Главные вкладки

    доклад на тему «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
    материал на тему

    Пудченко Ольга Васильевна

    доклад на тему "Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", представленный на педагогическиом совете и на МО учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fgos_s_ovz.docx117.6 КБ
    Файл fgos_s_ovz.pptx1.55 МБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд 1

    «Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Слайд 2

    1. Вступительная часть

    О Томасе Эдисоне – величайшем американском изобретателе (кратко из биографии)

    Слайд 3

    Новый мир имеет новые условия и

    требует новых действий

              Рерих Николай Константинович 


    Слайд 4, 5

    С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях. Напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей адаптированное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

    Слайд 6

    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

    • Категории детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П.Пузанова):
    • -дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
    • - дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
    • - дети с нарушением речи
    • - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
    • - дети с умственной отсталостью
    • - дети с задержкой психического развития
    • - дети с нарушением поведения и общения
    • - дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами

    В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых УУД, а также различные формы педагогической работы с ним.

    Слайд 7      

    Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью может быть организовано, как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

     

    Для каждого из вариантов обучения детей с ОВЗ разработчиками предложена своя Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа. Ссылка: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 с 1 сентября 2016 года начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).

    Согласно п.2 настоящего приказа «Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения».

    ФГОС НОО ОВЗ должен быть реализован на основе  адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) .

    Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе для детей-инвалидов), разрабатывается на основе основной образовательной программы и с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретного обучающегося.

    Слайд 7

    Адаптированная основная общеобразовательная программа состоит из разделов: целевой, содержательный,  организационный

    Слайд 8

    1. Целевой( пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП; система оценки достижений в освоении АООП

    Пояснительная записка

    Обязательные компоненты

    1) целиреализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы;

    2) принципы и подходык формированию АООП;

    3) общую характеристикуАООП;

    4) психолого-педагогическую характеристикуобучающихся с умственной отсталостью;

    5) описание особых образовательных потребностейобучающихся с умственной отсталостью;

    6) описание структуры и общая характеристика специальной индивидуальной программы развития обучающихся с умственной отсталостью.

    пункт 2.9.1 ФГОС ОУО

    Цель реализации АООП - обеспечение условий достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов, связанных с освоением духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, базовых учебных действий, системы способов действий и знаний по учебным предметам, индивидуальным прогрессом обучающихся в личностном развитии.

    Задачи реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью:

    Обеспечить достижение обучающимися с умственной отсталостью личностных и предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

    Обеспечить формирование основ российской гражданской идентичности общей культуры личности на основе приобщения к базовым национальным ценностям.

    Обеспечить формирование у обучающихся с умственной отсталостью основ учебной деятельности, позволяющих самостоятельно планировать и организовывать деятельность, использовать знания в жизни и деятельности.

    Сформировать готовность и способность обучающихся с умственной отсталостью к сохранению и укреплению собственного здоровья, следованию правилам здорового и безопасного образа жизни.

    Сформировать готовность к освоению по окончании обучения в образовательной организации программ профессионального обучения и включению в доступную трудовую деятельность на основе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений.

    Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП

    Обязательные компоненты:

    1. Личностные результаты освоения АООП.

    2. Предметные результаты освоения АООП (из ФГОС на момент завершения их изучения).

    Дополнительные компоненты

    1. Дифференцировать планируемые результаты по годам обучения в зависимости от срока получения образования обучающимися с умственной отсталостью: конец обучения в 4 классе, конец обучения в 9 классе, завершение обучения в 12 классе.

    2. Определить планируемые результаты сформированности базовых учебных действий.

    3. Определить совокупные планируемые результаты освоения курсов коррекционно-развивающей области (планируемые результаты коррекционной работы).

    4. Соотнести планируемые результаты с целью и задачами реализации АООП.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися АООП

    Обязательные компоненты

    1. Цель оценочной деятельности.

    2. Объекты, содержание, критерии и инструментарий оценки предметных и личностных результатов освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы.

    Дополнительные компоненты

    1. Содержание, критерии и инструментарий оценки сформированности базовых учебных действий.

    2. Подходы к индивидуальному учету результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы.

    В примерной АООП описаны все возможные варианты для каждого предмета и программы в целом. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП в содержательно и структурном плане связана с предыдущим разделом. Здесь ОО может найти рекомендации для составления методики мониторинга, комплектования системы маркеров или критериев для оценивания деятельности учащихся, а также примеры традиционной, в том числе балльной оценки.

    Слайд 9

    2. Содержательныйраздел

    - Программа формирования базовых учебных действий обучающихся

    – В программе формирования БУД содержится перечень действий, формирование которых целесообразно и актуально для данной типологической группы обучающихся, а также примеры тех психолого-педагогических подходов, на основании которых ОО может составить свою программу формирования БУД.

    –связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов, коррекционно-развивающих курсов, курсов внеурочной деятельности;

    –типовые задания по формированию базовых учебных действий;

    –содержание и процедура итоговой оценки сформированности базовых учебных действий по завершению освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (либо описать в разделе «Система оценки….»).

    - Программа отдельных учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей с ОВЗ)Составляется на весь период обучения и ориентирована на общие рекомендации по выбору направлений деятельности ОО с учет местных условий. В связи с этим конкретизация примерных программ учебных предметов может давать достаточно широкий спектр возможностей для индивидуализации обучения и реализации авторских подходов педагогов в отбору и структурированию конкретного содержания.

    -Программа духовно-нравственного развития;

    Обязательные компоненты

    цель духовно-нравственного развития и воспитания;

    (Целью духовно-нравственного развития и воспитания может являться:

    формирование общей культуры обучающихся с умственной отсталостью на основе приобщения к духовно-нравственным ценностям;

    обеспечение условий для развития личности, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общепринятых норм и правил поведения;

    обеспечение формирования у обучающихся с умственной отсталостью представлений об общечеловеческих ценностях и образцах поведения на основе практики общественных отношений с различными людьми и социальными группами.

    задачи духовно-нравственного развития и воспитания;

    –основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с описанием содержания и форм реализации;

    планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

    -Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

    Обязательные компоненты

    цель и задачи программы;

    –планируемые результаты реализации программы;

    –основные направления реализации программы и содержание работы по направлениям.

    Направления могут быть следующие:

    –формирование у обучающихся умений рациональной организации режима труда и отдыха:знания о динамике работоспособности, утомляемости, умения рационально организовывать режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок, состояния собственного здоровья, знание методов профилактики переутомления;

    –формирование у обучающихся умений организации двигательной активности, соответствующей возрасту и состоянию здоровью:понимание необходимости адекватной двигательной активности и занятий физической культурой, представления о рисках для здоровья гиподинамии и неадекватной физической нагрузки;

    –формирование умений самоконтроля за собственным состоянием здоровья, умений саморегуляции: навыки оценки собственного функционального состояния, навыки эмоциональной саморегуляции, умения действовать в условиях стрессовой ситуации;

    –формирование у обучающихся представлений о рациональном питании, знаний правил этикета, связанных с питанием:знание правил рационального питания, правил этикета, воспитание готовности соблюдать правила рационального питания, умения самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания в соответствии с учебной и внеучебной нагрузкой;

    –формирование у обучающихся представлений о правилах здорового образа жизни, наркотизации как опасном поведении, умений противостоять вовлечению в употребление психоактивных веществ умений рационально организовывать свободное время:знания о правилах здорового образа жизни, правил работы с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, знания о негативных последствиях наркотизации, умения противостояния вовлечению в употребление психоактивных веществ; умения рационально проводить свободное время с учетом собственного режима дня;

    –формирование у обучающихся экологической грамотности, экологической культуры, культуры безопасного образа жизни: воспитание бережного уважения к природе, представлений об основах экологической культуры, умений экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного поведения в окружающей среде;

    –информационно-просветительская работа с родителями обучающихся по вопросам экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: семинары и лектории по вопросам развития детей, факторов, влияющих на здоровье, профилактики употребления обучающимися психоактивных веществ и др., привлечение родителей к проведению мероприятий спортивно-оздоровительной, экологической направленности.

    -Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4, АООП УО вариант 1.

    Обязательные компоненты

    1. Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.

    2. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий.

    3. Характеристика механизма взаимодействия специалистов в процессе реализации программы коррекционной работы.

    Программа коррекционной работы содержит описание основных подходов, перечень занятий и других вариантов организации коррекционно-развивающего воздействия, количество часов и направления коррекционной работы. Учитывая первостепенное значение этого раздела АООП для качественной реализации задач обучения детей с ОВЗ отметим, что его составление может рассматриваться образовательной организацией как базовый механизм объединения всей АООП в единой целое. В данном разделе необходимо остановиться и на организационных особенностей школьной развивающий и социально-бытовой среды, и на специфике коррекционно-развивающих занятий, и на других аспектах деятельности ОО, обеспечивающих всестороннюю коррекцию состояния и развитие ребенка.

    -Программа внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности - это программа образовательной деятельности, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся. К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно- развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

    Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ.

    Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

    Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

    Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно- оздоровительная, туристско-краеведческая и др.

    Формы организации внеурочной деятельности разнообразны: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д. Результаты внеурочной деятельности отдельно охарактеризованы в примерной АООП, что подчеркивает важность этой работы наряду с учебной и коррекционно-развивающей для дальнейшее развития и социализации школьников, в том числе с умственной отсталостью.

    Слайд 10

    Этапы реализации программы:

    I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического, материально-технической и кадровой базы учреждения.

    II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации (организационно- исполнительская деятельность). Практическая реализация Программы коррекционной работы. Результатом работы на этом этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность, а также процесс специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со специально созданными (вариативными) условиями обучения, воспитания, развития, социализации категории обучающихся с ОВЗ.

     III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

    IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно – корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. 

    Ожидаемые результаты внедрения программы:

    удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы; компенсация имеющихся отклонений в физическом и психическом развитии средствами комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения; пропедевтика вторичных отклонений; развитие у обучающихся с ОВЗ адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. овладение социально-бытовыми умениями и навыками коммуникации, используемыми в повседневной жизни; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; включение в систему коррекционной работы образовательного учреждения взаимодействия с другими организациями; повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. 

    Слайд 11

    У нас не должно быть плохих школ,  школ со стабильно низкими результатами, но и не должно быть выбракования детей для улучшения результатов. Конечно, легче расписаться в собственном бессилии и выдать аттестаты с «двойками», но так мы действительно можем потерять уже достигнутые вершины. Думаю, вы все со мной согласитесь, надо бороться за каждого ребенка в любой школе.

    Слайд 12


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель начальных классов Пудченко О.В. ФГОС ОВЗ

    Слайд 2

    Томас Эдисон: гений или умственно отсталый?

    Слайд 3

    Новый мир имеет новые условия и требует новых действий Рерих Николай Константинович (1874-1947)

    Слайд 5

    Приказ от 19 декабря 2014 Г. № 1598 ФГОС НОО ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт н ачального общего образования обучающихся с ограниченными в озможностями здоровья

    Слайд 6

    Категории детей с ОВЗ : - дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) - дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) - дети с нарушением речи - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата - дети с умственной отсталостью - дети с задержкой психического развития - дети с нарушением поведения и общения - дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами

    Слайд 7

    Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

    Слайд 8

    Адаптированная основная общеобразовательная программа- это образовательная программа, адаптированная для обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в том числе для детей-инвалидов )

    Слайд 9

    Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие дети 2.1,2.2, 2.3 Слепые дети 3.1,3.2,3.3,3.4 Слабовидящие дети 4.1,4.2,4.3 Дети с тяжелыми нарушениями речи 5.1,5.2,5.3 Дети с нарушениями ОДА 6.1,6.2, 6.3,6.4 Дети с задержкой психического развития 7.1,7.2,7.3 Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1,8.2,8.3,8.4 Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2

    Слайд 10

    В заимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (создание психолого – медико – педагогического консилиума образовательного учреждения) социальное партнерство, в т.ч . сетевое взаимодействие вариативные формы получения образования: - обучение в общеобразовательном классе ; -обучение в специальном (коррекционном) классе; -обучение с использованием надомной (индивидуальной) формы обучения ; - организация дистанционного обучения,

    Слайд 11

    Томас Эдисон

    Слайд 12

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Введение нового образовательного стандарта для начальной школы ставит перед учителем новые образовательные цели. В условиях начальной школы педагог должен научить ребёнка не только читать, писать и сч...

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

    План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

    Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

    Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 д...