Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)
план-конспект урока (4 класс)

Жанна Анатольевна Оконечникова

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»

Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, разделительном мягком знаке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pisma_i_razvitiya_rechi_4_klass.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение «Средняя школа № 2»

Гаврилов-Ямского района Ярославской области

Конспект урока письма и развития речи

4 класс

(учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Подготовила

учитель начальных классов

Оконечникова Жанна Анатольенва

Гаврилов-Ям, 2017

Тема урока:  Обобщающий урок по темам  «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»

Цели:  Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, разделительном мягком знаке.

Задачи:

Образовательные - способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;


Коррекционно-развивающие- развивать умение сопоставлять и писать слова с разделительным Ь, и Ь обозначающим мягкость согласного, через повторение признаков употребления мягкого знака; способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развивать речь, фонематический слух, мелкую моторику;


Воспитательные - формировать потребности писать грамотно; формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников; воспитание учебной активности.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Карточки на разлинованной бумаге со словами для минутки чистописания.

Индивидуальные карточки для работы над составлением ответов на вопросы.

Индивидуальные карточки со словами для игры-соревнования.

Карточки со словарными словами.

У учащихся: папка-памятка, словарик, сигнальная карточка.

Тип урока:  обобщения и систематизации знаний

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.

- Ребята, все встали, подровнялись. Посмотрите всё ли готово к уроку: учебник русского языка, тетрадь, ручка, простой карандаш, памятка, словарик, сигнальная карточка.

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Посмотрите, обернитесь, улыбнитесь. На уроке не отвлекайтесь, не волнуйтесь, всё у нас получится, потому что мы… (хором)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

- Садитесь.

- На уроке письма и развития речи работа предстоит  серьезная и непростая.

- Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, о чем идет речь.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать.  (буква ь)

- Сегодня на уроке будем применять полученные знания о ь знаке.

2. Упражнения для развития пальцев рук.

Цель: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

- Для работы на уроке письма нам нужны крепкие и сильные пальчики. Выполняем следующие упражнения для пальцев и кистей рук:

- «Пальчики здороваются». Большой палец поочерёдно касается каждого пальца руки.

- «Стульчик». Одна рука сжата в кулачок, другая- вертикальная ладонь. Затем сменяют друг друга.

- «Колечко». Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец.

- «Кулак – ребро - ладонь». На столе, последовательно сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, и ладонь ребром на столе. Выполнить 8 – 10 повторений. Упражнения выполняются двумя руками вместе.

3. Запись числа

Цель: активизация речи детей, коррекция слухового восприятия

  • Какое сегодня число? (Сегодня 5 октября)
  • Какой день недели сегодня? (Сегодня четверг)
  • Сядьте правильно, спина прямая, грудь не касается стола, голова чуть наклонена, ноги на полу стоят вместе.

- Открываем тетради, пропустим одну строчку записываем  «5 октября. Классная работа» Пишите красиво, аккуратно, все буквы должны быть одинаковой высоты.

4. Минутка чистописания

Цель: совершенствование навыка письма, развитие памяти, внимания, подготовка к контрольному диктанту.

- Посмотрите на доску. Написаны буквы:                            и е ю ь я ё.

- Прочитайте. Как вы думаете, какая буква лишняя? (ь) Почему? (ь звука не обозначает) К какой группе относятся остальные буквы? (гласные)

- Вспомним  написание  мягкого знака и его соединение с другими буквами. Прочитайте первую строчку.

мь ть сь рь

- Запишите в тетрадь с новой строчки. Пишите красиво, аккуратно, все буквы должны быть одинаковой высоты.

- Прочитайте вторую строчку.

нью чьи рья вью льё.

- Запишите в тетрадь с новой строчки. Пишите красиво, аккуратно, все буквы должны быть одинаковой высоты.

- Возьмите карандаш и подчеркните лучшее на ваш взгляд написание. Вот так же старайтесь писать сегодня на уроке.

- На парте лежат карточки. Прочитаем слова по цепочке. (Слова написаны на листочках в широкую линейку: осень, день,  деревья, крыльцо, друзья.)

- Посмотрите на первую строчку у вас в тетради, вспомните первую работу ь. (На письме ь обозначает, что согласный произносится мягко). Выпишите такие слова. Пишите буквы красиво, ровно, одинакового размера. Проверим. Какие слова выписали? (осень, день, крыльцо). Подчеркните согласный и ь двумя чертами.

- Посмотрите на вторую строчку, вспомните вторую работу ь (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно). Запишите такие слова. Проверим. Какие слова выписали? (деревья, друзья). Подчеркните согласный, ь и гласный одной чертой.

(Учитель включает проектор).

 5. Обобщение и систематизация раннее полученных знаний.

Цель: закреплять знания о мягком знаке, обозначающим мягкость согласного, разделительном  ь,

Задание с сигнальными карточками. 

- Для выполнения следующего задания откройте памятки на закладке и приготовьте сигнальные карточки.

Показ картинок (презентация). Слова:  снегирь, снегири, соловей, соловьи, воробей, воробьи, голубь, голуби.

- Кто это? (Один учащийся называет слово). Если в слове есть ь — красный «+», если нет — синий «-». Проверка,  слово появляется на экране. Чтение слова.

- Объяснять написание слов с мягким знаком мы будем по нашим опорным таблицам (в памятке).

«В слове ______ пишу разделительный «Ь», потому что __  __ произносятся раздельно»

«В слове _____ пишу  «Ь», потому что  ___ произносится мягко»

Как одним словом назовём? Кто это? (птицы)

- Запишите слова с ь в тетрадь. Подчеркните ь, который обозначает мягкость согласного двумя чертами, разделительный ь одной чертой.

- Найдите четвёртый лишний. (соловей) Почему? (улетает на зиму в тёплые страны, остальных птиц мы можем увидеть у нас зимой).

6.  Физкультминутка.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели (улетают)
И на место сели  (садятся).

7. Работа с учебником. Составление рассказ по сюжетным картинкам и вопросам.

Цель: развитие речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам и вопросам.

- Каких птиц мы часто видим у нас городе?

- Сейчас мы с вами узнаем, какая история произошла с воробьями. Для этого откроем учебник на странице 43. Упражнение 23.

- Прочитайте первое задание (Рассмотри картинки и составь рассказ).

- Посмотрите на первую картинку. Кто нарисован? (На картинке нарисованы воробьи) Кто в гнезде? (В гнезде сидят маленькие птенцы.). Что делают родители воробьи? (Родители воробьи кормят птенцов). Что делает кот? (Кот сидит на окне. Кот наблюдает за птенцами. ) Дадим коту кличку. У кого дома есть кот или кошка и как зовут?

- Посмотрите на вторую картинку. Что произошло? Что делает кот? (Кот залез по лестнице и бросился на птенцов.) Зачем кот бросился на птенцов. (Он хотел их съесть.) Что делают мама и папа воробьи? (Мама и папа воробьи летают вокруг.)

- Посмотрите на третью картинку. Кто появился? (Появился пёс). Что он делает? (Прогоняет кота. Лает на кота.) Что делает кот? (Кот убегает.) Какую кличку дадим собаке. У кого есть собака? Как ее зовут?

- Прочитайте второе задание. (Запиши ответы на вопросы. Подчеркни слова на знакомые тебе правила). Читаем вопросы, ответы записываем с комментированием.

- Кто прочитает первый вопрос. (Ученик читает. Какое событие произошло в семье воробьев?) Ответ: В семье воробьев появились маленькие птенцы. Один ученик диктует с комментариями, остальные пишут. Для слабых учащихся карточки с началом предложений-ответов)

- Что собирали родители для своих детей? (Родители собирали для своих детей червяков.)

- Кто однажды подкрался к гнезду? (Однажды к гнезду подкрался кот.)

- Кто спас птенцов? (Птенцов спас пёс Барбос.)

8. Гимнастика для глаз

Цель:  охранительный режим обучения, смена динамических поз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол) 

9. Задание по командам. Игровой момент. Дифференцированные задания.

Цель: развивать инициативу и стремление к активной деятельности. Смена динамических поз.

Мы с вами повторили всё , что знаем про ь. А сейчас устроим соревнования.

На доске 2 столбика  (Схемы) 1) Слова с ь, обозначающим мягкость согласного (Зелёный кружок, ь). 2) Слова с разделительным ь (Зелёный кружок, ь, красный кружок).

- Запишите в тетрадь схемы с доски.  Сейчас вы выберите задание. Кому-то достанется задание записать слова с  ь, обозначающим мягкость согласного, кому-то  слова с разделительным ь. (У учителя в руках перевернутые карточки со схемами. Ребята вытягивают карточку.)

-  Поднимите руку, кто будет записывать слова в 1 столбик. Поднимите руку, кто будет записывать слова во второй столбик.

Более слабые учащиеся. Задание: выписать из предложенных слов те, которые подходят к выбранной схеме. Остальные учащиеся сами придумывают слова.

- Задание выполняем за 3 минуты. Начали. (Песочные часы.)

- А теперь по очереди выходите к доске и записывайте по одному слову. Остальные ребята записывайте себе в тетрадь те слова, которых  нет.

- Молодцы. Вы показали хорошие знания о ь. Все получаете награды. (Медаль)

10. Словарная работа. Игра «Угадай слова»

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, формирование самоконтроля

Словарные слова записаны на карточках: сч...тать, р...шать ,пр...мер, пш...ница, к...рабль, ч...ловек, д...ревня, зд...ровье, ...птека,

  • Внимательно посмотрите на слова.
  • Что увидели? (В словах не хватает букв)
  • Вы узнали эти слова? (Это словарные слова, написание которых мы запоминали!)
  • Вставьте пропущенные буквы в слова.
  • Проверьте по словарику.
  • Поставьте себе оценку. Без ошибок — «5», 1-2 ошибки — «4», 3-4 ошибки — «3», если больше ошибок, нужно еще раз повторить слова из словарика.

Итог урока.

- Что повторяли сегодня на уроке?

- Назовите первую работу ь, вторую работу?

- Завтра на уроке письма и развития речи мы будем писать контрольный диктант.

Домашнее задание.

Список используемой литературы:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания и упражнения.

Лёвина С.А. Тукачёва С.И. Физкультминутки. В помощь преподавателю начальной школы. Выпуск 1 и 2.

А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. - М.: Просвещение,

Рабочая тетрадь по русскому языку «Читай, думай, пиши» для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока компьютерная азбука 2 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока. Компьютерная азбука - предмет из школьного компонента. Программа курса “Компьютерная азбука”  рассчитана на учащихся 2-4- х классов с ограниченными возможностями здоро...

Развитие речи у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при работе со сказками.

Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Для "сказочного" настроения педагог может "изменить"внешность,добавить сказочный элемент или обыграть любой имеющ...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

Программа по развитию речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения с применением дистанционных технологий

Программа построена по принципу от простого к сложному (от работы со звуками до работы с текстом), и учитывает индивидуальные особенности и возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоров...

План-конспект урока по математике с учётом деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР 7.1)

План-конспект урока по математике в первом классе разработан с учётом инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития (Вариант 7.1). УМК "Школа России" автор М.И. Моро...

«Специальная индивидуальная программа развития как средство индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)»

Выступление на IX Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования:  становление не классно-урочных систем обучения» Специфические обра...