Главные вкладки

    Психологическое сопровождение адаптации детей к обучению в общеобразовательной школе как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
    материал на тему

    Калиниченко Оксана Николаевна

    Опыт работы 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opisanie_opyta_kalinichenko_o.n.doc269 КБ

    Предварительный просмотр:

    Калиниченко Оксана Николаевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Троицкая средняя общеобразовательная школа"

    Губкинского района Белгородской области

    «Психологическое сопровождение адаптации детей к обучению

    в общеобразовательной школе как средство социализации  детей

     с ограниченными возможностями здоровья»

    Автор опыта:

    Калиниченко Оксана Николаевна

    педагог-психолог

    муниципального бюджетного

    общеобразовательного учреждения

    «Троицкая средняя

    общеобразовательная школа»

    Губкинского района

    Белгородской области

    г. Губкин, 2018г.

    Содержание:

    1.Информация об опыте……………………………………………3

    2.Технология опыта………………………………………………..8

    3.Результативность опыта…………………………………………18

    4.Библиографический список…………………………………….20

    5.Приложение к опыту……………………………………………22

    Раздел I

    Информация об опыте

    Условия возникновения и становления опыта

    Тема опыта: «Психологическое сопровождение адаптации к обучению

    в общеобразовательной школе как средство социализации  детей

    с ограниченными возможностями здоровья»

    Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в  муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Троицкая средняя общеобразовательная школа»  Губкинского района Белгородской области. Педагогический коллектив школы работает над проблемой реализации современных образовательных технологий в процессе обучения школьников, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации учебно-воспитательного процесса.

    Развитие человеческого потенциала – приоритетное направление в реализации государственной политики Российской Федерации, на выполнение которого нацелены государственные структуры и общественные организации.

    Одной из основных задач школы - и общеобразовательной массовой, и специальной - является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией, трудовой деятельностью, совместно с другими членами общества. Нарушение одного или нескольких анализаторов у ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.

    Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ОВЗ оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в окружающую среду в качестве полноправных членов общества.

    Получение детьми с ОВЗ образования – это одно из неотъемлемых и основных условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного принятия участия в общественной жизни, эффективной самореализации в разных видах социальной и профессиональной деятельности. В Конституции РФ и Федеральном законе от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании»  говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

    Вообще, для любого ребенка первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка с ОВЗ очень трудна эта нагрузка. Двигательная активность, так или иначе, становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

    Ребенок, пришедший впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

    За последние три года увеличилось количество учащихся с ОВЗ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

    2015-2016

    2016-2017

    2017-2018

    3 учащихся

    (3 ТНР)

    3 учащихся

    (3 ТНР)

    6 учащихся

     (4 ТНР, 2 ЗПР)

    Для определения уровня адаптации первоклассников были использованы:

    1.Метод наблюдения.

    2. Опросник для учителя «Социально-педагогическая адаптация ребенка в школе (экспертная оценка учителя)». (Приложение №4)

    3.Диагностическая методика «Разноцветные странички» (Приложение №2)

    4. Мотивационная анкета Н.Г. Лускановой. (Приложение №3)

    5. Анкета для родителей первоклассников. (Приложение №1)

    По результатам диагностики уровня адаптации к школе на начало года у учащихся 1-х классов были получены следующие данные:

    2015-2016

    2016-2017

    2017-2018

    Высокий уровень адаптации

    -

    -

    -

    Средний уровень адаптации

    1

    2

    2

    Низкий уровень адаптации

    2

    1

    4

    Учащиеся с ОВЗ имели более низкий уровень адаптации по сравнению со сверстниками. Преобладало чрезмерное возбуждение, агрессивность по отношению к разным участникам образовательного процесса. Низкий уровень развития коммуникативных способностей, нежелание идти в школу.

    Актуальность опыта.

    Актуальность опыта обусловлена тем, что для многих первоклассников, и особенно для детей с ОВЗ, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время, именно в 1-м классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети с ОВЗ наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, педагогам и специалистам необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния каждого ребенка, возникающие с началом обучения в школе.

    Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач. Для детей с ОВЗ представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Все это объясняется нарушением познавательных процессов. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила общения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими.

    Поэтому учащимся с ОВЗ необходимо порой гораздо больше времени, чем обычным школьникам, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

    Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, тем более для детей с ОВЗ.

    Начальная школа является оптимальным временным отрезком школьного пути ребенка, когда общие способности к учению интенсивно формируются, корректируются отрицательные тенденции в развитии, восполняются недостатки дошкольного образования ребенка и сохраняется возможность, возрастает успешность обучения. Именно на данном этапе обучения детей с ОВЗ должно реализовать себя по принципу построения коррекционно-развивающего обучения.

    Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволил выделить характерную проблему и определить противоречия, возникшие в педагогическом процессе: между возросшей потребностью общества в понимании необходимости процесса социально-педагогической адаптации детей с ОВЗ и не разработанностью технологии организации их психологического сопровождения, обеспечивающего эффективность данного процесса, а так же и не готовностью окружения (сверстников) к толерантному отношению к детям с ОВЗ.

    Психологическое сопровождение обеспечивает создание условий для повышения социальной активности и автономности детей, для формирования ценностных установок, развития интеллектуальных процессов, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка.

    Цель психологического сопровождения учащихся с ОВЗ автор опыта видит в процессе успешной социализации и адаптации к обучению в общеобразовательной школе.

    Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили ведущую педагогическую идею опыта.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения активности и автономности детей с ОВЗ в процессе адаптации к обучению в общеобразовательной школе.

    Длительность работы над опытом.  

    Работа над темой ведётся в период с 2015 г. по 2018 г. и состоит из нескольких этапов:

    Первый этап (2015 - 2016гг.) - теоретическое осмысление проблемы, разработка и определение задач работы над опытом.

    Второй этап (2016 - 2017 гг.) - практическая организация работы по анализу адаптации  к обучению в школе учащихся с ОВЗ. Разработка и реализация психологического сопровождения учащихся с ОВЗ в период адаптации к школе.

    Третий этап (2017 - 2018 гг.) – анализ результатов работы по данной теме.

    Диапазон опыта.

    Диапазон охватывает психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-х классов с ОВЗ.

    Теоретическая база опыта.

    Ведущие принципы государственной политики в области образования определяются гуманистическим подходом, приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободным развитием каждой личности, что зафиксировано в «Законе об образовании». Это подтверждает правомерность обращения современной педагогической науки на личностно-ориентированное обучение и в целом гуманизацию образования. Гуманистический характер образования во многом определяется представлениями о человеческой индивидуальности, поэтому проблема индивидуализации обучения была и остается одной из фундаментальных как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.

    В современной школе индивидуализация обучения осуществляется с целью оказания помощи в становлении личности, выявления всех ее неиспользованных ресурсов, упрочения положения в социуме. Это особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе надомного обучения. Контингент учащихся школы надомного обучения составляют дети-инвалиды, имеющие сохранный интеллект. Количество таких детей постоянно растет, и эта тенденция, к сожалению, сохраняется.

    В рамках существующих нормативов обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в общеобразовательных учреждениях организовать достаточно сложно: для них не созданы условия, адекватные особенностям их развития; не разработана особая технология обучения; не организована социально-психологическая поддержка на каждом этапе их образования. Очевидно, что наиболее значительные затруднения вызывает у такой категории учащихся проблема их социальной адаптации, интеграции в социум. Ведь наличие заболевания оказывает специфическое влияние на психическое развитие детей, снижает их конкурентоспособность и осложняет процесс социальной адаптации. Поэтому в школе необходимо предусмотреть разработку технологии обучения, имеющую адаптивно-коррекционную направленность и решающую проблему социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим необходим поиск нового подхода к организации обучения и воспитания таких детей, который позволял бы создавать в процессе обучения оптимальные условия для развития и саморазвития потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ.

    Таким образом, становится актуальной проблема организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-педагогической адаптации, развития и интеграции их в общество. Различные аспекты проблемы социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими учеными.

    Сущность процесса социальной адаптации исследовали А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, Л.Н. Коган, Т.Г. Киселева и др. Общие проблемы инвалидности, психологические особенности инвалидов раскрыты в работах А.Г. Асмолова, Н.К. Боголепова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, К.А. Скворцова и др. Особенности развития детей с различными проблемами здоровья рассмотрели Т.В. Лодкина, В.И. Лубовский, Л.М. Птицина и др., пути компенсации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья -С.А. Беличева, В.М. Минияров, С.Г. Шевченко и др., интеграции этих детей в общеобразовательную среду - Э.И. Леонгард, Г.Ф. Кумарина, Л.Н. Винокуров и Др.

    Сущность и возможности развития и гармонизации образовательной среды с социокультурных позиций исследовали И.В. Крупина, Н.Б. Крылова, Л.П. Печко, В.А. Разумный, В.И. Слободчиков, СВ. Тарасов и др. Гуманизация образовательной системы рассматривается через обеспечение помощи нуждающимся в ней детям и их педагогической поддержки (О.С. Газман, А.В. Мудрик, Т.И. Шульга и др.) общепедагогическом аспектах ее рассматривали Н.Б. Алмазов, Н.П. Вайзман, Е.А. Горшкова, В.В. Морозов, Г.И. Репринцева и др.

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья возможно только на основании индивидуального обращения к личности детей, гуманистического по своей сути. Такие способы индивидуальной коммуникации разрабатывались как зарубежными (X. Джинотта, Я. Корчак, А. Маслоу, У. Перки), так и отечественными (В.А. Сухомлинский, Л.А. Петровская, А.С. Спиваков-ская) психологами и педагогами.

    Проблемы развития и саморазвития личности в процессе обучения исследовали Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, ИЛ. Лернер, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин, Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.

    Анализ научной литературы по проблеме  показал, что разработаны лишь отдельные аспекты, однако вопрос социально-психологической адаптации данной категории детей в учебной деятельности ранее не рассматривался.

    Результатом психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе является не только уровень знаний, умений и навыков учащихся, но и уровень сформированности личностных качеств учащихся, которые способствуют успешности их адаптации в социуме. Этот результат может обеспечивать, в том числе, особый подход к организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. особая технология их обучения. В настоящее время существует проблема разработки такой технологии.

    Анализ научной литературы и практики позволил определить противоречие между возросшей потребностью общества в понимании необходимости процесса социально-педагогической адаптации с ОВЗ и не разработанностью технологии организации их психологичкского сопровождения, обеспечивающего эффективность данного процесса.

    Новизна опыта

    Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на подготовку учащихся к успешной социализации, предполагающей с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – его саморазвитие и способность к самореализации.

    Раздел II

    Технология опыта

    Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

      Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

      Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

      Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

      Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

      Почему он так испуган? Почему не говорит?

      Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

      Мир «особого» ребенка допускает лишь своих

    Цель данного опыта:

    Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме (школе, в семье)

    Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

    • организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся;
    • оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку и его родителям;
    • психолого-педагогическое просвещение родителей;
    • развитие  толерантного отношения у сверстников.

    Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам)

    Автор опыта отмечает зависимость социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья от типа дефекта, школьной успеваемости и межличностных отношений в классе, от влияния семейного микроклимата.

    На разных уровнях (ступенях) образования задачи психологического сопровождения различны.

    Начальная школа

    – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности. развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться» (УУД), развитие творческих способностей.

    Все, вышесказанное, позволило автору выстроить определенную модель психологического сопровождения детей с ОВЗ, характеризующуюся следующими принципами:

    1) системность – реализуется в процессе оказания психологической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учетом всех составляющих определяется, моделируется система психологического сопровождения);

    2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

    3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

    4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка. Знание и учет его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

    5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

    Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями, в том числе и родителями, воспитывающими детей данной категории.

    Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим, особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике. Диагностика позволяет своевременно выявить детей с ОВЗ. выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития

    эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка.

    Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, углубленное, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребенка в процессе коррекционной работы. Составляется индивидуальная карта ребенка.

    Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития. Это исследование проводится при поступлении ребенка с ОВЗ в школу. Выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Автор опыта отмечает, что при проведении процедура обследования учащегося с ОВЗ психологу необходимо соблюдать основные требования:

    1. 1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
    2. 2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
    3. 3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
    4. 4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
    5. 5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

    Диагностическая работа

    Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи.

    Задачи
    (направления деятельности)

    Планируемые результаты

    Виды и формы деятельности,
    мероприятия

    Сроки

    Ответствен-ные

    Психолого-педагогическая диагностика

    Первичная диагностика для выявления группы «риска»

    Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

    Наблюдение, психологическое обследование;
    анкетирование  родителей, беседы с педагогами

     

     

     

    сентябрь

     

    Классный руководитель
    Педагог-психолог

    Углубленная  диагностика детей ОВЗ, детей-инвалидов

    Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

    Диагностирование.
    Заполнение диагностических документов специалистами (протокола обследования)

    сентябрь

    Педагог-психолог

    Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
    Выявить резервные возможности

    Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

    Разработка коррекционной программы

    Педагог-психолог

    Социально – педагогическая диагностика

     

    Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам

     

     

     

    Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. 
    Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

     

    Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

     

     

    Сентябрь - октябрь

     

    Классный руководитель
    Педагог-психолог
    Социальный педагог

    Педагог-психолог Калиниченко Оксана Николаевна является членом ПМПк и участвует в его работе (пишет представление на ребенка по результатам диагностических исследований, участвует в разработке рекомендаций, коррекционной части программы).

    В системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении автор опыта осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся в ОО. Цель психологического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

    Задачи психологического сопровождения:

    • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

    • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: помощь в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
    • психологическое обеспечение образовательных программ;
    • развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

    Коррекционно-развивающая работа

    Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

    Задачи (направления) деятельности

    Планируемые результаты.

    Виды и формы деятельности, мероприятия.

    Сроки

    Ответственные

    Психолого-педагогическая работа

    Обеспечить психологическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

    Позитивная динамика развиваемых параметров

    1.Формирование групп для коррекционной работы.
    2.Составление расписания занятий.
    3. Проведение коррекционных занятий.
    4. Отслеживание динамики развития ребенка

    В течение уч.года

    Педагог-психолог

    Лечебно – профилактическая работа

    Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов

     

     

    Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ЗПР.
    Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.
    Реализация профилактических образовательных программ.

     

    В течение года

    Заместитель
    директора по УВР
    Классный руководитель
    Педагог-психолог
    логопед 
    Медицинский работник

    В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

    • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

    • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
    • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
    • развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

    Автор опыта считает, что психологическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог-психолог работает с группой. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.  По результатам диагностики Оксана Николаевна составляет «Индивидуальный образовательный план» для каждого ребенка с ОВЗ. (Приложение №5)

    Задачами психологического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с ОВЗ:

    1. 1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития
    2. 2. Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении
    3. 3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
    4. 4. Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения
    5. 5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

    Задачами психологического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с условно-нормальным психофизическим развитием:

    1. 1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка
    2. 2. Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями
    3. 3. Психологическое обеспечение образовательных программ.

    Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении семей обучающихся:

    1. 1. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
    2. 2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
    3. 3. Повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
    4. 4. Оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

    Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

    1. 1. Повышение профессиональной компетентности;
    2. 2. Формирование навыков командной работы;
    3. 3. Формирование психологической культуры.

    Говоря о работе психолога, автор опыта имеет в виду не просто однократно оказанная психологическая помощь, поддержка детей, испытывающих трудности в обучении, а психологическое сопровождение их на всех этапах обучения. Это сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребѐнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

    Консультативная работа

    Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

    Задачи (направления) деятельности

    Планируемые результаты.

    Виды и формы деятельности, мероприятия.

    Сроки

    Ответственные

    Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования

    1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
    2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

    Индивидуальные, групповые, тематические консультации

    По отдельному плану-графику

    Педагог – психолог

    Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

    1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
    2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

    Индивидуальные, групповые, тематические консультации

    По отдельному плану-графику

    Педагог – психолог

    Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

    1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 
    2. Разработка плана консультативной работы с родителями

    Индивидуальные, групповые, тематические консультации

    По отдельному плану-графику

    Педагог – психолог

    Работа по консультативно - просветительскому и профилактическому направлению обеспечивает оказание обучающимся, педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Калиниченко Оксана Николаевна разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

    Информационно – просветительская работа

    Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

    Задачи (направления) деятельности

    Планируемые результаты.

    Виды и формы деятельности, мероприятия.

    Сроки

    Ответственные

    Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

    Организация работы  семинаров, тренингов и т.п. по вопросам инклюзивного образования

    Информационные мероприятия

    По отдельному плану-графику

    Педагог – психолог

    Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

    Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

    Информационные мероприятия

    По отдельному плану-графику

     

     


    Педагог – психолог

    Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали важность среды, окружающей «особого ребенка». Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. И здесь роль психолога велика. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

    Помощь детям с ОВЗ требует и психологической поддержки их семей. Педагог-психолог считает, что во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

    Работа с родителями обучающихся

    Цель: повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка. 


    Дата

    Содержание  работы с родителями  обучающегося

    Сентябрь

    октябрь

    Мониторинг родителей на предмет детско-родительских отношений

    Консультация родителей по поводу трудностей в адаптации. Выработка общих путей решения проблемы. (Приложение №8)

    Беседа по проблеме полной зависимости ребенка от мнения родителей.

    Родительское собрание «Первый раз в первый класс» (адаптация к обучению в школе» (Приложение №7)

    Ноябрь

    декабрь

    Консультация родителей об итогах проделанной работы, познакомить с результатами повторного мониторинга.

    Беседа с родителями по вопросу коррекции стиля детско-родительских отношений.

    Январь

     

     

    Февраль

    Март.

    Консультация родителей по поводу неуспешности в обучении ребенка, его  психологических причинах, поиск путей решения проблемы.

    Родительский лекторий «Эффективный родитель»
    Родители 1-2 классов. Тема «Как помочь учиться?»

     Родители 3-4 классов. Тема «Трудности  адаптации при переходе в основную школу.»

    Апрель 

    Знакомство родителей с итогами контрольного мониторинга. 
    Выявление положительной тенденции  в проделанной работе.

    План мероприятий

    п/п

    Мероприятия

    Сроки

    выполнения

    1.

    Углубленная  диагностика детей с ОВЗ

    Октябрь

    2.

    Работа  с родителями  учеников с  ОВЗ -разработка и проведение родительских собраний

    Сентябрь-май

    3.

    Проведение  занятий по программе О.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»  (класс, в котором обучается ребенок с ОВ) (Приложение №6)

    Октябрь-май

    4.

     Индивидуальные (групповые) коррекционно-развивающие занятия с детьми ОВЗ

    1 раз в неделю

    5.

    Индивидуальные консультации с родителями и детьми по проблемам обучения, поведения, взаимоотношений с одноклассниками.

    В течение учебного года

    6.

    Консультации с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими с детьми с ОВЗ.

    В течение учебного года

    7.

    Выработка рекомендаций по совершенствованию учебной деятельности с детьми с ОВЗ (Приложение №9)

    Май

    8.

    Анализ работы: итоги работы по психологическому   сопровождению  детей с ОВЗ, подготовка итогового доклада по результатам реализации программы.

    Май

    Важно выявить способности детей и помочь им быть успешными.

    Таким образом, в своей деятельности педагог-психолог учитывает возрастные особенности участников образовательного процесса, выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций.

    Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

     Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

    Деятельность педагога-психолога, являющегося частью комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными нуждами, и непосредственно оказывающего воздействие на всех участников образовательного процесса - незаменима. На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается большая ответственность при работе во всех направлениях деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование, просвещение и профилактика, поддержка всех участников образовательного процесса.

    Результатом реализации данного опыта стала разработка системы психологического сопровождения адаптация к обучению в общеобразовательной школе детей с ОВЗ, как часть социализации. Адресная помощь детям с ОВЗ, коррекция выявленных недостатков, положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка, формирование положительной мотивации к обучению. Развитие представлений о себе, о своем месте в мире, развитие коммуникативной компетентности, освоение разных методов и форм общения, осознание своих возможностей.

    Результативность опыта

    Отслеживание результатов адаптации первоклассников с ОВЗ проводилось с использованием следующих методик:

    1.Метод наблюдения.

    2. Опросник для учителя «Социально-педагогическая адаптация ребенка в школе (экспертная оценка учителя)».

    3.Диагностическая методика «Разноцветные странички»

    4. Мотивационная анкета Н.Г. Лускановой.

    5. Анкета для родителей первоклассников.

    Социально-педагогическая адаптация ребенка в школе

    (экспертная оценка учителя) I полугодие

    Диагностическая методика «Разноцветные странички» I полугодие

    Мотивационная анкета Н.Г. Лускановой I полугодие

    По результатам диагностики уровня адаптации к школе к концу I полугодия у учащихся 1-х классов были получены следующие данные:

    2015-2016

    2016-2017

    2017-2018

    Первичная диагностика

    Повторная диагностика

    Первичная диагностика

    Повторная диагностика

    Первичная диагностика

    Повторная диагностика

    Высокий уровень адаптации

    -

    1

    -

    2

    -

    3

    Средний уровень адаптации

    1

    2

    2

    1

    2

    3

    Низкий уровень адаптации

    2

    -

    1

    -

    4

    -

    После реализации опыта по психологическое сопровождению адаптации детей к обучению в общеобразовательной школе как средству социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья, а также при помощи создания специальных условий уровень обучения у исследуемых детей с ОВЗ, было выявлено: в 2015-2016 учебном году высокий уровень имели – 1 человека, средний – 2 человека, низкий не был выявлен; в 2016-2017 учебном году высокий уровень имели – 2 человека, средний – 1 человека, низкий не был выявлен; в 2017-2018 учебном году высокий уровень имели – 3 человека, средний – 3 человека, низкий не был выявлен.

    По окончанию периода адаптации, в конце I полугодия, педагогами были отмечены показатели благоприятной адаптации первоклассников:

    -   сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья;

    - установление первоначального положительного контакта с одноклассниками и учителями;

    -       формирование адекватного поведения школьника;

    -        начало формирования предпосылок к учебной деятельности.

    В результате психологического сопровождение детей с ОВЗ наблюдается положительное изменение уровня их адаптации в условиях образовательной школы, что является прямым доказательством эффективности опыта.

    Распространение опыта

    Выступление на научно-методическом совете МБОУ «Троицкая СОШ» Губкинского района Белгородской области, февраль 2018г.

    Доклад на заседание РМО педагогов-психологов школ г.Губкина и Губкинского района, февраль 2018г.

    Последователи опыта: педагоги-психологи общеобразовательных школ г.Губкина и Губкинского района.

    Библиографический список

    1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников/ Э.М Александровская.// М.: Академия, 2002.
    2. Алмазов Б.Н. Правовая психопатология / Б.Н.Алмазов//уч. пос. – Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004.
    3. Беличева С.А. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С.А. Беличева // Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. – М., 2002.
    4. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха./ Р.М. Боскис// – М., 1988.
    5. Гегель Г.В. Собрание сочинений. Т.3./ Г.В.Гегель// М., 1956.
    6. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева// учебно-методич. пособие. – Саратов, 1999.
    7. Дурнева О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первых классов в период адаптации / О.В. Дурнева// Сборник «Учитель – учителю». Белгород 2010.
    8. Шматко Л.А., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / программа для спец. дошкольных учреждений)// Л.А. Шматко,Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева // М.: Просвещение. 1991.
    9. Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова//книга для учителя и воспитателя. – М.: Просвещение. 1993.
    10. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко// методич. пособие – М., Аквариум, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

    Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

    «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

    Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

    статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"

    В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...

    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

    Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

    Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

    Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

    ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

    Статья затрагивает важную и актуальную проблему, связанную с синдромом выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрываются практический опыт разраб...