Мастер - класс Тема: «Спортивные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья»
методическая разработка по физкультуре (3 класс)

Чупина Ольга Петровна

Общие задачи мастер - класса 

•создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
•повышение профессионального мастерства и квалификации участников
•распространение передового педагогического опыта;
•внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Цель: передача личного профессионального опыта в сфере проведения внеклассных спортивных мероприятий для обучающихся с ТМНР.

Задачи:

•Познакомить педагогов с формами проведения спортивных мероприятий для обучающихся с ТМНР  «Веселые старты» и «Семейные старты»
•Способствовать формированию профессионального интереса у педагогов в области проведения внеклассных спортивных мероприятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: «Спортивные мероприятия для детей

с ограниченными возможностями здоровья,

как средство повышения двигательной активности

и укрепления здоровья»

Чупина Ольга Петровна

учитель

высшей квалификационной категории

Май 2023 г.

Мастер – класс (или педагогическая мастерская) – это одна из форм повышения квалификации педагогов в системе образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

Общие задачи мастер – класса

  • создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
  • повышение профессионального мастерства и квалификации участников
  • распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания.

     Тема мастер-класса: «Спортивные мероприятия как средство формирования предметно-практических действий и повышения двигательной активности обучающихся с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ), в том числе и тяжелыми множественными нарушениями здоровья (далее ТМНР)»

Цель: передача личного профессионального опыта в сфере проведения внеклассных спортивных мероприятий для обучающихся с ОВЗ и ТМНР

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с формами проведения спортивных мероприятий для обучающихся с ОВЗ в том числе и с ТМНР  «Веселые старты» и «Семейные старты»
  2. Способствовать формированию профессионального интереса у педагогов в области проведения внеклассных спортивных мероприятий.

Форма проведения мастер-класса: без участия детей.

Структура мастер-класса:

  1. Вступительная часть

     1.1 Визитная карточка.

  1. Теоретическая часть

2.1. Нормативно-правовая основа для планирования и организации мероприятий физкультурно-спортивной направленности с обучающимися с ОВЗ, в том числе и с ТМНР.

     2.2. Принципы организации мероприятий физкультурно-спортивной

      направленности с обучающимися с  ОВЗ, в том числе и с ТМНР.

  1. Структура проведения спортивного праздника

     3. Практическая часть.

     3.1. Технология проведения спортивно-оздоровительных мероприятий «Веселые  старты».

     3.2. Технология проведения спортивно-оздоровительных мероприятий «Семейные  старты».

     4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть.

     Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Ольга Петровна Чупина. Я работаю в

ОГКОУ «Ивановский центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Фурманова учителем начальных классов в классе с ТМНР. Параллельно веду уроки по адаптивной физической культуре и коррекционные занятия по Двигательному развитию в трех классах с ТМНР, один из которых мой класс.

         Ранее я работала 20 лет учителем физкультуры в общеобразовательной  школе только в начальном звене. Я провела и участвовала во множестве «Веселых стартов» между школами с победами моих учеников.  

         За последние три года я провела 4 спортивных мероприятия.

         Спортивные праздники в нашей школе обычно приурочены к Дню Инвалида – начало декабря  и День Семьи – середина мая. На следующий год я планирую включить третий спортивный праздник в третьей четверти.  Дети  за лето еще подрастут, а один из трех классов перейдет  в среднее звено.

     Я очень люблю заниматься с детьми физическими упражнениями, на уроках АФК, формировать предметно-практические действия и повышать двигательную активность обучающихся с ТМНР.

   Я готова поделиться своим опытом проведения спортивных мероприятий, для оказания методической помощи образовательным организациям, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы, для обучающихся с ОВЗ.

  1. Теоретическая часть

   2.1.  Нормативно-правовой основой для планирования организации мероприятий физкультурно-спортивной направленности с обучающимися с ОВЗ являются следующие документы:

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зарегистрирован в Минюсте России» от 3 февраля 2015 года № 35850:

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрирован в Минюсте России от 3 февраля 2015 года № 35849.

- Письмо Минобрнауки РФ №03-296 от 12.05.2011г. "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования", реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

- Рабочая программа воспитания учреждения. Программа, как правило, разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 №2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

       Спортивно-оздоровительное направление является обязательным направлением внеурочной деятельности. Мероприятия внеурочной работы определяются с учетом потребностей обучающихся и запросов родителей, условий и специфики деятельности образовательной организации.

       Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных праздников, конкурсов, соревнований составляют основу воспитательной системы и программу внеурочной деятельности.  

      Для того, чтобы мероприятия спортивно-оздоровительной направленности осуществлялись качественно и эффективно необходимо организовать межведомственное взаимодействие в организациях, относящихся к различным ведомствам: образования, культуры, социальной политики, здравоохранения, физической культуры и спорта.

2.2. Принципы организации мероприятий  физкультурно-спортивной направленности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

  • Принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. 
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. (вариативность требований к подбору видов упражнений, определения степени сложности задания, объема нагрузки, способа, темпа, условий выполнения, вида и и степени оказываемой нагрузки, способа, темпа, условий выполнения, вида и степени оказываемой помощи и т.д) Зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства учителя
  • Принцип комплексности педагогических воздействий (решение комплекса коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных, оздоровительных задач)
  • Принцип приоритетной роли микросоциума (единство и непрерывность коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями).
  1. Структура проведения спортивного праздника

Структура праздника разнообразна и зависит от его вида.

Условно ее можно разделить на три части.

        Вводная часть праздника, организована в форме парада участников с подъемом флага. Показательные выступления.

       Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, эстафетами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка.

Ход праздника зависит от ведущего, обладающего личностными и профессиональ-ными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

     У ведущего должно быть несколько помощников, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.

      Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков, что немаловажно для обучающихся с ОВЗ,в том числе и с ТМНР.

      Заключительная часть. Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем.

       Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 25-30 минут для детей 7-10 лет;  35-40 минут для детей 11-15 лет. Иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.

Спортивные праздники вносятся в общий (годовой) план работы по физическому воспитанию школы, а его сценарий разрабатывается учителем с учетом предыдущего опыта и с учетом возраста обучающихся.  

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

Рекомендуемая форма плана:

1. Наименование мероприятия.

2. Положение для утверждения администрацией и для классных руководителей.

3. Протокол для судейства, в котором подводятся итоги.

4. Сценарий праздника.

5. Справка о проведении мероприятия.

6. Заметка о проведении на школьный сайт и школьных СМИ.

Обязательно музыкальное оформление всей программы.

Вся подготовка к «Веселым стартам» начинается на уроках по АФК и является демонстрацией тех упражнений, которые дети хорошо усвоили на уроках I и III и IV четверти. Я предлагаю родителям приобрести для своих детей спортивную форму, по типу баскетбольной. Ее легко надеть и снять, как самим детям, так и учителю. Форма дисциплинирует, придает важности и приобщает к настоящему спорту. А главное, она свободная, не стесняет детей и очень красивая. Дети любят надевать спортивную форму и, уже одно это настраивает их на рабочий лад.

  1. Практическая часть

      3.1. Технология проведения спортивно-оздоровительных мероприятий «Веселые старты».

Наша школа тесно сотрудничает с общественными организациями города Фурманова:

- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества». Семейный клуб «Надежда».

-  Муниципальное казенное учреждение  «Отдел спорта администрации Фурмановского муниципального района»

-  Местное отделение Всероссийской общественной организации «Союз женщин России».

     Сотрудничество с общественными организациями дает возможность не только на получение дополнительных поощрений на спортивных мероприятиях, но в плане хороших идей. По инициативе семейного клуба «Надежда» «Веселые старты», которые прошли осенью мы назвали «В кругу друзей». Они предложили провести последнюю игру с цветочком по кругу и словами: «Дарю тебе этот цветочек». Не все дети могут разговаривать, но все остальное они выполнили с удовольствием.

       Праздник «Веселые старты» не носит соревновательного характера. Поэтому все эстафеты можно проводить, как на двух дорожках, (Челночный бег), так и на одной дорожке, индивидуально с каждым ребенком (Перешагивание через препятствия), которые требуют страховку для ребенка, но не скорость. Жюри, при этом, оценивают каждого участника, а по результатам классов можно выделить лучшую команду.

       Начало спортивного праздника

Спортивный праздник «Веселые старты» прошел под девизом «В кругу друзей» Приняли участие десять обучающихся: трое из 1 доп и 1 кл, трое из 2-3кл., четверо из 4-5 кл. (кл. рук-ль Царева О.М.)    

Цель: Развивать двигательную активность детей с ТМНР.

Задачи:

- становление ценностей здорового образа жизни;

- развитие физических качеств: быстрота, ловкость, выносливость, ориентация в пространстве;

-закрепить навыки, полученные на уроках АФК

Длительность: 30-35 мин

1. Показательные выступления обучающихся, освоивших упражнение  «Ласточка»

И.п. упр. Стойка на коленях в упоре. Выполнение: Поднять одну ногу, выпрямить, вернуться в И.п. Поднять вторую ногу. Вернуться в И.п.

Эстафеты

1 Прохождение полосы препятствий 

    Эстафета направлена на развитие координационных способностей, смелости, решительности.

Выполнение: прыжки из обруча в обруч, прокатывание фитбола вокруг поворотной стойки, перешагивание через мягкие модули.

Итог выполнения: каждый участник прошел полосу препятствий самостоятельно со страховкой.

2 Эстафета «Прокати машинку».

     Эстафета направлена на развитие координации, внимание, ловкость и точность.

Выполнение: по сигналу учителя ребенок провозит игрушку машину за веревку вокруг обруча.

Итог выполнения: дети выполнили задание с увлечением, старанием, свободно.

3 Эстафета «Челночный бег»

       Эстафета направлена на развитие координации, ловкости, быстроты и сообразительности

Выполнение: по сигналу ребенок берет из обруча один кубик, переносит его во второй обруч, возвращается, берет второй кубик, таким же образом третий. Возвращается на место.

Итог выполнения: дети выполнили упражнение каждый в своем темпе.

4 Эстафета «Метание мяча на дальность» 

       Упражнение направлено на развитие глазомера, точности, координации движений.

Выполнение: по приглашению учителя ребенок подходит к разметке, берет один малый мяч в руку, замахивается и прямой рукой бросает мяч вперед. И так четыре мяча.

Итог выполнения: все дети выполняли метание мяча с большим азартом и удовольствием.

5 Игра «Передай цветочек другу и улыбнись» 

        Игра направлена на воспитание доброжелательного отношения рядом стоящему товарищу. Умению улыбнуться. Побуждению сказать слова «Дарю цветочек»

Выполнение: все дети строятся в круг за руки, передают цветочек по кругу со словами: «дарю тебе цветочек».

Итог выполнения: дети хорошо отреагировали на данную игру, не все умеют разговаривать, но цветочек передали и улыбнулись все.

Победителями в «Веселых стартах» стали три участника из 3 и 4 классов за I  II  III места, остальные участники отмечены Дипломами за участие и сладкими призами от общественных организаций. В этом празднике гости не удержались и приняли участие в эстафете «Челночный бег». Праздник прошел весело и интересно. Ни кто не остался равнодушным или скучным. Все включились и остались довольны.

3.2. Технология проведения спортивно-оздоровительных мероприятий «Семейные старты».

Праздник «Семейные старты», приурочен к Дню Инвалида прошел под девизом «Мы спортивная  семья». Приняли участие шесть семейных команд, состоящих из одного из родителей и одного ребенка.  Приняли участие учащиеся 1 доп. класса (кл. рук-ль Чупина О.П.) и 1-2 класса (кл. рук-ль Царева О.М.)  Всего шесть семейных команд. Праздник получился захватывающим и интересным, оставил массу положительных эмоций и впечатлений. Проведенный спортивный праздник никого не оставил равнодушным.

Цель мероприятия: укрепление здоровья детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии  посредством физической рекреации.

Задачи:

- закрепить физические способности учащихся;

- корректировать двигательные нарушения учащихся, обусловленные первичным дефектом;

- способствовать успешной социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта через использование инклюзивной формы организации мероприятия;

- развивать волевые качества (стремление выполнять задание быстро, точно и в полном объеме);

- воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни;

- воспитывать интерес к совместным спортивным праздникам;

- привлечь детей и родителей к активному проведению досуга.

Эстафеты:

  1. Прохождение полосы препятствий.

  Эстафета направлена на развитие координационных способностей, смелости, решительности.

Выполнение: ходьба по ребристой доске, ходьба, по мягким дискам, перешагивание через мягкие модули, ходьба по ступенькам (встать на степ, сойти с него), ходьба змейкой между поворотными стойками, бег до финишной черты.

Итог выполнения: шесть семейных пар прошли полосу препятствий под музыку, с интересом.

2. Эстафета «Прокати мяч по ровной дорожке».

      Эстафета направлена на развитие координационных способностей.

Выполнение:  по команде первые две команды прокатывают мяч до поворотной стойки, огибают ее и катят гимнастический мяч обратно. Выполняют все семейные команды на двух дорожках.

Итог выполнения: Эстафету прошли до конца пять пар. Один ученик 1 доп. класса (РАС) сошел.

Причина: по привычке он зажимает ушки двумя руками, но, прокатывая мяч такой возможности нет.

  1. Эстафета «Меткие и быстрые»

 Эстафета направлена на развитие точности, меткости, ловкости и глазомера.

Выполнение:  по команде учителя первый две команды выполняют броски мешочков с песком в обруч, три мешочка ребенок, три мешочка  родитель. Выполняют все семейные команды на двух дорожках.

Итог выполнения: все пять оставшихся команд задание выполнили, интерес возрастает все больше.

       4. Эстафета «Сбей кеглю»

 Выполнение: по команде учителя первые две команды прокатывают мяч  двумя руками, И.п.: ноги шире плеч,  в наклоне туловища, каждый участник команды по три раза,  стараются сбить кегли.

Итог выполнения: Взрослые сбивали кегли первыми,  дети старались повторить по образцу.

Победителями в Веселых стартах стали команды, набравшие наибольшее количество первых мест. Награждены памятными медалями «Чемпион-1», «Чемпион-2», «Чемпион-3», остальные участники награждены медалями «Чемпион».

     

Внеурочная деятельность это ресурс,
позволяющий школе  достичь нового качества образования

  • Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным.   Участниками этого процесса в первую очередь являются семья и ближайшее окружение ребенка, а также люди, принимающие участие в образовании и социальной реабилитации ребенка с ТМНР. Таким образом, можно смело утверждать, что внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
  • Внеурочная деятельность для детей с ТМНР позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.  Внеурочная деятельность при правильной организации играет важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
  • Одной из приоритетных задач обучения детей с ТМНР является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ТМНР позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
  • Таким образом, внеурочная деятельность детей с ТМНР должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация права на обучение.

Главным направлением развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться о...

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".

В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...

статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...

Статья на тему: «Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы или как помочь ребенку на практике»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социализации.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, ...