Тема выступления «Специальная индивидуальная программа развития как средство индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)»
|
Специфические образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) диктуют необходимость индивидуализации их обучения и воспитания.
Выбор содержания и средств образования происходит с учётом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при наличии индивидуальной программы обучения и воспитания ребёнка.
ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребёнка.
На основе стандарта и примерной АООП создаётся Адаптированная Основная Образовательная Программа учреждения, которая при необходимости индивидуализируется (т.е. разрабатывается СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Согласно требованию Стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребёнка, обучающегося по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
|
Основная цель СИПР построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей (т.е. обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта).
|
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, СИПР разрабатывается специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.
Родителей (законных представителей) ребенка следует в обязательном порядке ознакомить с содержанием СИПР. (что также закреплено в нормативных правовых документах в сфере образования). Оптимальным вариантом является совместное проектирование специальной индивидуальной программы развития педагогами и родителями обучающихся, что во многом зависит от желания и компетентности родителей.
СИПР составляется на ограниченный период времени (один год).
|
Этапы разработки СИПР: Подготовительный - Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. - Заключается договор с родителями. - Проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.
Диагностический Для разработки СИПР необходима диагностика психических процессов, двигательной сферы, сенсомоторной сферы, эмоциональной сферы, зрительно- пространственной ориентировки, базовых учебных действий, знаний, умений и навыков, проводимая педагогами и специалистами, в соответствии с их целями и задачами коррекционной работы. - Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования. - Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия - Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.
Разработка СИПР Проектирование необходимых структурных составляющих СИПР (целевой, содержательный, организационный разделы). Определение целей и задач СИПР (с учетом мнения родителей). Определения содержания СИПР. Планирование форм реализации разделов СИПР. Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающихся.
При проектировании СИПР мы обращали внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких обучающихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, необходимо формировать, начиная с бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.
Реализация - Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; -организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы.
Анализ и коррекция Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; Так как оптимальный вариант разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка ее содержания осуществляется на основе результатов текущей диагностики, проводимой в середине учебного года. На основе анализа текущей диагностики, вносятся изменения и корректировки в специальной индивидуальной программе развития для конкретного ребенка.
|
Рассмотрим более подробно структуру СИПР.
| содержание | стр. |
| Титульный лист |
| 1. | Содержание СИПР | 2 | 2. | Индивидуальные сведения о ребёнке | 2 | 3. | Психолого-педагогическая характеристика ребёнка | 3 - 5 | 4. | Индивидуальный учебный план | 6 | 5. | Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 7 | 6. | Содержание образования | 8 | 6.1. | Базовые учебные действия | 8 | 6.2. | Содержание учебных предметов | 9 -36 | 6.3. | Нравственное развитие | 37 | 6.4. | Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 37 | 6.5. | Внеурочная деятельность | 37-38 | 7. | Программа сотрудничества с семьёй | 38-39 | 8. | Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 39 | 9. | Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 39-40 | 10. | Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 41 |
|
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК. III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год. V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств. VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др. VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР. IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Для мониторинга педагогического процесса два раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
|
На основании учебной программы, в данном случае АООП, и СИПР создаются рабочие программы по всем предметам. При их составлении главной целью является создание максимальных возможностей обучения ребёнка в классе. Для достижения этой цели основной задачей является соотнести темы и количество часов в рабочих программах класса и программах обучающегося по СИПРу. То есть темы и часы в программах будут совпадать, а деятельность обучающихся по СИПР, речевой материал и требования к уровню усвоения программ будут разные. |
Пример календарно-тематического планирования…..
Уроки (занятия) проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и недельным расписанием класса. Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе содержания СИПР обучающихся класса. Форма проведения уроков и занятий - индивидуальная или групповая – с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков.
|
В случае если у обучающегося не сформированы, или сформированы недостаточно, базовые учебные действия, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планировали индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации. Примерное расписание: 1 класс: в классе 5 человек, у двоих человек не сформированы БУД, не понимают инструкции, имеют ТНР, РАС. 8.00 – 8.35 Матем.представления – Иван, Матвей, Марк; дефектолог – Кирилл, логопед – Лиза 8.50 – 9.25 Речь и альтернативная коммуникация – Иван, Матвей, Марк, Лиза; логопед – Кирилл 9.25 – 10.10 – динамическая пауза 10.10 – 10.45 Музыка и движение – все
|
Уроки и занятия, проводимые учителем и другими специалистами, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса. Учёт проведенных уроков (занятий) осуществляется в журнале класса.
В конце учебного года по итогам реализации СИПР в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПК) проводится анализ промежуточной диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся встречи с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ, даются рекомендации, советы, консультации, памятки. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родители (законные представители) приглашаются на заседание ШПМПК (или родительское собрание), где отражаются содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребёнку, динамика развития и оценка сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по возрасту
|
Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальных занятий со специалистом, с постепенным дозированным включением ребенка в групповую работу класса. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающихся к работе в группе время пребывания ребенка в школе и в классе увеличивается.
Психолого-педагогическая работа с детьми проводится разными специалистами, предусмотренными штатным расписанием организации и включенными в СИПР, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.
|
При комплектации классов учитывались особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести, ивалиды-детства. Сбалансированная комплектация классов, во-первых, позволила создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволила рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.
|