Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социализации.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_2022.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа –интернат»

Доклад на МО

Коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социализации.

Подготовила: Былинкина Л.А.-воспитатель

                          Новокузнецкий район, п.Кузедеево, 2022 г.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии личности.

Отечественная дефектология успешно решает задачи обучения и воспитания детей с аномалиями развития познавательной сферы, речи, зрения и cлуха, опорно-двигательного аппарата.

Несравнимо меньше внимания в дефектологической теории и практике уделялось аномалиям развития эмоциональной сферы ребенка. Значительная часть детей, аномалия развития которых полностью или частично связана с патологией эмоциональной сферы (невропатии, психопатии, патологическое формирование личности) не нуждались в специальных условиях обучения.

Однако в последние десятилетия и в нашей стране, и за рубежом накопилось достаточное количество данных, указывающих на необходимость введения в теорию и практику дефектологии ряда проблем патологии именно эмоционального развития. У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно.

В международной классификации болезней (МКБ-10) представлено более 30 видов расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения. Наиболее распространёнными являются: СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), РАС (расстройства аутистического спектра), двигательные и речевые стереотипии, тревожное и фобическое расстройство, энурез и энкопрез.

Если выделить из этих проблем наиболее актуальные, то,  наши дети,  будут касаться трех аномалий развития, в которых патология эмоциональной сферы занимает одно из ведущих мест:

  • задержки психического развития /ЗПР/;
  • патологические подростковые кризы; реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения).
  • ранний детский аутизм /РДА/.

Комплексное клинико-психологическое изучение этих аномалий развития, их аффективной патологии, необходимо для ранней диагностики, разработки методов медикаментозной и психолого-педагогической коррекции, решения ряда вопросов профилактики и прогноза.

Задержка психического развития

Проблема ЗПР в настоящее время является одной из актуальных в дефектологии (5,85% всех учащихся младших классов).

 Основные типы ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

  • конституциональная ЗПР;
  • соматогенная ЗПР;
  • психогенная ЗПР;
  • церебрально-органическая ЗПР.

         Конституциональная ЗПР (3% наблюдений)

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста, с преобладанием аффективной мотивации поведения, повышенным фоном настроения, яркостью и непосредственностью эмоций при их поверхностности и неустойчивости, беспечностью и повышенной внушаемостью. Эти аномалии развития выявлены в негрубых обменно-трофических заболеваниях первого года жизни, а также многоплодие.

 Соматогенная ЗПР (9% наблюдений)

Этот тип  обусловлен длительный соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы. Нарушения познавательной деятельности в большой мере связаны с хронической астенией. Соматический инфантилизм, обусловлен ощущением своей физической неполноценности, формирующим несамостоятельность, чрезмерную зависимость от близких, слабость инициативы. Возникновению этих качеств способствовал также режим определенных ограничений и запретов окружающих в семье соматически больного ребенка.

Психогенная ЗПР (17% наблюдений)

Этот вариант  связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию эмоционально-волевой сферы ребенка, его познавательной деятельности, личности в целом.. Как известно, неблагоприятные  условия воспитания, рано возникшие и длительно действующие, могут привести сначала к нарушению вегетативной нервной системы ребенка, а затем - к психическому, в первую очередь - эмоциональному дизонтогенезу.

Существует 3 варианта психогенного инфантилизма:

  1. по типу "психической неустойчивости" (термин Г.Е.Сухаревой,1969), обусловленной условиями гипоопеки. Для него были характерны несформированность чувства долга, ответственности; активного торможения эмоций, отсутствие интеллектуальных интересов и установок;
  2. по тормозимому типу (К.С.Лебединская,1980,1982), чаще наблюдаемому у детей из семей, где господствуют грубость, жестокость, деспотизм, агрессия. Типичными были робость, боязливость, эмоциональная незрелость в виде нерешительности, слабости инициативы и активности; вторичные нарушения познавательной активности и направленности, обусловленные этими эмоциональными особенностями;
  3. по типу "кумира семьи", обусловленному явлениями гиперопеки. Типичным было не только отсутствие самостоятельности, инициативы, но и малая способность к волевому усилию, эгоцентрим и эгоизм, установка на постоянную помощь и опеку.

Следует отметить, что в последние годы стремительно увеличивается количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В настоящее время 8-10% школьников с трудом овладевают знаниями на 100%. Дети с ЗПР составляют 50% неуспевающих учеников.

Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны резкие нарушения психических процессов, существенно мышления и воли. А также им свойственны импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия.

Особенности поведения у детей с ЗПР:

Адаптивное поведение

Гиперактивное поведение характеризуется повышенной двигательной активностью младших школьников, импульсивностью, высокой отвлекаемостью и низкой концентрацией внимания на учебных заданиях.

Тревожный ребёнок напряженно смотрит на всё, что происходит вокруг, робко здоровается, разговаривает негромким голосом. Также тревожные дети отличаются чрезмерным беспокойством, часто пессимистичны, ощущают себя беспомощными, сторонятся всего нового. Они отличаются самокритичностью, имеют низкую самооценку, стремятся к одобрению взрослыми их деятельности.

Аутичные дети имеют трудности в общении и социализации, неспособны к установлению эмоциональных связей с другими людьми,  имеют нарушения речевого развития.

Реализуя агрессивное поведение, ребёнок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, упрямы, враждебны к окружающим.

Демонстративность поведения, которая часто является следствием недостатка внимания со стороны окружающих людей,  как правило, характеризуется намеренным и осознанным нарушением принятых норм и правил поведения, особенно нарушением дисциплины на уроках. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым. Часто детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривляние, капризы, истерики, а иногда подчеркнуто “идеальное” поведение и даже нарочитая застенчивость.

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребёнка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Инфантилизм поведения предполагает личностную незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств.

Нарушение общения возникает при затруднительном становлении коммуникативной компетентности. Такой ребёнок не усвоил нормы и правила взаимодействия со сверстниками, затрудняется или неспособен понимать эмоции и чувства другого человека, не имеет сформированных стратегий поведения для выхода из конфликтных ситуаций.

Специальные исследования проблем поведения младших школьников (исследования О.Я. Яшиной, Л.К. Славиной, А.И. Захаровой) показали, что причины возникающих трудностей  могут быть различными.

В одних случаях,  нарушения  являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на неудовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо и специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний ведёт к нарушениям поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

В других случаях проблемы поведения определяются индивидуальными особенностями ребёнка, в частности, особенностями протекания нервных процессов: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью, или наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти особенности протекания нервных процессов обнаруживают себя преимущественно в гиперактивном поведении с характерной эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В целом, трудности в становлении  поведения младших школьников зачастую обусловлены отсутствием или задержкой становления соответствующих возрасту ребёнка интегративных личностных новообразований.

Следствием наличия проблем в поведении младших школьников является школьная дезадаптация, низкая успеваемость, низкая самооценка ребёнка и его неуверенность в себе, наличие социально-опосредованных страхов, повышенная тревожность, а также трудности в построении конструктивных отношений с окружающими людьми.

Недостатки эмоционально - волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания при применении  элементов современных образовательных технологий:

  • Технология разноуровневого обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Информационные технологии;
  • Технология нравственного воспитания.

Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом. 
        Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.

Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Изотерапия.

Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего.

Психотерапевтические сказки.

Музыкотерапия - один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами.

Библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

       Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения. 

      Тренинг – приём, направленный на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения.

Приемы работы: изобразительные техники

Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». 
Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. В результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
           Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.
            Рисунок на стекле
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. 
В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

Рисование пальцами
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью»
 служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
       Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".

В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...

Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья

Сборник заданий и упражненийпо коррекции эмоционально-волевого развитияи социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья(для младшего школьного возраста)....

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия-тренинга по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Приветствие  «Здравствуй, Саша!» Цель: ...

Мастер - класс Тема: «Спортивные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья»

Общие задачи мастер - класса •создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.•повышение профессионального мастерст...