Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость
план-конспект урока (4 класс)

Жанна Анатольевна Оконечникова

Конспект урока развития устной речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Тема урока: Животные осенью. Подготовка к зиме.

 

Цель урока: Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени.

 

Задачи урока:

Образовательные: Учить использовать в речи рассказы – описания. Формировать представления о взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навык самоконтроля в учебных ситуациях.

 

Коррекционно-развивающие: Развивать мышление, память, слуховое внимание, развивать общеучебные умения: наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать.

 

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

 

Оборудование: Компьютер, проектор, экран. Карта с изображением маршрута. Картинки с изображение животных. Плакат с изображением ежа и медведя.

У учащихся: календарь погоды, сигнальные карточки, рисунки (домашнее задание).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razvitiya_ustnoy_rechi_4_klass.docx11.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития устной речи

на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Тема урока: Животные осенью.  Подготовка к зиме.

Цель урока: Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования, об изменении в жизни животных в связи с приходом осени.

Задачи урока:

Образовательные: Учить использовать в речи рассказы – описания. Формировать представления о взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навык самоконтроля в учебных ситуациях.

Коррекционно-развивающие: Развивать мышление, память, слуховое внимание, развивать общеучебные умения: наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран. Карта с изображением маршрута. Картинки с изображение животных. Плакат с изображением ежа и медведя.

У учащихся: календарь погоды, сигнальные карточки, рисунки (домашнее задание).

Ход урока:

Организационный момент.

- Посмотрите всё ли готово к уроку. На парте лежит тетрадь по развитию речи, календарь погоды, пенал. Садитесь.

Сообщение темы и цели урока.

- Какое сейчас время года? По каким признакам вы это определили?

- Посмотрите на эти две картины и попробуйте угадать о чём сегодня будем говорить на уроке.

- Что видим на первой картине? Как, одним словом назвать первую картину? Что видим на второй картине? О чем же мы сегодня будем говорить  о  животных осенью. Мы поговорим о том, что делают  животные осенью, как готовятся к зиме.

- А для этого мы отправимся в путешествие. Я для вас разработала маршрут, по которому мы с вами совершим путешествие.  Давайте посмотрим где мы с вами сегодня побываем (Лес, луг, ферма, водоём)

Заполнение календаря погоды.

- Прежде чем отправиться в дорогу, посмотрим какая сегодня погода. Откройте календари погоды.

- Какое сегодня число? Посмотрите в окно. Сегодня ясно, пасмурно или облачно? Есть ли осадки? (учащиеся рисуют условные знаки)

- Какую одежду мы наденем в дорогу? Выберите. (Слайд: иллюстрации разной одежды)

Вы молодцы, быстро справились с заданием.

Проверка домашнего задания.

- Какое было домашнее задание? (Нарисовать лиственное и хвойное дерево осенью)

Учитель прикрепляет на доску рисунки детей.

- Вот такой у нас получился лес. Можем отправляться в путь. (Слайд)

- Как выглядит лес осенью? (Учащиеся называют признаки осени в лесу).

  1. - Что происходит с растениями с приходом осени?  (меняют окраску, опадают листья)

  2. -Все ли растения сбрасывают листву?  (Хвойные остаются зелёными)

Найди ошибку.

- Ребята прочитаем текст и найдём ошибки. Если утверждение верное поднимаем сигнальную карточку «+». (Слайд) Учащиеся читают вслух по одному предложению. Поднимают сигнальную карточку. Объясняют смысл.

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали готовиться к зиме. С юга прилетели птицы.

- Что не правильно?

- Почему некоторые птицы улетают на юг?

Сообщение учителя. Семена трав, кустарников, деревьев осыпаются, а это значит, уменьшается, а затем совсем исчезает корм для птиц. Поэтому некоторые птицы улетают туда где теплее, где для них достаточно корма. Как мы называем таких птиц? (перелётные).

- Вы молодцы, быстро справились с заданием. Можем отправляться в путь.

Работа по теме.

- Осенью животные готовятся к холодам. А какие же звери живут в нашем лесу?

(Учащиеся называют животных леса: заяц, белка, ёж, лиса, волк, медведь, лось)

- Посмотрите на картинку, кого ещё узнаёте? (Слайд)

Отгадай загадку.

- Послушайте внимательно и отгадайте о каком лесном звере говорится.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц) Картинка на доску.

- Как же заяц готовится к зиме? (У него появляется тёплый мех, мех меняет  цвет)  Чем же он питается, когда лежит снег? (корой деревьев, замёрзшими ягодами). Где он живёт? (под кустом)

Обобщение учителя. Заяц не делает запасов, т.к. и зимой отыскивает себе достаточно корма. Он питается корой деревьев, молодыми ветками деревьев и кустарников.

Узнай по силуэту. (Картинки)

- Посмотрите внимательно, какие же животные там спрятались? (ёж и медведь). Картинки на доску.

- Произнесём вместе со мной чистоговорку.

Чистоговорка.

Жа- жа – жа - в лесу встрелили…

Жи- жи- жи- у нас в лесу живут…

Жу-жу-жу- молоко дадим…

- Как же ёж и медведь готовятся к зиме?

Обобщение учителя. Ёж и медведь много едят пищи, накапливают жир к холодам. Медведь находит в лесу укромное место и готовит берлогу, а ёж приносит в свою норку сухую листву и мох. А в ноябре впадают в спячку.

- Вспомните, что едят ежи и медведи перед спячкой. Соедините медведя и ежа с той пищей, которую они едят. (На доске плакат с изображением ежа, медведя, пища для них. Дети выходят к доске и  проводят линии) (медведь - ягоды, орехи, корни, рыбу, муравьёв; ёж - жучки, черви, грибы, ягоды, жёлуди).

Чей хвост?

- Посмотрите, животные спрятались, а видны одни только хвосты. Подумайте и скажите, чьи это хвосты. (Лисий, волчий). (Картинки на доску)

- Что же происходит у этих животных осенью? (окраска, тёплый мех). Чем питаются они в холодное время? (Другими животными).

Физминутка. «Волк»

(Из положения «стойка ноги врозь, руки на поясе» выполнять наклоны в соответствии с текстом.)

Волк наклоны делать рад Вправо, влево, вперед, назад, Много-много раз подряд Влево, вправо, вперед, назад.

Отгадайте загадку.

Внимательно слушайте, отгадайте, кто это?

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) (Картинка на доску)

- У белки появляется тёплый мех и она меняет свой окрас с рыжего на серый.  Для чего меняет цвет белка? А ещё она делает запасы на зиму. Куда же она их складывает? (В дупло).

Сообщение учителя. Белочка кормится не только грибами и орехами, но и ягодами, желудями, почками и молодыми веточками деревьев, семенами из хвойных шишек. В конце лета она запасает корм, чаще всего грибы, орехи, желуди. Свои запасы она складывает в дуплах и под корнями деревьев. Одна белка запасает до 2000 грибов, больше всего маслят.

- А сейчас мы выходим из леса и оказываемся на лугу. Летом здесь было большое количество насекомых.

- Откройте учебник на странице 10. Посмотрите на рисунок с изображением луга. Назовите насекомых. (Бабочки, стрекоза, паук, муравей, пчела, божья коровка.

Сообщение учителя.  С наступлением осени они исчезают. Пчёлы, например засыпают в своих ульях, муравьи в муравейниках. Пауки, бабочки и стрекозы прячутся до весны, но некоторые погибают.

- Прочитайте загадки на стр. 11. (Учащиеся читают загадки. Называют отгадки).

- Кого мы можем  встретить   на лугу летом, но не встретим осенью?

Загадка

На лугу стоит гора,

 у горы растут рога,

 мух пугает длинный хвост

 и  гоняет жёлтых ос!

 Это чудо нам не ново-

 на лугу стоит (корова)

- Мы не увидим домашних животных, их не выгоняют осенью на пастбище. Как вы думаете почему? Вспомните что произошло осенью с травой? (трава завяла, её почти не осталось).

- Каких ещё домашних животных вы знаете? Назовите.

- Давайте заглянем на скотный двор

Сообщение учителя.   Осенью домашние животные находятся на скотном дворе. Человек кормит их и ухаживает за ними.  Как человек ухаживает за домашними животными? Чем их кормит зимой?

-Вот мы с вами вышли к пруду. Каких животных мы можем здесь увидеть?

Посмотрите на картинку в учебнике с. 11.

Сообщение учителя.   Рыбы осенью не засыпают, но становятся менее подвижными. Они собираются в более глубоких местах, держатся ближе ко дну, изредка поднимаясь к поверхности водоёма для дыхания.

- Найдите место, где рыбы проводят зиму?

Итог.

Вспомните, о каких животных мы говорили на уроке?

Учебник с. 12 (вопросы)

Какие животные впадают в спячку? А делают запасы? Кто из животных меняет окрас шерсти? Для чего?

Где вам больше всего понравилось?

Домашнее задание.

Выберите для себя одного животного из тех о которых говорили сегодня на уроке. Нарисуйте и расскажите о подготовке к зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

Программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся 5 - 6 классов с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона "Об образовании", Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспита...

Конспект урока компьютерная азбука 2 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока. Компьютерная азбука - предмет из школьного компонента. Программа курса “Компьютерная азбука”  рассчитана на учащихся 2-4- х классов с ограниченными возможностями здоро...

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1.    Уточнить и расшири...

Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...