Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»
проект по музыке (3 класс) по теме

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc302.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верещагинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIIIвида».

Проект

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Автор, должность:

Селукова Елена Антоновна, учитель музыки

Аннотация проекта

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации.

        

г. Верещагино

Пермский край 2014г.


Актуальность проектной деятельности

«Начало искусства – в фольклоре»

                                     М. Горький.

Вопросы об особенностях эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально - волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: нарушена интеллектуальная регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при нарушении интеллекта нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.

Эмоционально - волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

По словам Л.С. Выготского, эмоции являются как бы результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой.

Как показывают исследования, недостатки эмоционально - волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

По мнению Л.В. Занкова, развитие эмоциональной сферы у учеников с интеллектуальным недоразвитием в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых относится специальное обучение и правильная организация всей жизни.

Он утверждал, что младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью свойственны импульсивные проявления злобы, обиды, радости и т.д., и они могут быть постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания ребенка, способствующего появлению у него осмысливания своих поступков и действий, помогающего формированию положительных привычек и навыков правильного поведения.

Целенаправленное изучение эмоционально - волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственной неполноценности, нередко осложняемое инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Таким образом, вопрос изучения развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях коррекционной школы, представляется важным и актуальным при применении коррекционно-развивающей программы. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования - эмоционально - волевая сфера учащихся с нарушением интеллекта.

Предмет исследования – особенности психолого-педагогических, коррекционно-эмоциональных состояний у учащихся с нарушением интеллекта.

Цель исследования - изучение особенностей психолого-педагогической коррекции эмоциональных состояний у детей с нарушением интеллекта средствами музыкального фольклора.

Гипотеза исследования: заключается в предположении того, что специально организованная система психологического воздействия музыкального фольклора, включенная в образовательный процесс, обеспечивает эффективную коррекцию эмоциональных состояний.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:

Задачи

  1. Изучить наиболее характерные особенности проявления эмоциональных состояний.
  2. Определить основные направления психолого-педагогической работы по коррекции эмоциональных состояний средствами музыкального фольклора.
  3. Проанализировать корреляционные взаимосвязи между уровнями проявлений эмоциональных состояний.
  4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции эмоциональных состояний на основе музыкального фольклора и экспериментально проверить ее эффективность в работе с учащимися с нарушением интеллекта.

Содержание проекта.

Проект предполагает организацию совместной работы участников ОУ (педагог-психолог, воспитатели, учителя трудового обучения швейного дела, педагог - организатор, классные руководители, руководитель танцевального кружка).

В нашей школе-интернате ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию как одному из направлений художественно-эстетического развития учащихся. Начинается эта работа на уроках музыки и продолжается на репетициях хорового кружка «Созвездие», на занятиях факультативного курса «Азбука общения», при подготовке праздников, внеклассных мероприятий, классных часов совместно с учителями-предметниками, с воспитателями и классными руководителями, а также в концертной деятельности и участии в конкурсах и фестивалях на разных уровнях.  

От природы нет неспособных к познанию музыки детей, однако, ограниченные возможности здоровья являются серьезной преградой для обучения, поэтому нужно учитывать индивидуальные, возрастные и психолого-физиологические особенности обучающихся,  обеспечивать  сохранение  психосоматического  здоровья, способствовать их личностному развитию и самоидентификации.

На уроках музыки я использую как музыкально-педагогические, так и музыкально-коррекционные методы обучения. Именно катарсическое воздействие музыки позволяет регулировать психоэмоциональное состояние слушателей, повысить  их социальную активность, приобрести новое средство эмоциональной экспрессии, облегчить усвоение  новых  положительных  установок  и  форм  поведения.  

Особая специфика занятий состоит в следующем: один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети-инвалиды в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению песни педагогом.

Основные элементы занятий - пение, слушание музыки, логоритмика, игра на детских музыкальных инструментах – направлены на решение не только музыкальных задач, но и  значимых для развития ребенка проблем.

Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам.

Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыки. Мне близок музыкальный фольклор: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь русские народные песни, играть на доступном музыкальном инструменте, говорить о народной музыке и воплощать ее в движениях). Сущность музыкального фольклора заключается в том, чтобы вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.  

Очень важно научить детей выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, учить ребенка объяснять, почему у него возникло то или иное мнение. Нередко случается, что ребенок, разобравшись с помощью учителя, меняет свое негативное, скорее всего, спонтанно возникшее суждение, на позитивное. А если не меняет, то учится объяснять и доказывать, почему он думает именно так. Это происходит благодаря беседе, в которой я обращаюсь с вопросами по содержанию музыки, по ее эмоциональному воздействию, не только конкретно к этому ученику, а ко всему классу. И в ходе беседы, в которую обычно постепенно включаются все учащиеся, высказывая свои предположения по данному вопросу, мы стараемся разобраться, где истинное, а где ложное.

Такие беседы на уроках я считаю самым важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • дети учатся высказывать свое мнение, а для этого нужна определенная смелость;
  • учатся его отстаивать, т.е. брать ответственность за свои слова;
  • учатся слушать и уважать мнение другого, т.е. толерантности;
  • учатся анализировать информацию и делать выводы, т.е. рефлексии;
  • учатся общению.

Все эти качества, безусловно, пригодятся воспитанникам в их дальнейшей жизни.

Используемые мною приемы помогают детям лучше понять, осознать, разобраться в звучащей музыке, полюбить ее. У детей возникает желание и потребность слушать ее вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная и необходимая ее часть. Постепенно дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!

Со временем у детей появляется песенный репертуар, который с каждым годом расширяется.  Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети, взаимодействуя друг с другом, значительно продвигаются в своём развитии. Они с удовольствием поют на уроках, а затем и на внеклассных мероприятиях.

Следует отметить, что при развитии музыкальных  творческих способностей попутно  развиваются  и общие способности:

  • внимательность (умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей);  
  • разносторонность, гибкость, оригинальность, независимость, вариативность мышления;
  • способность к анализу и  синтезу  (конкретность  и  абстрактность  мышления);
  • восприимчивость ко всему новому и необычному (открытость восприятия).

Огромное влияние на формирование личности воспитанников оказывает подготовка и участие во внеклассных мероприятиях, которые в течение года проходят в нашей школе. Тематика их разнообразна. Подготовка к мероприятиям происходит на репетициях популярного среди школьников кружка «Созвездие».

На занятиях факультативного курса «Азбука общения» дети учатся уважать, ценить друг друга, внимательно слушать выступление своих товарищей, правильно вести себя на сцене, а главное общаться и вместе проявлять себя в творчестве. С моей стороны очень важно настроить их на успех.

Участие детей в совместной подготовке внеклассного мероприятия не только развивает творческие способности учащихся, но и способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе, а главное, формированию таких важных качеств личности, как ответственность, взаимопомощь, толерантность, терпение.

Творческие коллективы нашей школы-интерната ведут активную концертную деятельность. Стало доброй традицией в рамках акции «Дари добро!» выступать с концертами и музыкальными постановками в Доме пожилых людей, в детском саду «Лесной уголок», а так же на празднике «Играй, гармонь!» и « Дне призывника».

В дни выступлений дети вливаются в совершенно другие условия, в условия социума. Они встречаются с новыми людьми, смотрят, как ведут себя другие дети, стараются им подражать, с интересом наблюдают за всем происходящим. Наши дети понимают, что становятся частью общества, они выступают на сцене, эти условия их дисциплинируют.  Это их самоутверждение, самовыражение, успех, что побуждает учащихся к самосовершенствованию.

Практика показывает, что приобщение детей к фольклору в коррекционной школе благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, дает ни с чем несравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, коррекции эмоций. Кроме того, воспитание с использованием фольклора, если оно осуществляется как творческий индивидуально-ориентированный процесс, становится благотворным началом основ подлинно-национальной культуры. Все это определяет большое значение фольклора, его самоценность, делает фольклор одним из перспективных направлений в коррекционной школе.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный:

  • Подбор методической литературы.
  • Формирование материальной базы.
  • Использовать программы по ритмике, факультатив «Азбука общения», программа уроков музыки, хоровой кружок.
  • Разработать диагностический материал.

2 этап – практический:

  • Провести диагностику детей на начальном этапе работы;
  • Приобрести методическую литературу о музыкальном фольклоре, народной музыке, нотный материал.
  • Приобрести народные музыкальные инструменты.
  • Пошив  народных костюмов
  • Связь с социумом.
  • Реализация программы.

3 этап  оценочно-прогностический:

  • диагностика детей на последнем этапе;
  • участие детей в мероприятиях разного уровня.

План – график реализации проекта:

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Первоначальная диагностика детей.

Подбор методической литературы.

Сформировать коллектив по реализации проекта.

Пошив народных костюмов.

Приобретение народных шумовых инструментов.

Распределение обязанностей по изучению народных танцевальных движений.

Участие в концертной деятельности на уровне школы, района и  края.

Участие в фестивале «Играй, гармонь!».

Экскурсия на репетицию народного танцевального коллектива «Сударушка».

Исполнение народных песен с вокальной группой педагогов «Перемена».

Выставка рисунков: «Мы танцуем и поём, очень весело живем!»

Выступление с докладом «Музыкальный фольклор» на ШМО старших классов.

Подведение итогов работы

Заключительная диагностика детей

Поощрение участников проекта

психолог,

учитель музыки.

Селукова Е. А.

Селукова Е. А.

Токарева Т. А.

Гачегова Н. Ю.

Селукова Е. А.

Селукова Е. А.

Дубровских А. П.

Селукова Е. А.

Селукова Е. А.

Селукова Е. А.

Селукова Е. А.

Селукова Е. А.

Петрова Д. И.

Селукова Е. А

Селукова Е. А.

психолог, учитель музыки.

Селукова Е. А.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь – Январь

Сентябрь – Январь

Сентябрь – Май

По плану

По плану

По плану

Постоянно

По плану

По плану

С целью выявления результативности данного проекта, возможно, не только проводить мониторинг эмоциональной, двигательной (моторной), когнитивной сферы учащихся, но и наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках, школьных мероприятиях. Данный вид исследования помогает выявить уровень развития эмоционально-волевой сферы, процессов саморегуляции, памяти, пространственного восприятия. К тому же участие детей в праздниках, школьных мероприятиях благотворно влияет на развитие чувств прекрасного, а положительное эмоциональное состояние – на продуктивность учебной деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты.

При таком комплексном подходе к ознакомлению детей в коррекционной школе с музыкальным фольклором у них улучшается эмоционально-волевая сфера. Дети не просто исполняют песни, стихи, танцы – они как бы проживают определенный сюжет из народной жизни, а народные костюмы, оформление, музыкальное сопровождение создают повышенный эмоциональный настрой у детей и зрителей. При таком подходе к работе можно добиться тех черт характера, которые присущи русскому человеку: любовь к родному краю, лиричность, душевность и эмоциональность.

Сегодня возрастает интерес к народному творчеству. Знакомство с народной культурой является средством формирования у учащихся патриотических чувств.

Интерес и внимание к музыкальному фольклору в последнее время в нашей стране ещё более возрос.

Развивая чувства, черты характера, которые связывают детей со своим народом, педагог использует народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Все это богатство русского народного творчества, разнообразие музыкального фольклора помогает детям укрепить эмоционально-волевую сферу.


Таблица №1

Таблица №2

Таблица №3

Необходимая поддержка проекта.

Необходима поддержка по созданию и разработке народного костюма. Для этого необходимо привлечь учителей трудового обучения (швейного дела). А также нужно приобрести и изготовить русские народные шумовые инструменты. Купить необходимый нотный материал с народными песнями и танцами, а также записи с народной музыкой, песнями, частушками, танцами. По возможности видеоматериал.

Наладить контакты с коллективами, которые исполняют народные песни и танцы.

С педагогами дополнительного образования консультироваться по обогащению знаний по фольклорному воспитанию. Необходимы консультации, беседы с родителями.

С вокальной группой педагогов «Перемена» включить в репертуар народные песни, чтобы личным примером показать уважение и любовь к народной песне.

Список литературы:

  1. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва «Педагогика» 1985г. Авторы-составители: Медушевский В.В., Очаковская О.О.
  2. Музыкальный справочник для учащихся. Издательство «Музыка» Санкт Петербург 1988г. Авторы: Ю. Булучевский, В. Фомин.
  3. Фольклор в образовательных учреждениях. Санкт-Петербург 1994г. Авторы: А. Иванова, А. Кудрявцева.
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством. Издательство «Детство-Пресс» 2008г. Авторы: Л. Куприна, Т. Бударина.
  5. Русские народные подвижные игры для детей младшего школьного возраста. Практическое пособие. Москва «Айрис-Пресс» 2007г. Автор: М. Литвинова.
  6. Детский музыкальный фольклор в образовательных учреждениях. Москва 2007г. Авторы: Л. Мельникова, А. Зимина.
  7. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Издательство «Детство-Пресс» 2006г. Авторы: О. Князева, М. Маханева.
  8. Знакомство детей младшего школьного возраста с русским народным творчеством. Издательство «Детство-Пресс» 2009г. Авторы: И. Бойчук, Т. Попушина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Кукольный театр - эффективный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

При работе с данной категорией детей необходимо использование коррекционно - развивающие методики, позволяющих повышать эмоциональный тонус и побуждать...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье даётся комплекс упражнений по коррекции двигательных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, методы и приёмы их использования....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...

Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья

Сборник заданий и упражненийпо коррекции эмоционально-волевого развитияи социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья(для младшего школьного возраста)....

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социализации.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, ...

«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»

В статье представлен материал о роли коррекционного курса "Ритмика" для учащихся с интеллектуальными нарушениями....