«Специальная индивидуальная программа развития как средство индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)»
статья

Кознева Татьяна Михайловна

Выступление на IX Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования:  становление не классно-урочных систем обучения»

 

Специфические образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) диктуют необходимость индивидуализации их обучения и воспитания.

 

Выбор содержания  и средств образования происходит с учётом познавательных, физических, эмоциональных возможностей  и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей  и потребностей  таких детей  возможно только при наличии индивидуальной программы обучения и воспитания ребёнка.

 

ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СИПР30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на IX Всероссийской научно-методической конференции

«Современная дидактика и качество образования:

становление не классно-урочных систем обучения»

Тема выступления «Специальная индивидуальная программа развития как средство индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)»

Специфические образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) диктуют необходимость индивидуализации их обучения и воспитания.

Выбор содержания  и средств образования происходит с учётом познавательных, физических, эмоциональных возможностей  и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей  и потребностей  таких детей  возможно только при наличии индивидуальной программы обучения и воспитания ребёнка.

ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребёнка.

На основе стандарта и примерной АООП создаётся Адаптированная Основная Образовательная Программа учреждения, которая при необходимости индивидуализируется (т.е. разрабатывается СИПР),

к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

Согласно требованию Стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребёнка, обучающегося по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Основная цель СИПР
построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ  в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и  образовательных потребностей  (
т.е. обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта).

В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, СИПР разрабатывается специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.

Родителей (законных представителей) ребенка следует в обязательном порядке ознакомить с содержанием СИПР. (что также закреплено в нормативных правовых документах в сфере образования).    

                       

Оптимальным вариантом является совместное проектирование специальной индивидуальной программы развития педагогами и родителями обучающихся, что во многом зависит от желания и компетентности родителей.

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год).

Этапы разработки СИПР:

Подготовительный

- Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей.        

- Заключается договор с родителями.

- Проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.

Диагностический 

Для разработки СИПР необходима диагностика психических процессов, двигательной сферы, сенсомоторной сферы, эмоциональной сферы, зрительно- пространственной ориентировки, базовых учебных действий, знаний, умений и навыков, проводимая педагогами и специалистами, в соответствии с их целями и задачами коррекционной работы.

        

- Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.

- Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия

- Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

Разработка СИПР

Проектирование необходимых структурных составляющих СИПР (целевой, содержательный, организационный разделы).

Определение целей и задач СИПР (с учетом мнения родителей). Определения содержания СИПР.

Планирование форм реализации разделов СИПР.

Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающихся.

При проектировании СИПР мы обращали внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких обучающихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, необходимо формировать, начиная с бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.

Реализация                

- Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;

-организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

- организация мониторинга эффективности коррекционной работы.

Анализ и коррекция                

Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;

Так как оптимальный вариант разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка ее содержания осуществляется на основе результатов текущей диагностики, проводимой в середине учебного года. На основе анализа текущей диагностики, вносятся изменения и корректировки в специальной индивидуальной программе развития для конкретного ребенка.

Рассмотрим более подробно структуру  СИПР.

содержание

стр.

Титульный лист

1.

Содержание СИПР

2

2.

Индивидуальные сведения о ребёнке

2

3.

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

3 - 5

4.

Индивидуальный учебный план

6

5.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

7

6.

Содержание образования

8

6.1.

Базовые учебные действия

8

6.2.

Содержание учебных предметов

9 -36

6.3.

Нравственное развитие

37

6.4.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

37

6.5.

Внеурочная деятельность

37-38

7.

Программа сотрудничества с семьёй

38-39

8.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР

39

9.

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

39-40

10.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

41

I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.

III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи

VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Для мониторинга педагогического процесса два раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

На основании учебной программы, в данном случае АООП, и СИПР создаются рабочие программы по всем предметам.

При их составлении главной целью является создание максимальных возможностей обучения ребёнка в классе.

Для достижения этой цели основной задачей является соотнести темы и количество часов в рабочих программах класса и программах обучающегося по СИПРу.

То есть темы и часы в программах будут совпадать, а деятельность обучающихся по СИПР, речевой материал и требования к уровню усвоения программ будут разные.

Пример календарно-тематического планирования…..

Уроки (занятия) проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и недельным расписанием класса. Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе содержания СИПР обучающихся класса.

        Форма проведения уроков и занятий - индивидуальная или групповая – с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков.

В случае если у обучающегося не сформированы, или сформированы недостаточно,  базовые учебные действия, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планировали индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации.

Примерное расписание:

1 класс: в классе 5 человек, у двоих человек не сформированы БУД, не понимают инструкции, имеют ТНР, РАС.

8.00 – 8.35

Матем.представления – Иван, Матвей, Марк; дефектолог – Кирилл, логопед – Лиза

8.50 – 9.25

Речь и альтернативная коммуникация – Иван, Матвей, Марк, Лиза; логопед – Кирилл

9.25 – 10.10 – динамическая пауза

10.10 – 10.45

Музыка и движение – все

Уроки и занятия, проводимые учителем и другими специалистами, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса.         Учёт проведенных уроков (занятий) осуществляется в журнале класса.

В конце учебного года по итогам реализации СИПР в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПК) проводится анализ промежуточной диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок,  формулируются рекомендации  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся встречи с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ, даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

        

        В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год.

        В целях информирования о результатах обучения детей их родители (законные представители)  приглашаются на заседание ШПМПК (или родительское собрание), где отражаются содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребёнку, динамика развития и оценка сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по возрасту

         

        Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальных занятий со специалистом, с постепенным дозированным включением ребенка в групповую работу класса. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающихся к работе в группе время пребывания ребенка в школе  и в классе увеличивается.

          Психолого-педагогическая работа с детьми проводится разными специалистами, предусмотренными штатным расписанием организации и включенными в СИПР,  учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.

         

        

При комплектации классов учитывались особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести, ивалиды-детства.

Сбалансированная комплектация классов, во-первых, позволила создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволила рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Конспект урока компьютерная азбука 2 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока. Компьютерная азбука - предмет из школьного компонента. Программа курса “Компьютерная азбука”  рассчитана на учащихся 2-4- х классов с ограниченными возможностями здоро...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...

Статья "Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья"

В процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образова...