Лашманова Елена Вячеславовна

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Б.Л. Пастернак "Золотая осень"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon b.l._pasternak_zolotaya_osen.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    урока литературного чтения,

    проведенного  в 4 «В» классе

    Лашмановой Еленой Вячеславовной

    Дата проведения: 04.04.08

    Подпись учителя ________

    Подпись методиста _______

    Отметка ________

    Тема урока: знакомство со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая осень»

    Задачи:

    Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром, познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.

    Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения. Развивать усидчивость.

    Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, совершенствовать культуру младшего школьника.

    Оборудование: наглядный материал в виде сундуков, драгоценностей, печатных карточек. Иллюстрации природы. Портрет поэта.

    Новые, ключевые слова:  чертог, просека, флигель, венец, каталог, стужа.

    Оформление доски:

    Этапы

    Содержание урока

    Примечание


    I этап

    орг. момент







    II этап

    повторение изученного





















































    III этап

    работа с заголовком


























    IV этап

    словарная работа
























    V этап

    первичный синтез



    VI этап

    Анализ








    VII этап

    вторичный синтез




    VIII этап выборочное чтение











    IX этап физминутка



















    VIII этап

    работа с карточками









    IX этап

    работа с тестом









    X этап подведение итогов


    Здравствуйте ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Елена Вячеславовна. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Книги у всех есть? Очень хорошо. Тогда приступим к уроку.

    У нас сегодня будет урок – путешествие по литературным жанрам и по одному из них, а по какому, вы узнаете чуть позже. Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки и соотнесите отгадки и иллюстрации.  

    Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила.


    Тает снежок, ожил лужок,
    День прибывает, когда это бывает?


    Я соткано из зноя,
    Несу тепло с собою,
    Я реки согреваю,
    "Купайтесь!" - приглашаю.
    И любите за это
    Вы все меня. Я - ...


    Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаюсь сосен и елочек. Я  - ...

    Молодцы. Итак, тема нашего урока – осень.

    На предыдущих уроках вы изучали разные жанры. Какие вы знаете жанры? Хорошо. Эти жанры являются ключевыми в литературоведении. На ключах название жанра, а на замках определения этих жанров.

    Ребята, кто может соотнести ключ с замком?

    Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Стихотворение - небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. Повесть - жанр повествовательной литературы; по характеру развития действия сложнее рассказа. Миф - сказание о жизни богов и героев.

    Пожалуйста, прочитайте определение каждого жанра. А какой же ключ остался последний?  О.Д.  Это не случайно. Мы сегодня будем изучать новое стихотворение.


    Ребята, но чтобы нам узнать его название, мы должны прочитать перевернутое название. Итак, что же у нас получилось? Прочитайте, пожалуйста. Хорошо, название стихотворения, с которым мы будем сегодня знакомится «Золотая осень».  Автор этого стихотворения Борис Леонидович Пастернак. Он родился в Москве, 10 февраля 1890 года. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, преподавал в Училище живописи. Мать – пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис Пастернак начал заниматься литературой в 22 года, успев попробовать свои силы в сочинении музыки, окончил Московский университет на философском факультете. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия. После перенесения инфаркта, поэт умер в 1960 году, в посёлке Переделкино, Московской области.


    Ребята, посмотрите на доску. На доске два сундука. В сундуках лежат драгоценности. В первом сундуке лежат драгоценности с цифрами. Вы берёте камушек, говорите цифру и я вам дам буквы, из которых нужно составить слово, а в другом – объяснение этих слов. Давайте узнаем новые слова и попробуем объяснить их.

    Чертог – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

    Просека – узкая полоса, прорубленная в лесу.

    Флигель – дом во дворе большого здания.

    Венец – то же, что венок.

    Каталог – список, исчисляющий какие – нибудь предметы.

    Стужа – холод, мороз.


    Итак, мы с вами познакомились с новыми словами, знаем их значение.

     А теперь знакомимся со стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень». Ребята, я вам прочту, а вы слушайте внимательно.

     Ребята, а сейчас попробуем ответить на вопросы.

    О чём стихотворение? (о золотой осени).

    С чем автор сравнивает осень? (со сказочным чертогом).

    Каким настроением проникнуто стихотворение?

    А сейчас вы прочитаете стихотворение. (Петя, прочитай первое четверостишие, … второе и т. д.).

    Молодцы ребята. Продолжим.

    Сейчас мы будем читать выборочно, отвечая на вопросы.

    Прочитайте, пожалуйста, с чем автор сравнивает осень? С чем сравнивает Пастернак  липы и берёзы?  Как автор описывает осень?  Прочитайте о том, как бушует лист древесный.  





    Молодцы. А сейчас немного отдохнём.  


    Физминутка.

    Вверх рука и вниз рука.

    Потянули их слегка.

    Быстро поменяли руки!

    Нам сегодня не до скуки.

    Приседание с хлопками:

    Вниз-хлопок и вверх – хлопок.

    Ноги, руки разминаем

    Точно знаем-будет прок.

    Крутим, вертим головой

    Разминаем шею. Стой!

    И на месте мы шагаем,

    Ноги выше поднимаем.

    Потянулись, растянулись

    Вверх и в стороны, вперед.

    И за парты все вернулись-

    Вновь урок у нас идет.

    Ребята, я вам сейчас раздам карточки. Возьмите их и вставьте вместо пропусков слова. Поможет вам ваш учебник. У меня три варианта карточек, на каждый ряд. Потом мы будем проверять. Итак, какие слова вставили в голубую карточку? В розовую? В фиолетовую? Молодцы.


    А сейчас мы поработаем с тестами. Я каждому раздам тест, а   вы попробуйте выполнить задания. Через некоторое время мы его проверим.  Все сделали? Тогда начнем проверять. Не нужно отвечать хором. У кого будет такой же ответ, как назовут, поднимаем руки.

     

    Итак, ребята. Урок наш подходит к концу и давайте подведем итоги. С каким стихотворением мы сегодня познакомились? Как зовут автора? О чём это стихотворение? Вам понравилось стихотворение?

    Спасибо за урок.









    На доске иллюстрации природы




























    На доске названия жанров и их определение






    Каждый жанр читают ученики (по одному)

















    «Яатолоз ьнесо»





    На доске портрет автора



















    На доске два сундука с драгоценностями









    После объяснения каждого слова, оно вывешивается на доске крупным шрифтом







    Чтение стихотворение наизусть


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 4 классе Б.Л. Пастернак "Золотая осень"

    Цель урока заключается в том, чтобы обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста, учить чувствовать и понимать язык поэтической речи....

    Урок литературного чтения в 4 классе Б. Л. Пастернак "Золотая осень"

    Б. Пастернак не писал для детей. Поэтому его произведения сложны для восприятия младшими школьниками. Данная методическая разработка покажет как "сложное" сделать интересным....

    Калдыклы бүлү. Бөтенләтә бүлү.

    Технологическая карта и презентация урока "Калдыклы бүлү. Бөтенләтә бүлү."  по математике для 4 класса....

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

    Планируемые результаты: Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;Метапредметные: Регулятивные – формулирование учебной зад...

    Б.Л.Пастернак "Золотая осень"

    Методическая разработка урока по литературному чтеню...