Доклад на тему: ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация права на обучение.
статья на тему

Главным направлением развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_doklad.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация права на обучение.

(Выступление на педагогическом совете от 30.08. 2016)

Учитель начальных классов

МБОУ-СОШ № 3 города Аркадака

Панова Елена Николаевна

Аркадак 2016

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализация права на обучение.

В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является актуализация ценности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которое сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики в России.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает всю систему образования создавать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей – инвалидов.

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
        • Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175.

        • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно статье 2 Закона обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно ч. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

        • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказом от 19.01.2015 № 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, зарегистрированный 03.02.2015г. за № 35847. ФГОС для обучающихся с ОВЗ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

Согласно разработанной концепции ФГОС закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства. Принципиальное значение в данном контексте приобретает и то, что все стандарты ориентированы на федеральный государственный стандарт общего образования, имеют единую с ним нормативно-правовую базу.

В связи с утверждением ФГОС специального образования приняты новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждённые Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 01.07.2015г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15»

На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ОУ разрабатывает АООП НОО обучающихся с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

В настоящее время в школе обучаются 5 детей-инвалидов, из них в создании особых образовательных условий нуждается один ребёнок.

Ещё в 2014 году наша школа была определена как базовый центр инклюзивного образования Аркадакского района. В рамках развития системы инклюзивного образования школой закуплено оборудование: 1 интерактивная доска, проектор, 2 ноутбука, сканер, принтер для печати шрифтом Брайля, две акустические системы, информационный терминал, информационное табло, кнопки вызова персонала, 2 увеличителя, комплект звукоусиливающей аппаратуры для слабослышащих. 6 педагогов прошли дистанционные курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО «СОИРО» по программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях». В школе были проведены необходимые ремонтные работы для создания безбарьерной среды.

 Комплектом оборудования для дистанционного обучения  обеспечен и ребенок обучающийся в рамках данной программы, ученик моего класса Молоканчиков Никита.  При этом  в работе с ним используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с посещением  на дому. Никита успешно справляется с общеобразовательной программой, занимается на «4» и «5». Кроме того мы стараемся вовлекать его и во внеурочную деятельность, так  в 2015 году Никита  вместе с группой детей приняли участие в региональном  конкурсе «Зимняя сказка», где заняли 1 место. Делая шаги в направлении социализации ребёнка, дети моего класса посещают на дому Никиту, поздравляют с праздниками, приглашают на праздники в школу. Но к сожалению родители отказываются поддерживать  нашу инициативу в данном направлении.

В целом можно сказать, что организация обучения детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволит избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что будет способствовать формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Задача педагогических работников Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни школы. Все сотрудники школы позитивно настроены и понимают свои обязанности.

Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным- адаптированным под  его личные возможности и потребности.  

При этом индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети.

  В современной  школе  все ученики получат возможность иметь равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.

 У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов.

 Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом. Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления современного образовательного процесса.

 Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни школы. Все сотрудники школы позитивно настроены и понимают свои обязанности.

Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным- адаптированным под  его личные возможности и потребности.  

Нормативно-правовая база 

Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ, прежде всего, базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования. 

Организации сетевого взаимодействия с внешними организациями 

Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, Окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье...

доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

доклад на тему "Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", представленный на педагогическиом совете и на МО учите...

«Введение ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является пов...

доклад на тему: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальные образовательные условия – основной фактор адаптации и эффективного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной школы. В  Федеральном законе об образовании в Росс...

Выступление с докладом на МО КРО на тему "Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

У  большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэ...