Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коршунова Валентина Геннадьевна

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё становится по-настоящему таинственным. Это время года, словно художник, раскрашивает природу в яркие цвета. Но есть у него и другая, менее красочная сторона, когда начинается сезон дождей. Многие считают это временем грусти и размышлений. Но этим период и прекрасен, ведь он даёт нам возможность насладиться жизнью и в то же время погружает в самих себя. И видеть эту красоту я хочу научить своих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_osen._urok_razvitiya_rechi._korshunova_v.g.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в природу “Осень, осень...”  

Цели деятельности учителя: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Планируемые результаты

Личностные: учить положительному отношению к учению, привить понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

  • Предметные: Развивать воображение и творческие способности детей;
  • учить их видеть красоту осени, восхищаться этой красотой, замечать осенние изменения в природе;
  • воспитывать чувство красивого через поэтическое восприятие осенней природы;
  • подготовить учащихся к письму сочинения «Осень, осень…»

Тип урока: урок развития речи

 

                                                    Ход экскурсии

Учитель:  

  Бродит осень по дорогам,

Ищет осень, где присесть,

Чтобы с грустью и тревогой

О себе оставить весть..

Дети, сегодня с вами мы пойдём в осенний лес.

- Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.

- Ребята что же меняется в лесу,  из которого уходит лето? (ответы детей)

- А что вы можете сказать о погоде? Изменилась ли она

Конечно же,  вы абсолютно правы, когда встречаются лето и осень в лесу,  мы можем наблюдать удивительную картину: березках шелестят рядом зеленые и желтые листочки, на рябинках - зеленые и розово-красные. На земле кое-где наблюдается просто необыкновенное буйство красок: здесь и красные листья княженики и коричневые стебельки грушанок, и зеленые листочки костяники, и бледно- желтая  кисличка, а еще рыже-коричневый папоротник, салатово-желтый хвощ. И погода уже не та, что раньше. Отдает нам лето последние теплые денечки, в народе их называют « бабье лето»   Именно на начало сентября приходится прекраснейшая пора года « бабье лето». Существует несколько версий происхождения этого названия. По одной из них, тонкие паутинки, летающие в это время по воздуху, напоминают женские волосы

Сентябрь - рябинник: рябина становится вкусной. По ее урожаю можно предсказывать погоду и на осень, и на зиму. Много рябины - к сырой осени и морозной зиме. На Руси рябина - особо почитаемое дерево, оно упоминается во множестве обрядов и заговоров, призванных спасти человека от болезней и порчи. Большим грехом было сломать рябину.

Сентябрь - золотой месяц осени, красивейшая пора года. Рубинами рдеют  ягоды калины и рябины. Черемуха пылает красно-вишневым пламенем.  Осины выделяются ярко- красной кроной. Задумчивые березы красуются в золотисто - желтом наряде.

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых.

Подольше б золото не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

 Осень властно вступила в свои права.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща, золотом одета!

II. Любование осенней природой 
Учитель: Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени. 
Дети подходят, берут с пенька осенние листья рябины, берёзы и любуются ими. 
– На что похожи осенние листочки? 
Дети. На желтые кораблики. 
– Последние послания лета и первые – осени. 
– Слезы осени. 
– Брошки осени. Она ими себе украсила платье. 
- А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? 

Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина,  В.Семенова,  А.Пушкина. 

Лес, точно терем расписной, 
Лиловый, золотой, багряный... 
– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”. 
– ...В багрец и золото одетые леса. 

Учитель: Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали. А теперь обратите внимание на особенности этого года. Подходят ли к осени этого года такие слова: 
Затерялась осень где-то. 
Уж кончается сентябрь. 
А теплом все дарит лето. 
Не спешит с дождем октябрь. 
III. Звуки осени

-  Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу берёзы, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали. 
Дети: Листья шуршат под ногами. 
– Листья опадают, как будто осень плачет. 
– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем. 
– Птицы тоскливо переговариваются. 
– Ветерок еле шелестит листвой. 
– Прошуршала мышка. 
– Солнышко тихо и ласково греет щеку... 
Учитель:. Какая музыка подходит под эту осень? 
Дети: Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс. 
Учитель: А какие инструменты могут озвучить осень? 
Дети: Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев. 
– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде. 
– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо. 
IV. Наброски плана сочинения 
Учитель: Посмотрите на осеннюю природу и набросайте на листочках в блокноте план. О чем бы вы написали в сочинении “Осень, осень...”? План, ребята, у каждого должен быть свой. Я вам дам условный план. 
Остальные строки пусть подскажет  ваше воображение и ваше видение осени. Можно представить план, как кадры фильма об осени. 
Условный план: 
1. Вот я любуюсь... 
2. У осени такие звуки... 
3. Я вижу осень... 
4. Я чувствую: мы с осенью близки... 
Ребята составляют план и попутно к каждому пункту плана записывают опорные слова. Выполняя это задание, они вспоминают описание осени у Аксакова. 
Затем дети зачитывают свой план, рассказывают о творческих находках. 
V. Спасибо, осень 
Учитель: За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо? 
Дети: За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада. 
Учитель: А чем вам в душе отзываются звуки осени? Ее краски, ее весточки? 
Дети говорят, что осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени и т.д. 
Затем дети собирают букеты из осенних листьев. 
VI. Домашнее задание 
Учитель: Во-первых, перечитайте стихи и попробуйте написать стихи про осень сами. Во-вторых, на основе сегодняшних наблюдений сделайте небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.

Сочинение ученика

Осень, осень…

       Мне кажется, наша северная Осень похожа на танцовщицу.  В конце августа, когда листья на деревьях только начинают желтеть, Осень - это маленькая девочка. Она впервые примеряет платье, в котором будет танцевать. Осень робкая и несмелая, её танец – вальс.

       Но вот девочка подросла. Скорее - это юная девушка. Наряд для неё придумала весёлая художница – Природа. Самые яркие краски на платье: красные, оранжевые, золотые, ярко- голубая шаль неба, серые туфельки из мха - красота! Осень собралась на карнавал!

   А в октябре Осень напоминает мне уставшую женщину. Она сняла свой красивый наряд и присела отдохнуть. Осени грустно, и только её лучший друг Дождь грустит вместе с ней. Он проливает холодные слёзы. Жаль, что она поссорилась с ветром, и он срывает последние листочки с её бального платья.

     Я люблю Осень, цветную и весёлую, серую и печальную. Было бы скучно, если бы не было осени!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Урок развития речи (УМК «Начальная школа XXI века, 3 класс) «Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Подготовила Асейкина Л.В.

      Развитие речи-одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Эффективным средством является изобразительное искусство. Рассматривание картин, беседа ...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"

Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....