Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
    Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

    Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.

    Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

                 2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие  познавательного интереса.

                3. Коррекция логического мышления.

                4. Воспитание любви к природе, наблюдательности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx38.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Колобушкина  Анжелика  Владимировна

    МОУ ГООШ отделение коррекционного обучения VIII вида. г.Калязин Тверская область.

    Учитель начальных классов      

    Урок развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

    Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.

    Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени.

                 2. Развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, развитие  познавательного интереса.

                3. Коррекция логического мышления.

                4. Воспитание любви к природе, наблюдательности.  

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Каждый день, всегда, везде.

    На занятиях, в труде.

    Смело, чётко говорим

    И тихонечко сидим.

    2. Изучение нового материала.

      - Ребята, сегодня  к нам пришли гости. Вы хотите узнать кто? Отгадайте загадку и узнаете.

    Пришла без красок

    И без кисти

    И перекрасила

    Все листья.

    Но не касаюсь сосен

    И елочек. Я... (осень).

    - Правильно. Но Осень пришла к нам не одна. Она привела с собой своего младшего брата   Кто из вас догадался, что это за брат? Отгадайте загадку и узнаете.  (Месяц – сентябрь.)

                             Загадка.

            Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

            И на южный край земли потянулись журавли.

            Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?  (Сентябрь.)

    - Молодцы. Как вы догадались? Младший брат Осени очень любит играть. Давайте поиграем в мяч. Я буду задавать вопрос и кидать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

    - Сколько времён года вы знаете?

    - Какие времена года вы знаете?

    - Какое сейчас время года?

    - Какой сейчас месяц?

    - Какой месяц был перед ним?

    - Какой месяц будет следующий?

    - Что выглядывает из-за туч?

    - Какого цвета листья осенью?

    - Какой ветер дует осенью?

    - Что делает дождь?

    - Что делают птицы?

    - Молодцы. Мы назвали признаки осени. Повторим их.

    3.Работа с демонстрационным материалом.

    Картинки:

    - Солнце.  (Солнце греет меньше).

    - Шапка,  куртка, сапоги.  (На улице становится холоднее).

    - Символы дня и ночи – чёрная длинная и короткая жёлтые полоски. ( День становится короче, ночь – длиннее.)

    - Зонт.  (Часто идут дожди).

    - Дерево. (Начали желтеть и опадать листья).

    - Птица. (Птицы улетают на юг).

    Повторение признаков осени по опорным картинкам по цепочке, затем одним учеником.

    Вывод: Осень только началась, в сентябре  ещё мало жёлтых листьев, ещё не очень холодно. Говорят, сентябрь – начало осени, или, по –другому, ранняя осень.

    Учащиеся несколько раз повторяют словосочетание «ранняя осень» хором и индивидуально.

    4.Работа с пословицами.

    Ребята «срывают» листочки с осеннего дерева. На листочках записаны пословицы:

    Сентябрь красно лето провожает, золотую осень встречает.

    Сентябрь птиц в дорогу торопит.

    В сентябре и лист на дереве не держится.

    Сентябрь яблоком пахнет, а октябрь капустой.

    В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

    Сентябрь – вечер года.

    Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое движениями).

    Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Деревцо все выше, выше.

     Ветер тише, тише, тише.

    5. Закрепление.

     - Ребята, осень пришла к нам не с пустыми руками, с подарками.

    Ученик читает стихотворение «Подарки осени» С.Прокофьева

    Вопросы и задания

    Какие плоды созревают в сентябре?

    Какие грибы растут в сентябрьском лесу?

    Отгадать загадки:

    Маленький, удаленький

    Сквозь землю прошел,

    Красную шапочку нашел. (Гриб)

    Маленький Иван,

    Костяной кафтан. (Орех)

    У одной матери

    Тысяча сыновей.

    Она каждому шапочку дала,

    А себе не взяла.

    (Дуб, желуди)

    Весной зеленела,

    Летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы. (Рябина)

    4. Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, желуди, орехи, грибы (корзину с грибами).

    Игра « Весёлые стихи» (Правильно – хлопаем, неправильно – топаем и объясняем).

    Под осень лист берёзовый

    Абсолютно  розовый. (Не  розовый, а жёлтый.)

                                                У сосны иголки,

    Короче, чем у ёлки. ( Не короче, а длиннее.)

    Осенью в стужу

    Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

                                                 Чтоб было осенью тепло,

                                                 Наденем на себя пальто. (Это правильно.)

    6. Рефлексия. Подведение итогов.

            

     - Нарисуйте солнышку такой ротик, какое у вас сейчас настроение.

    Используемая литература:

    1. И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва Ознакомление с окружающим миром. М.: «Мозаика - Синтез», 2007
    2. Т.Н. Ильюшина Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста, В.: «Издательство Учитель», 2011
    3. Л.Г. Селихова Ознакомление с природой и развитие речи. М.: «Мозаика - Синтез», 2006
    4. С.Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
    5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей, М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по предмету устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе по теме "Ель,сосна - хвойные растения"

    Цель данного урока направлена на исправление дефектов общего и речевого развития учащихся, их познавательной деятельности через формирование элементарных представлений и понятий, расширению и обогащен...

    Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида

    Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиесясами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев  и  отработке навыков устной речи. К уроку п...

    Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

    Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

    КТП по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

    Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...

    Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 специального (коррекционного) класса VIII вида

    Рабочая программа по  развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (4 класс)/ Пронова Л.А.Рабочая программа разработана на основе Программы специа...