Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
опыты и эксперименты

Аглюлина Оксана Альфарисовна

Представлен опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи) в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе с применением информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей учащегося.

    Наиболее эффективными средствами включения учащегося в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

    В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходят информационные технологии.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ (с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи), обуславливает необходимость специальной подготовки педагога,  а тем более, работающий с детьми с ОВЗ, должен уметь использовать информационные технологии в преподавании. С применением ИКТ любой урок можно сделать более активным, наглядным, познавательным. Использование информационных технологий позволяет повысить качество усвоения учебного материала. Одной из главных задач учителя на уроке является удержать внимание учащихся. Если правильно использовать ИКТ, это позволит активизировать внимание, развивать мышление, воображение и фантазию.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам

В целом, способствует повышению качества образования.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд,  затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Специфика младших школьников с ОВЗ состоит в том, что преобладающим видом мышления является наглядно-образное. На занятиях часто используются презентации. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. На уроках русского языка учащимся нравятся задания, где нужно вставить пропущенные буквы, расставить предложения по смыслу. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. С презентацией урок проходит интересней, дети активно участвуют в процессе обучения. Благодаря тому, что  презентация дает возможность последовательно выполнять задания, дети выполняют все более внимательно.  На уроках литературы можно прослушать аудиозаписи тех произведений, которые проходят, что облегчает в дальнейшем восприятие текста, его понимание. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуждают.

  Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста детей с ОВЗ, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Учащийся становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

В начальной школе, дети во время урока быстро утомляются, а дети с ОВЗ в два раза быстрее. Поэтому неотъемлимой частью урока являются физкультминутки, гимнастика для глаз. 

Активно использую ИКТ при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время. Проводились такие мероприятия как «Урок мужества»,  «Знатоки дорожной азбуки», «Мартофлёр» и др., основными задачами которых являлись – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

 Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях нашей страны созданы все условия для нестандартной подачи материала и проведения уроков, на которые дети идут не из-под палки, а с удовольствием и интересом. Ведь главная задача учителя увлечь ребенка, сделать так, чтобы он сам хотел получать новые знания, не боялся трудностей, уверенно шел к поставленной цели.

Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.

Для того, чтобы разобраться как лучше составить урок и подобрать задания, нужно тщательно изучить возможности интерактивной доски. Ее легко подключить и использовать монитор компьютера для создания разнообразных заданий, но и сама доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Используя заранее заготовленные задания, учитель экономит время и дети выполняют большее количество заданий, (например, таблицы для решения задач или для устного счета) Также создание математических и логических игр повышают интерес ребят.

Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски:

  • Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждой интерактивной доске).
  • Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают пальцами или обводят маркерами, приложенными к доске.
  • Собери новую фигуру (Это задание очень нравится малышам. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки., оно развивает творческие способности и воображение.).
  • Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)
  • Составь закономерности из фигур.
  • Удали или добавь лишнюю фигуру
  • Докажи, что площадь одной фигуры больше или меньше другой (путем наложения).

Все эти задания создают условия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческой самостоятельности, познавательного интереса к математике, внимания, логического мышления, фантазии, воображения, смекалки.

Эти задания можно использовать на различных этапах урока с различными формами работы. Подробно и наглядно можно увидеть презентации в разработке открытых уроков. Цвет и форма геометрических фигур подбираются случайно. Такие задания позволяют также проверить у детей навыки счета, отрабатываются приемы нахождения неизвестных компонентов действий сложения и вычитания. При работе с интерактивной доской отпадает необходимость в записи примеров и таблиц, что приводит к ощутимой экономии времени, появляется стремление решить как можно больше примеров, что, естественно, способствует выработке навыков счета. Такая работа учащихся создает благоприятную атмосферу обучения и способствует осознанному усвоению материала.

 Дети с интересом работают с доской. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Даже первоклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы.

  Но стоит помнить, что планировать свои уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10-20 минут за урок. Это зависит от класса и возраста. Доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока.

Нужно добавить, что уроки с использованием доски требуют очень большой подготовки.

Из всего выше сказанного можно выделить преимущества ИКТ по сравнению с традиционными формами обучения:

-информация, которая преподнесена детям в игровой форме более интересна;

-учащийся самостоятельно может исправить свои ошибки;

-несет в себе наглядный тип информации, понятный детям младшего школьного возраста;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

-можно создать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).

Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс, позволяет организовывать образование детей с ОВЗ на высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающем успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Список используемой литературы:

  1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе / Л.Л. Босова // Информатика и образование. – 2002. –  № 1.
  2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.7. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
  3.  Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
  4. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу  //  Информатика и образование. – 2000. – № 8    
  5. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.
  6.   Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994
  7.  Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru
  8. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.
  9. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования»,  № 44. 
  10. www.nfojournal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: &l...

Доклад на тему: "Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе"

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельстному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной д...

«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игров...

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...

Презентация к уроку по развитию речи и окружающему миру в младшей школе (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья).

Коллеги, представляю Вашему вниманию презентацию к уроку по развитию речи и окружающему миру на тему "Домашние животные". Материал предназначен для обучающихся с огр...